Разумное
Евгений Гришковец. «Реки»
Замечено многими: стоит погрузиться в воспоминания детства, и ты становишься добрее, сентиментальнее. Даже если детство было далеко не идеальным (исключая концлагерь и подобные кошмары). Всё равно ты был невинен и удивлён окружающим миром. Все деревья тогда были большими, и всё делалось в первый раз.
Кажется, об этом мелодичная и медленно текущая, как река, книга Е. Гришковца. Она одновременно грустна и чуть-чуть насмешлива. В ней есть что-то от широко раскрытых глаз впервые взглянувшего на мир человека. А ещё она целомудренна, что по нынешним временам уже сокровище. И к тому же она — не роман, ставший тяжким для суетливого современника, а повесть, которую можно с удовольствием начать и кончить, не вставая с верхней полки по дороге в какую-нибудь командировку.
Недурно, недурно. Рекомендуем!
Доброе
Уильям Шекспир. «Гамлет, принц датский»
Произведения этого англичанина называют «светской Библией». Многие из его произведений кажутся столь же знакомыми, как сказки Пушкина — с детства. Но опыт говорит, что самое неизвестное — это то, что нам кажется с детства знакомым.
Перед нами набивший оскомину — и всё же неизвестный «Гамлет». Сыграть его на сцене для лучших актеров мировых театров — всё равно что альпинисту взойти на Эверест.
О чём эта вечная трагедия? О противоборстве правды вечной и правды земной, творимой грешными руками. О той внутренней борьбе, которая раздваивает душу человека, стоящего перед судьбоносным выбором. О мнимом сумасшествии человека, решающего вечные вопросы…
Шекспир был англичанин, а детей своих, рождённых его фантазией, он помещал в другие страны. Отелло — мавр венецианский, Ромео и Джульетта — из Вероны. Наш Гамлет — датский принц. Датчане — потомки викингов, неукротимый северный народ, весь смысл жизни видевший в войне, наводивший столетиями ужас на всех тех, до кого могли доплыть его лодки. Дания времен Гамлета — это страна, недавно принявшая христианство. «Буря помышлений сумнительных» внутри Гамлета, — это, по мысли о. Павла Флоренского, борьба нового христианского сознания с ветхой и жестокой природой вчерашнего викинга. Так это или нет, мир Шекспира — это клокочущий вулкан, тождественный нашему собственному внутреннему миру.
Бери и перечитывай!
Вечное
Николай Сербский (Велимирович). «Индийские письма»
Не каждому народу повезло иметь своего Златоуста. Сербам повезло. Их святитель Николай Жичский стал для своего народа и златословесным проповедником, и глубоко учёным архиереем, подобно Великому Василию, и тайнозрителем, певцом Святой Троицы, подобно Григорию. Он написал много, и всё, что вышло из-под его пера, нужно облобызать и полюбить на всю жизнь. Но поскольку нельзя объять необъятного, порекомендуем одну из его книг — «Индийские письма».
Это взгляд на Европу, на европейскую религию, обычаи и нравы глазами язычников — индусов, не знающих истинного Бога, но умеющих отличать ложь от правды, храбрость от трусости, болезнь от здоровья. Для них Европа оказалась безумцем, выдающим себя за умного; больным, который хвалится несуществующим здоровьем. Эта книга о том, как знающие истину пренебрегают ею, а незнающие ищут её.
История продолжается, и мы не знаем, кто завтра исчезнет с её сцены, а кто внезапно во славе появится из-за кулис. По мысли святого Николая, индусы могут перенять у нас эстафету христианского созидания…
В топку!
Патрик Зюскинд. «Парфюмер»
Какой негодяй самый опасный? Не знаете? Я вам отвечу: негодяй талантливый. Искромётный. Убедительный. Излагающий свои убийственные мысли сочным и выпуклым языком. Это, собственно, дьявол, знающий, что прошептать из густой листвы наивной Еве.
Из густой листвы современной литературы дьявол всё шепчет и шепчет, и Ева не «отворачивает слух». Перед нами талантливое произведение талантливого человека. Но талант этого человека подобен таланту инженера Гарина, а само произведение подобно его гиперболоиду. Уж не знаю, кому пришло в голову включить «Парфюмера» в школьную программу. Ничуть не хуже было бы включить клипы Мерилина Мэнсона в программу музыкального образования.
Герой произведения почти не разговаривает, мало думает, никого не любит. Его мир — это мир запахов, он вынюхивает свою вселенную и убивает тех, кто пахнет лучше всех. Его трудно судить, поскольку его создал дурно пахнущий жестокий мир, и живёт он так, как умеет, — без надежды на изменение к лучшему.
В общем, это книга не про людей и, соответственно, не для людей. Даже если вам нужно её прочесть на уроках «иностранки», лучше будет получить двойку и не читать. А если вы уже закончили школу, смело отправляйте в топку эту талантливую гадость.
В жизни бы не тратила время на это.