Сергей Фудель. Путь Отцов
Порою кажется, что между нами и святыми отцами древности лежит непреодолимая пропасть. Да, их жизнь и подвиги действительно не для нас, однако это вовсе не значит, что их творения актуальны только в монастырских стенах. Сергей Фудель, которого называют самым сокровенным духовным писателем ХХ века, был твёрдо убеждён, что говорить о применении учения отцов в современной мирской жизни — это то же самое, что говорить о сохранении христианства в миру. «Монастырь в миру, ― пишет он, ― есть то, чтобы спускаясь в туннели метро, помнить Недреманное Око. Он есть то, чтобы Саровский лес возрос в пустыне души в то время, как человек окружён всем шумом истории». В своей книге Сергей Иосифович даёт слово самим отцам ― не упрощая сказанное ими, а только выбирая самое сильное, и, как чувствуется, пережитое и дорогое сердцу. Его тихий голос служит связующей нитью, лишь изредка дополняя или разъясняя святоотеческие мысли о воздержании, вере, любви, молитве, благодати...
Возможно, этот своеобразный путеводитель по писаниям святых отцов сподвигнет кого-то познакомиться с их творениями ближе; но в любом случае, книга размывает исторические условности и напоминает душе, что Евангелие ― вечно.
Митрополит Вениамин (Федченков). Небо на земле
Из всех чудес мира самое великое, самое дивное и непостижимое ― это чудо Божественной литургии. Святые отцы пишут, что только ради Божественных Тайн на небе светит солнце, а земля даёт свои плоды. Без литургии невозможна не только полнота жизни, но и сама жизнь: ведь хлеб, которым мы питаемся, по слову святителя Серафима (Звездинского), ― это крохи от трапезы Господней.
Предлагаемая читателю книга ― одна из самых глубоких из всех, когда-либо написанных о Евхаристии. В её основе ― мысли о литургии праведного Иоанна Кронштадского, жившего и дышавшего святым богослужением. Митрополит Вениамин, выдающийся церковный иерарх и богослов, которому в молодости посчастливилось сослужить отцу Иоанну, систематизировал в единое целое духовный опыт и переживания, изложенные кронштадтским батюшкой в его дневниках. Потому каждое слово в ней ― живое, горящее огнём любви к Богу и болью за нас, не желающих ценить бесценный дар Неба.
Чтобы прочувствовать полноту и величие смыслов книги, её, вероятно, придётся перечитать не раз. Лучше всего, наверное, сделать её настольной; хочется верить, и мы сподобимся переживать каждую литургию как самый большой и самый светлый праздник нашей жизни.
Наталья Жищенко
Ольга Гусакова. Хранители веры. О жизни Церкви в советское время
Сегодня православные храмы наполняются новыми прихожанами, среди которых множество молодёжи. Но всё меньше остаётся среди нас свидетелей ушедшего века — века новомучеников и исповедников. Журналист Ольга Гусакова собрала в своей книге истории людей, сохранивших веру и верность Церкви в условиях гонений и жесточайших испытаний. Среди героев книги много священников (некоторые из них более полувека служат Церкви), есть и учёные, и церковные «бабушки». Судьбы их, такие непохожие, отражают разнообразие действия Божиего Промысла. Кто-то из героев книги происходит из древней священнической «династии», кто-то, наоборот, рассказывает о своём пути к вере вопреки атеистическому воспитанию. Многие лично знали тех, к кому мы сегодня обращаемся в молитвах — святых подвижников ХХ века, и делятся личным опытом общения во Христе.
Времена меняются, и какой бы ни стала внешняя жизнь Церкви завтра, её главное сокровище — жизнь внутренняя — не оскудеет для тех, кто верен по-настоящему. Их яркие свидетельства бесценны и для истории, и для каждого из нас. По словам одного из героев книги, «Церковь может дать всё — для любого ума. Чем больше жаждет ум, чем более взыскует сердце, тем больше оно получит в Церкви».
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак в Православии
В эпоху кризиса ценностей чрезвычайно важно вернуть понятиям и явлениям их изначальный смысл. Яркий богослов и знаток святоотеческого наследия, отец Иоанн в своей работе предлагает осмыслить глубинную суть таинства Брака, видя в этом понимании ключ к решению «жгучих проблем современности».
Как реставратор открывает древнюю живопись, слой за слоем счищая позднейшие наслоения, так и автор книги, совершая экскурс в глубину веков, подводит читателя к мысли: церковный брак теснейшим образом связан с Евхаристией, и центральная идея христианского бракосочетания состоит в совместном причащении от одной Чаши.
Из книги видно, насколько разный смысл вкладывали в понятие брака иудеи Ветхого Завета и первые христиане; как были искажены представления о таинстве в западном христианстве — при парадоксальном сохранении древней формы бракосочетания за литургией. Западная церковь уподобляет брак буквально юридическому контракту, теряющему силу со смертью одного из супругов, в то время как Православие видит в браке таинство, продолжающееся в жизни вечной. Автор замечает: «Хотелось обратить внимание читателя на православное представление о браке как о таинстве, то есть о том его аспекте, которого психология, психоанализ, социология и право исчерпать не могут».
Андрей Кириллов