Мэри М. Додж. Серебряные коньки
Сказка — это не фантастическая история о том, чего не может быть в жизни. Сказка — это мир здоровых отношений. Именно в этом смысле повесть М. Додж уместно назвать сказочной: её делает таковой не сюжет (описание конькобежных состязаний в маленьком голландском городке), а поведение персонажей.
Книга обладает удивительной лёгкостью, секрет которой понимаешь не сразу. Эта лёгкость — в отсутствии давящего эгоистического «я», в ежеминутной готовности героев отказаться от своего, от собственных желаний и мечтаний ради другого. Додж рисует мир, где выгодами с радостью жертвуют, а вину берут на себя. В этом мире решающий голос принадлежит совести, а все люди — хорошие, мы просто не знаем обстоятельств их пути.
А серебряные коньки здесь, как и всякий «приз» в нашей жизни, — вероятно, далеко не главное. Это всего лишь лакмус для проверки нравственного здоровья. Выигрывает тот, кто умеет от желанного «приза» отказаться — и получает он многим более. Не по законам сказочного жанра, а по законам истины.
В повести чередуются две, на первый взгляд, обособленные линии — линия бедной семьи Бринкер, творящей своё чудо добротой и трудолюбием, и панорамные картины истории, культуры и обычаев Голландии, о которых, словно невзначай, разговаривают между собой подростки, отправившиеся на конькобежную «экскурсию» в Амстердам. Такое сочетание даёт ощущение того, что история творится не «где-то» и не «кем-то», а в каждом доме, каждым человеком, каждым отдельным поступком.
Конечно, прочитав книгу, можно сказать, что в жизни так не бывает. Но, может, честнее будет признаться себе, что мы так не делаем?
Наталья Жищенко
Марк Твен. Приключения Тома Сойера
Марка Твена нередко называют безбожником. Он часто давал к этому поводы. Во многих своих произведениях он критикует пресвитерианскую религиозность, в которой был воспитан. Зачастую он высмеивает представление об аде и рае, плоскую пресвитерианскую мораль. Но с другой стороны, в конце своей жизни Марк Твен признавался, что единственной хорошей книгой, которую он написал, была история о Жанне д’Арк, где он с симпатией показал хорошую, здравую религиозность. В наиболее известной дилогии «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Твен описывает, как два простых мальчика поднимаются выше морали, в которой были воспитаны. Они готовы пойти на вечные муки за своего друга, беглого раба Джима.
Чтение этих книг, которые у нас обычно считаются детскими, но которые автор сам адресовал и взрослым, помогает читателю заново увидеть яркий и удивительный мир глазами ребёнка, оставляет ощущение атмосферы нравственной цельности, правильной системы ценностей.
Владимир Шолох