Украина — не Руанда?

В 1994 году в результате вооруженного переворота в Руанде к власти пришли военные из племени хуту. На улицах появились блок-посты и ополченцы-хуту. Местные СМИ начали подогревать обстановку, называя тараканами всех, кто принадлежал к племени тутси. Новая власть вооружила ополченцев при помощи мачете. Волна насилия и убийств захлестнула Руанду.

Эта скупая хроника очень напоминает события в Украине. Те, кто смотрит украинское телевидение или читает украинские новости, без труда могут переиначить эту хронику так:

В 2014 году в результате вооруженного переворота в Донбассе к власти пришли боевики из самопровозглашенной ДНР и диверсанты из ГРУ. На улицах появились блок-посты и ополченцы-сепаратисты. Российские СМИ начали подогревать обстановку, называя фашистами и нацистами всех, кто принадлежал к приверженцам единой Украины. Новая власть Донбасса вооружила ополченцев при помощи автоматов. Волна насилия и убийств захлестнула Донбасс.

Те, кто смотрит российское ТВ или читает российские новости, легко прочтут вот так:

В 2014 году в результате вооруженного переворота в Украине к власти пришли бандеровцы из фашистской хунты. На улицах Донбасса появились блок-посты и ополченцы, выступающие против фашистов. Украинские СМИ начали подогревать обстановку, называя сепаратистами всех, кто принадлежал к протестующим против фашизма. Новая власть вооружила нацгвардию и правосеков при помощи автоматов. Волна насилия и убийств захлестнула Донбасс.

Какой бы ни была правда, очевидно, что наша история сейчас развивается по тем же законам, что и история небольшой африканской страны — Руанды. Там все закончилось геноцидом, за 100 дней число убитых составило 800 тыс. человек (в основном тутси), а это более 10% населения страны. Если мы в Украине еще не дошли до массового истребления, то лишь потому, что взаимная ненависть пока не достигла нужной точки кипения. Но ведь это еще не конец.

Нам может казаться, что мы — не такие. Мы никогда не дойдем до таких страшных зверств, какие были в Руанде. Уж я-то — человек положительный и здравомыслящий. Уж меня-то никто на такое не подвигнет. Но лучше не зарекаться.

В социальной психологии широко известен эксперимент Милгрэма. В ходе этого эксперимента испытуемому предлагали поучаствовать в исследовании обучаемости человека. Испытуемому доверяли роль «учителя», ему предстояло обучать «ученика». Экспериментатор задавал вопросы «ученику», а «учитель» должен был за неправильные ответы подвергать «ученика» воздействию электрического тока. За каждый последующий неправильный ответ напряжение тока возрастало на 15 вольт. Пределом же было 450 вольт. «Учитель» не знал, что Милгрэм исследует не способности человека обучаться под воздействием тока, а способность человека сопротивляться бесчеловечным приказаниям. Подсадной «ученик» был актером и изображал боль, истерику и даже потерю сознания при «воздействии» воображаемого тока. Если «учитель» отказывался «бить» током «ученика», экспериментатор авторитетно призывал «учителя» продолжать эксперимент, увеличивать силу тока, несмотря на крики и мольбы истязуемого «ученика». Только если «учитель» категорически заявлял о выходе из эксперимента или четыре раза подряд пытался сопротивляться авторитету экспериментатора, истязания прекращались. Так вот, если описать этот эксперимент случайным людям, то 100% из них заявят, что никогда в такой ситуации не дойдут до того, чтобы ударить другого человека током напряжением в 450 вольт. Опрошенные эксперты-психологи довольно единогласно предсказали, что лишь 1% людей (т. е. лишь явные садисты) смогут дойти до конца, до 450 вольт. Однако результат эксперимента всех шокировал: 65% участников подчинились воле экспериментатора и дошли до 450 вольт. Это значит, что 2/3 людей легко совершают злодеяния в случае, если они уверены, что не несут ответственности за них. Потому не стоит быть столь уж уверенными, что руандийский сценарий у нас не повторится, что мы не такие.

Год назад на русский язык была переведена книга еще одного социального психолога Ф. Зимбардо, автора не менее известного Стэнфордского тюремного эксперимента. В ходе этого эксперимента добровольцев из вполне благонамеренных членов общества случайным образом поделили на «заключенных» и «надзирателей» и попросили пожить в воображаемой тюрьме. Через 5 дней эксперимент пришлось прекратить из-за жестокости, которую стали проявлять «надзиратели» к «заключенным». Зимбардо назвал свою книгу «Эффект люцифера, или почему хорошие люди превращаются в злодеев». Изучая результаты психологических экспериментов, а также историю Второй мировой войны, геноцида в Руанде, он пытается ответить на вопрос, почему же хорошие люди совершают бесчеловечные злодеяния. Из его работы можно выделить три основных фактора, которые приводят к массовому насилию:

1) Дегуманизация жертвы. Совершить насилие значительно легче, если отказать жертве в человеческом достоинстве. В Стэнфордском эксперименте «заключенных» не называли по именам, а только по закрепленным за ними номерам. Нацисты называли евреев крысами и паразитами. Хуту называли тутси тараканами. И сегодня мы слышим нескончаемый поток унизительных прозвищ, которые отказывают людям в человеческом достоинстве: майдауны, майданутые, фашисты, нацисты, хунта, каратели, бандеровцы, укры и т. д. С другой стороны им пытаются ответить: колорады, ватники, рашисты. Сложно убить человека, у которого есть семья, дети, свои мечты, стремления, свое представление о счастье, есть имя и фамилия. И значительно легче убить «фашиста» или «ватника», ведь это уже вроде бы и не люди.

2) Деиндивидуализация агрессора. Значительно легче агрессия проявляется тогда, когда царит атмосфера анонимности или обезличенности в толпе. Если никто не знает, что это именно я, то мне легче совершать беззаконие. Темные очки, раскрашенные лица, всевозможные маски, одинаковая военная форма, которая сливает толпу в одно целое, неразложимое на отдельных людей, — все это способствует проявлению насилия.

3) Наличие системы или авторитета, на которые человек перекладывает ответственность за свои поступки. Иногда эта система или авторитет могут быть вовсе надуманными и несуществующими, главное, чтобы человек сам с себя снял ответственность и переложил ее пусть и на нечто вовсе не существующее. Всевозможные организации, полевые командиры, органы власти (как законные, так и самопровозглашенные), воображаемые особые порядки военного времени, — на все это с легкостью можно переложить ответственность и освободить свою совесть.

Но что же можно сделать, чтобы не повторить путь Руанды? Большинство из нас мало влияет на течение истории: другие люди дергают за ниточки, придумывают, как лепить общественное мнение, как достичь своей выгоды за счет народа... И все же на свое место в истории может влиять каждый. Христианин просто обязан сопротивляться перечисленным факторам, чтобы не стать участником какого-либо злодеяния над людьми. Христианин может противопоставить этому веру в то, что каждый человек есть образ Божий. Каждый человек призван Богом от небытия в бытие потому, что Бог полюбил этого человека. Потому и я как христианин не могу, не имею морального права унижать какого бы то ни было человека, отказывать ему в человеческом достоинстве, не видеть в нем человека. Также христианин знает, что Бог его видит всегда, и спрятаться от ответственности перед Богом за чужой спиной не получится. Обмануть можно себя, других, но Бога — никак не обмануть. Потому ни система, ни командир, ни маска не освобождают от ответственности перед Богом.

Большинство христиан скажут, что они и так все это знают, и зачем было томить этими рассказами про Руанду и психологические эксперименты? Но почему-то и среди христиан полно людей, которые кипят злобой на «фашистов» или на «ватников». Множество из нас, зная Евангелие и зная заповеди, все же позволяют себе растить в душе ненависть к мыслящим иначе. Так может, когда закрутится кровавое побоище, многие христиане позволят себе лишать жизни тех, кого они возненавидели, с такой же легкостью, как допустили в сердце ненависть?

Если мы христиане, то наши главные враги — это смерть и ее причина — грех. А значит, тот, кто иначе представляет свое счастье и будущее нашей страны — не враг мне. А вот тот, кто говорит мне, что такой человек и не человек вовсе, а «фашист» или «колорад», и таким образом склоняет меня ко греху, такой человек работает на того, кто первый согрешил, на диавола. Те же, кто поддаются этому темному влиянию, заражаются ненавистью к оппонентам и унижают их, отказывая им в человеческом достоинстве, те не просто согрешают, но и льют масло в огонь конфликта. Вне сомнения, если не потушить этот огонь, мы докатимся до Руанды. Таков закон развития ситуации. И пусть каждый знает: любое унизительное слово в адрес мыслящих иначе, — это его личный вклад в тот страшный огонь, что опустошает нашу страну.

Дата публикации на сайте: 29 May 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 51 по 69 из 69
00:58 01.06.2014 | Архим. Савва
Николай, в статье я ни словом не обмолвился о своей позиции в конфликте. У меня сердце болит, когда я вижу как христиане теряют человеческий облик и тонут в пучине ненависти. Я не предлагаю путей решения конфликта, не доказываю кто прав. Я о другом. О том, что надо быть человеком и христианином. Христос блудницу не осудил, а может и исцелил от греха, а Вы злорадно западных украинцев проститутками работать отправляете. А потом рассказываете, что ненависти у Вас нет к жителям франковской области. Не пора ли прозреть?
23:58 31.05.2014 | Николай
-----продолжение-----

Вы вообще занимаете достаточно нигилистическую позицию в плане "в этом споре обе стороны заведомо неправы и виноваты". Я не исключаю и такого варианта, но не согласен с его аксиоматизацией. В вопросе выбора между католицизмом и православием мы ж признаем, что православные в главном правы? Мы видим, что в православной Церкви есть епископы-пидары, монахи-стяжатели, миряне-грешники, и т. д. И видим позитивных баптистов там каких-то, делающих полезную волонтерскую работу, и в никаких компрометирующих действиях не замешанных. Но мы таки ведь знаем, что несмотря ни на что, в главном правы именно православные. В данном конфликте между западом и востоком я тоже вижу серьезную необходимость исследования и оценки степени вины каждой стороны. И не вижу ничего плохого в самоопределении и дистанцировании от оппонентов.
23:58 31.05.2014 | Николай
О. Савва - В РФ чеченцев не называют русскими, а русских - чеченцами, вот и вся разница. Чеченцам дали свою терроиторию, где они живут как хотят, и пока они не приезжают в Москву и не начинают танцевать лезгинку на Арбате - все всех устраивает.

Если жители франковской области - украинцы, то я отказываюсь называться украинцем. В этом нет никакой ненависти, просто культурное и языковое самоопределение. Понятно, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, но почему национальные черты западноукраинцев, их мировозрение, культура и язык объявляются эталонными, а восток объявляется "осталым", руссифицированным, и т. д.? Не знаю точно, насколько ли вы меня старше и учились ли в школе во времена независимой украины, но я точно учился, и хорошо запомнил все зомбирование о том, что все русскоязычные украинцы - жертвы руссификации, которых нужно срочно "излечить", научив их снова разговаривать на мове, привив им обратно украинскую культуру. Эта языковая и культурная агрессия очень сильна. При этом, эта агрессия полностью ассиметрична - где вы видели "схидняка", рассказывающего западным, на каком им языке разговаривать и какие песни петь, какую литературу читать и с кем дружить? Я не наблюдал. Вот эта ассиметрия по-человечески обижает и расстраивает.

23:39 31.05.2014 | Архим. Савва
Светлана.
Немцы пришли к нам издалека. С чужим языком, нацистской идеологией.
А в Руанде хуту и тутси жили годы бок о бок. Их дети вместе в школу ходили и вместе в футбол тряпичными мячами гоняли. А потом хуту объяснили, что надо резать тараканов, то есть тутси.
Разве вы не видите разницы?
Но ведь очевидно, что наш враг - это тот, кто упорно впиливает в наши мозги, что мыслящий иначе - это фашист или колорад.
23:28 31.05.2014 | Архим. Савва
Николай: "Проблема Украины в том, что два очень разных народа были искуственно смешаны в один... Пусть Запад едет работать автомойщиками и проститутками в Европу".
Может быть наша проблема все-таки не в разности людей? Вот в РФ национальностей тьма, и вроде ничего. Неужто у русских и чеченцев общего больше, чем у вост.украинцев и зап.украинцев? Может проблема в том, что кому-то очень выгодно, чтобы мы ненавидели друг друга? А мы рады стараться танцевать под эту музыку ненависти, забыв напрочь о Евангелии?
23:25 31.05.2014 | Светлана
Интересно, а как бы трактовали наши деды в июне 41го хронику про Руанду? Интересно, победили б они фашизм и освободили бы они Родину от оккупантов, если бы рассуждали так, как научает автор - что главное,это не допустить в сердце ненависть, уважать врага, примириться с агрессией?
22:37 31.05.2014 | Николай
Проблема Украины в том, что два очень разных народа были искуственно смешаны в один. Западные украинцы и восточные украинцы - очень разные, и это факт. Вот и получается, что запад имеет свой мировозренческий, культурный и религиозный взгляд, а восток - свой. Границы сегрегации, конечно, размыты, но тем не менее очевидны. В таком случае, единственным некровопролитным выходом было бы восстановление нормальной дистанции в отношениях между западом и востоком. Как сказала одна западная поэтесса - никогда мы не будем братьями. Это замечательно! Нет ничего плохого в том, чтоб не быть братьями. Давайте будем знакомыми, друзьями, партнерами. В этом и ключ к миру на Украине. Пусть Восток получает рынки РФ, а Запад едет работать автомойщиками и проститутками в Европу, каждый волен делать свой выбор. Главное отказаться от идеи мононациональной, монокультурной, монорелигиозной, моноязычной Украины и прочей унитарной ереси.
08:59 31.05.2014 | Лилия
Сожалею, что людям легче смириться с возможным геноцидом, чем услышать голос священника, через который Бог хочет спасти...
У Бога много священников и пророков, кто-то из них говорил и шесть месяцев назад, кто-то- неделю назад или вчера. А сегодня нам Бог говорит через Савву. Услышим?
"Но наставляйте друг друга каждый
день, доколе можно говорить:
«ныне», чтобы кто из вас не
ожесточился, обольстившись
грехом".(Евр.3:13)
00:01 31.05.2014 | Архим. Савва
Лена, не могу с Вами согласиться. Кроме молитвы (хотя и это само собой), задачей Церкви есть, как мне видится, и проповедь Евангелия. Очень надеюсь, что мой текст направлен на решение этой задачи. Если жить не по Евангелию, нас ждет "руанда". А если кто живет по Евангелию, то такой человек никогда не будет участвовать в "руанде". И "руанда" как раз и начинается с презрения к оппоненту и с унизительного слова, брошенного в его адрес.
Да и игнорировать политические и социальные вопросы, не всегда значит поступать по правде Божией. Вот был как-то на Руси царь. Жесткий и властный. Задумал он пару тысяч новгородцев насмерть замучать. Послал соратника в этом деле - Малюту - к опальному и смещенному митрополиту, испросить благословение на это дело. А митрополит как раз и был смещен за то, что не игнорировал социальные вопросы, а заступался за обижаемых. Митрополит и тут не уступил, не дал благословения на зверства. Так Малюта его и задушил. Теперь все знают, что звали этого митрополита Филиппом. В церквах ему молятся, фильмы про него снимают. Имя его в святцах красуется. Но внимательный человек скажет: а ведь это был опальный и смещенный митрополит, значит в Москве был уже другой. Был, но без справочной литературы имя его никто не вспомнит. Звали его Кирилл. Так этот Кирилл как раз игнорировал, и никто его за это как-то не хвалит.
Вобщем, каждый на своем месте должен делать то, что должен. Если я вижу, что в сложившейся ситуации многие христиане теряют человеческий облик и с готовностью бросаются в омут взаимной ненависти, то мне кажется, что я должен попытаться позвать их назад, к человечности.
23:07 30.05.2014 | лена
люди, писавшие коменты, -извините, но по-моему вы тупые. Вообще не сечете что от вас ниче не зависит. От того что вы умствуете на темы политические ниче не поменяется, хоть рассылай статью всем хоть не рассылай. Будет так как должнт быть, руанда значит руанда. Бог все держит. Фу аж разозлила меня статья. Странно что церковь в лице автора держит по этому вопросу еще какую-то позицию (пусть даже нейтралитет). задача церкви (меня так учили) молится, зачем вообще на эту тему говорить, писать?? я искрене не понимаю. На мой взгляд эти политические социальные вопросы нужно игнорить. Совсем! Бог все правит и будет как должно быть. Растроил отрок
22:00 30.05.2014 | Архим. Савва
Юрий: "Где же был автор ровно 6 месяцев назад?"
Говорят, что лучше позже, чем никогда. Автор 6 месяцев назад не интересовался новостями и общественно-политическими событиями. Потом долго пытался понять что происходит, перечитывал Оруэлла ("русский мир" - как это теперь по-оруэлловски), Легенду о великом инквизиторе. Происходящее шокирует скоростью расчеловечивания огромного количества людей, в том числе христиан. Вот и хочется хоть и поздно, но позвать людей оставаться людьми.

Анна: "статья... ничего не решает и ни к чему не ведет".
Не думал предложить выход из ситуации. Просто хотелось напомнить христианам о необходимости быть христианами. Наверное, к этому и призван священник.

Анна: "Поскольку мы все далеки от святости, кипения страстей нам не избежать".
Как раз хотелось бы предложить другую логику: поскольку мы далеки от святости, нужно усиленно за нее бороться.

Анна: "Очень корректная, дипломатичная статья".
Именно так, "ибо гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1:20). Да и истину человек видит только в тишине, только когда ему глаза не застилает гнев. Хочется не полемики, а спокойного размышления, которое может помочь навести резкость на происходящее.

Александр: "этой статьей очень подогревается неприязнь между людьми".
Если это и вправду так, то замысел просто не удался. Простите.
11:32 30.05.2014 | Тамара
Согласна с Юрием и, особенно - с Анной. Хорошая статья, даже - очень, многое (но далеко не всё, больше по психологии управления толпой)раскрывающая, только запоздавшая. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что "фашисты", "нацисты", "каратели", "бандеровцы" - это определения, имеющие под собой реальную исторически-политическую основу, а не прозвища, точно также, как и "ополченцы" и "сепаратисты". Другое дело, что применяют их иногда не по адресу. С Историей шутки плохи. Вашу бы статью - не полгода назад, лет так 20. С чем абсолютно согласна, так это с тем, что христианин должен верить, что в каждом человеке есть образ Божий, и прилагать все нравственные усилия, чтобы не допустить морального унижения. Но молчанием предаётся Бог. Но, если этот "образ Божий" завтра ворвётся с оружием в мой дом - то выбор однозначен.
11:03 30.05.2014 | Дмирий
Правдивая и честная статья. Полностью согласен с автором. Через фильм "Отстреливая собак" (снятый при участии выживших в тех ужасных событиях 1994 года тутси) знаком с ситуацией в Руанде. Действительно очень похоже на то, что творится сейчас на Украине. Я реально опасаюсь геноцида украинцев на Донбассе. Люди озлоблены, а СМИ (как проукраинские, так и пророссийские и иже с ними) только подливают масла в огонь. Действуют по принципу: "Кто не с нами, тот против нас!" Это недопустимо! Ещё чуть чуть, и Руандийкий ужас может повториться у нас. Да. Уже сотни людей погибли, даже не сотни а наверное уже тысячи. Необходимо остановить войну, или счет пойдёт уже на десятки тысяч или даже на сотни... примириться после такого станет просто невозможно! и так уже на Донбассе "украинец" звучит практически как "фашист", а на правом берегу Днепра к жителям Донбасса относятся как к сепратистам. Без разбора! Поголовно! Нам не выяснять бы, кто плох а кто хорош, а признать что мы просто разные. Признать, что у нас сложная история. Перестать гадить друг другу на могилы наших (таких разных) героев. И увидеть наконец, что несмотря на всю нашу разность и непохожесть, мы по большому счёту хотим одного и того же - свободно жить и трудиться на своей родной земле, влюбляться, рожать детей... Хотим человеческого отношения к себе...
08:49 30.05.2014 | Александр
Мне кажется , что этой статьей очень подогревается неприязнь между людьми . Вера наша очень гуманна и нет необходимости проводить подобные аналогии . Спаси Господи !
08:40 30.05.2014 | Галина
Отлично написано!!! Буду копировать и распространять везде, где только можно!!!
07:13 30.05.2014 | Евсевий
Спасибо, отец Савва! Ваша статья представляет точку зрения Евангелия и самого Иисуса Христа. Так мыслило и действовало раннее христианство. Об этом никогда не поздно напоминать. Ваше заключительное заявление: "пусть каждый знает: любое унизительное слово в адрес мыслящих иначе, — это его личный вклад в тот страшный огонь, что опустошает нашу страну" подтвердает Господь словами Нагорной проповеди: "кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет : "безумный", подлежит геенне огненной". Как же Господь назовет тех, кто говорят на противников: "фашист", а в ответ слышат аналогичное – "колорад"?
01:20 30.05.2014 | Юрий
"Если не потушить этот огонь..." Посмотрите на календарь! Где же был автор ровно 6 месяцев назад??? Что толку сейчас начинать этот разговор, когда этот "огонь" уже успел сожрать под тысячу жизней в буквальном смысле и ненавистью горит в сердцах сотен тысяч, готовя их к принесению новых жертв?
17:53 29.05.2014 | Анна
Очень корректная, дипломатичная статья... которая ничего не решает и ни к чему не ведет. Поскольку мы все далеки от святости, кипения страстей нам не избежать. Но кроме этого существует реальное противостояние. Западная цивилизация и восточная. евроинтеграция или союз с Россией. Кто объяснит как сохранять такой красивый нейтралитет в данной ситуации, когда рвет в разные стороны? И не будет ли это банальным равнодушием к судьбам детей? Ведь от того какой курс выбирает держава зависит очень многое в истории.
15:06 29.05.2014 | Афанасий
"В социальной психологии широко известен эксперимент Милгрэма."
А что по этому поводу известно в православии?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 4149439318442625.
Отрок.ua в: