Павел Муратов. Образы Италии
Эта классическая, «программная» книга — не путеводитель, не дорожный дневник. Скорее — реальность, воссозданная заново.
У каждой большой европейской культуры непременно есть своя история взаимоотношений с итальянской культурой, с мифом Италии. Великие французы, немцы, англичане создавали свою особую Италию; и культура русская на каком-то этапе со всею силой и широтой русской души включилась в эту игру. Среди прочих русских свидетельств книга Павла Муратова стала, наверное, самым знаковым «приношением» Прекрасной стране. Она и фундаментальна, и в то же время поэтична; в ней — потрясающая свобода движения в пространстве культуры.
В советские годы книга была культовой, дореволюционный двухтомник размножался средствами самиздата и чрезвычайно ценился. Приятно, что недавно переизданные в трёх томах «Образы Италии» сразу стали бестселлером.
Пруст устами своего героя говорил, что поездки в Парму, Флоренцию и Венецию не обязательны, так как одно произнесение имени города делает картину осязаемой. Стремиться увидеть Италию или нет — личное дело каждого, но прикоснуться к её несказанному богатству — несомненная радость, и книга Муратова — щедрый залог такой встречи с искусством, природой и народом Италии. Встречи, возможной вне зависимости от того, пожелает ли читатель отправиться в путешествие.
Жак Эргон. Повседневная жизнь этрусков
Таинственная цивилизация этрусков процветала на территории Италии в VIII–III веках до Р. Х. Их империя занимала почти весь Апеннинский полуостров; этрусская династия Тарквиниев правила Римом; став хозяевами морей, этруски наводили страх на Великую Грецию...
И всё же их происхождение — нераскрытая тайна, письменность их до сих пор не прочитана. Такие загадки — вечная тема для спекуляций от любителей «альтернативной истории». Книга выдающегося историка античности Жака Эргона, напротив, демонстрирует, как работает мысль настоящего учёного. Исследуя древние хроники, данные археологии, произведения литературы и искусства, автор попутно приводит любопытные факты научной «кухни». Ему удаётся живо воссоздать портрет народа в историческом «интерьере» — в его политической, культурной, бытовой реальности — недаром книга вышла в популярной серии «Повседневная жизнь».
Культура этрусков сложилась под влиянием Востока и Греции, но интересно, что сами они были при этом верны собственной самобытности и впоследствии, будучи завоёванными римлянами, оказали цивилизующее влияние на завоевателей. Говоря словами Горация, «будучи побеждены, победителей своих покорили».
Прослеживать на конкретных примерах преемство цивилизаций захватывающе интересно. Возможно, в наш век информационного изобилия подобные труды — противоядие от легковерности и падкости на сенсации.
Екатерина Ткачёва
Джанни Родари. Грамматика фантазии
Джанни Родари (1920–1980) известен, очевидно, каждому — и с самых ранних лет. Да, это тот самый детский писатель — создатель эпопей о Чиполлино (1951), Джельсомино, Джованнино; автор культовых «Голубой Стрелы» и стихотворения «Чем пахнут ремёсла». Также его перу принадлежат десятки коротких странных сказок, сочетающих фантастичность и иронию, доходящую до абсурда, с ненавязчивой назидательностью.
Помимо произведений для детей Родари сорок лет назад написал и трактат для молодых родителей под названием, примерно означающим «Азы фантазирования» (издан по-русски под точным, но менее удачным заглавием «Грамматика фантазии»). Это опытное руководство по... придумыванию сказок, фентезийных новелл. Впрочем, эти советы пригодятся не только матерям и отцам, но и всем молодым и немолодым людям. Ведь умение задать эффектный старт сюжета, виртуозно развернуть многолюдную панораму, «музыкально» вывести кульминацию и красиво «обрушить» коротенький текст к финалу — полезны как форма саморазвития, навык артистично вживаться в образы и чувствовать личности иного склада.
И уж, конечно, сказкотворчество могло бы стать для каждого удачной заменой игр, не говоря уже о кроссвордах. А для кого-то — и моментом самореализации.
Олег Кочевых
Хрестоматия по сравнительному богословию
Любой, кто не относится формально к своей вере, рано или поздно сталкивается с необходимостью объяснить для себя, чем отличается православие от католичества и протестантизма. Расстояния в современном мире сократились, и некогда далёкие народы и веры стали близкими, и потому забыть о существовании разнообразных конфессий невозможно. Вопрос о том, в чём же отличие между ними, столь интересен, что своё мнение по этому поводу есть зачастую даже у тех, кто вообще не верит в Бога и не принадлежит ни к одной из церквей. Для тех православных, для которых сравнение православия и западного христианства — не праздный вопрос и которых не удовлетворяют упрощённые и схематичные ответы, и предназначена «Хрестоматия». Под обложкой этой книги собраны статьи, исследования и даже полемические сочинения разных авторов, которые в сумме дадут вдумчивому читателю весьма полное представление о разнице между православием и католичеством. Книга была создана как пособие для семинаристов, но разве только им интересны вопросы веры?
Иеромонах Савва (Гамалий)