Великая Американская Мечта

Пока готовился «американский» выпуск «Отрока», в свет вышла новая книга Евгения Гришковца. Под загадочным названием «А.....а» скрывается громкое имя огромной державы. Оказалось, что у автора, как и у редакции, накопилось немало вопросов к этой стране-мифу. Порадовавшись такому совпадению, мы решили в сокращении опубликовать один из самых удачных фрагментов книги.


…Как же я был… нет, не разочарован, а как-то именно обескуражен и растерян, когда во всей своей простоте, наготе и отчётливости стало понятно мне значение словосочетания «великая аме­риканская мечта». Помню, я поверить не мог в то, что эта «мечта», будоражащая моё воображение, когда упоминалась в американских романах, журналах, фильмах и передачах об Америке, оказалась таким простым, элементарным, еcли не сказать примитивным, желанием.

Многие герои витиевато написанных и объёмных книг американских писателей были движимы «великой американской мечтой». Кто-то из них клал жизнь на её достижение, кто-то от неё отказывался изначально, а кто-то её достигал и не знал, что делать с этим достижением дальше.

Какие-то солидные и явно знающие вопрос специалисты по Соединённым Штатам, настоящие профессора или большие дипломаты, многие годы проработавшие в Америке, часто утверждали, что феномен США как великой страны и нации объясняется наличием Великой Американской Мечты.

В этом словосочетании грезились мне сильные и весьма сложные движущие силы. Почему? А потому, что, если это мечта — значит, это что-то сокровенное, прекрасное и даже нежное. Разве может быть мечта другой?! А коль скоро она «великая» — значит, это очень сильная, более чем сильная мечта! А сильно мечтать могут только по-настоящему чувствительные, неспокойные, неравнодушные и, по большей части, романтические люди. Ну а если великая мечта ещё и американская, то, значит, она может и должна быть присуща всей американской нации, это такая национальная, особенная и не постижимая для других народов мечта.

А потом я вдруг понял, что я не мог понять и постичь значение термина «Великая Американская Мечта», потому что сам отказывался понять и принять простоту и элементарность этого значения.

Я не мог согласиться с тем, что все те потаённые смыслы, которые чудились мне за словами «Великая Американская Мечта», на самом деле просто сводятся к сильному желанию заработать много денег. Это желание! Правда, очень сильное желание и очень больших денег… И даже необязательно заработать, а, возможно, как-нибудь выиграть, найти, вытянуть некий счастливый билет, получить в виде наследства или как-то иначе.

В отличие от нашего геолога, который изо всех сил хотел найти нефть, получая стандартную зарплату, который день и ночь, подвергая свою жизнь опасности, искал новые месторождения из профессиональных, государственных и романтических соображений, или даже по причине азарта, американец со своей «великой мечтой» хотел, чтобы нефть нашли у него на ферме, в огороде или на лужайке перед его домом.

Я поверить не мог, что Великая Американская Мечта — это просто сильное желание разбогатеть, и всё. Желание это, конечно, было окружено и оформлено сложными кружевами индивидуальных мотивов и поступков, но, в конце концов, оно было простым и ясным желанием богатства или, если сказать ещё проще, желанием иметь много денег.

Я полагаю, что это нормальное желание. В мире есть много всего, чего я хотел бы иметь, испытать или хотя бы попробовать, но на это у меня нет денег, при этом я знаю, что таких денег нет и не будет никогда. Им просто неоткуда взяться. Однако отсутствие достаточного количества денег не отменяет моих желаний, а также не отменяет желания иметь те самые деньги, которым в моей жизни неоткуда взяться. Это желание бывает едва ощутимым, бывает чрезвычайно сильным, а бывает, что оно доходит до отчаяния. Но я никогда не смог бы назвать это желание своей «великой мечтой».

Богатство и всё то, что с ним связано, никогда не было моей мечтой. Желанием было, а мечтой — нет. Как-то меня так воспитывали, и я так привык, что об этом стыдно мечтать. Стыдно иметь такую по сути простую, ясную и слишком понятную мечту. Меня воспитывали и учили, что мечтать можно о чём-то тонком, лучше всего иметь какую-нибудь весьма специальную мечту, например, открытие в области какой-нибудь науки. Или мечту высокую, связанную не с личными благами, а с благом вообще, с благом для человечества. В желании, не в мечте, а именно в желании обогащения было бы как-то даже неудобно признаться.

Думаю, что во всём мире все люди хотят богатства. Это нормально! В каких-то странах хотят более открыто, в каких-то менее. Но почему-то именно в Америке этому желанию присвоили столь красивое название. И тем самым сделали его фундаментальным, правильным, хорошим, достойным всяческого почтения, уважения и подвели под него культурно-эстетическую базу.

Мы же все так много читали книг, написанных нашими писателями на родном языке. Книг, где герои, имеется в виду главные герои, и не помышляли о деньгах и не могли помышлять, иначе они бы перестали быть главными. Это второстепенные герои о деньгах помышляли. Второстепенные и несимпатичные. Хотя и они тоже переживали и страдали из-за того, что деньги их беспрерывно толкали на подлость и низость.

А главные герои мучительно искали своё место в жизни, ставили перед собой болезненно-сложные и чаще всего безответные вопросы, нечеловечески-сильно были влюблены, мучили себя и других. Но мучили не из-за денег. Нет!

Эти герои постоянно подвергали свою жизнь переосмыслению, разговаривали со шкафами и деревьями, как с людьми, помнили с юности заросшие пруды и беседки. Им каждая тропинка или куст что-то напоминали. Каждая смена времён года ими остро и крайне чувствительно переживалась. В криках птиц, в вое ветра за окном или в треске поленьев в печи они слышали что-то особенное.

Эти герои покидали шумную столицу, чтобы посе­литься в фамильном доме, окружённом неухоженным и запущенным парком, чтобы ходить осенью по полям и перелескам с ружьём и с собакой. Ходить даже не для того, чтобы подстрелить утку, а чтобы побеседовать с собакой, попечалиться, чтобы убедиться, что именно в этих фамильных полях и лесах, где знаком каждый ручеёк, поляна и деревце, собственно, и есть настоящая жизнь, а никак не в столице.

Или эти герои, наоборот, рвались из сонного царства, тихого сельского уклада в полную деятельности столичную жизнь.

Герои этих книг обязательно должны были быть одиноки, остро чувствовать время, в котором живут, и не совпадать с ним, не находить себя в существующем порядке вещей и существующем мире в целом. Герой нашей литературы не мог быть счастлив каким-то простым и понятным счастьем.

Так что, когда я смотрел американский фильм, в котором герой едет и едет по бесконечной дороге, по бескрайней равнине с редкими горами на горизонте, то есть по тем самым местам, по которым когда-то ехали одинокие ковбои, я не мог поверить, что он просто едет в Лас-Вегас с желанием и целью разбогатеть.

Я смотрел такое кино и сам придумывал особые причины и дополнительные смыслы, движущие героя фильма по той дороге. Я пытался в его стремлении в Лас-Вегас найти символы и метафоры.

Я не то чтобы не мог поверить в то, что человек может просто ехать куда-то с целью наживы и обогащения и при этом особенно или совсем не думать о том, какую он жизнь оставил позади и какая его ждёт впереди, не замечать красоты окружающего пейзажа, не любоваться закатом или рассветом, не мучиться сомнениями, не страдать от любви или от одиночества… Я мог поверить в то, что человек так может. Но я совсем не мог поверить, что такой человек может быть героем фильма!

Я не мог в это поверить и тут же сам наделял американского героя своими мыслями, сомнениями, переживаниями и прочим. Я придумывал и видел в фильме те смыслы, которых там не было. Я не был согласен с тем, что у героя целого фильма может быть такая простая задача.

Я привык читать между строк! Но в американском кино про человека, который едет по бесконечному шоссе в Лас-Вегас, между строк ничего написано не было. Мне самому приходилось что-то сочинять, вписывать это между строк и самому же читать. Иначе я не смог бы посочувствовать герою, которым движет Великая Американская Мечта.

Ранее опубликовано: № 4 (46) Дата публикации на сайте: 25 Октябрь 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Великая Американская Мечта

Великая Американская Мечта

Журнал «Отрок.ua»
Пока готовился «американский» выпуск «Отрока», в свет вышла новая книга Евгения Гришковца. Под загадочным названием «А…..а» скрывается громкое имя огромной державы. Оказалось, что у автора, как и у редакции, накопилось немало вопросов к этой стране-мифу. Порадовавшись такому совпадению, мы решили в сокращении опубликовать один из самых удачных фрагментов книги.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 36
21:44 20.11.2010 | Александр
http://vkontakte.ru/video3145651_155440536?noiphone
Для всех заинтересованных, в т.ч. для Никиты
15:50 11.11.2010 | Александр
для меня, Родина- часть меня
тут, как с верой, определяйтесь сами. А пафосно, это будет, или слишком просто, неважно- главное честно
13:52 03.11.2010 | Никита
Люди даже не могут дать определение слову "Родина", которое они так часто повторяют. Так о чём тут спорить?

Люди привыкли бросаться пафосными фразочками, но не могут сказать, что же эти слова означают. Если вы не можете точно сказать, что такое Родина, как же вы за неё умирать собираетесь?
15:10 02.11.2010 | Светлана
Господи! Сколько прошло лет, сколько катастроф, сколько воин пережили, а продолжаем рассуждать, как лакей Смердяков.
Прости нас, Господи, смердяковых, не способных даже к земле своей привязаться... вот уж точно "горее скота"
08:15 02.11.2010 | Александр
спасибо прочту. можете назвать меня узколобым фанатиком, но Родину буду любить и патриотизм считать одной из форм проявления любви. Когда апостол Павел говорит "Все у вас да будет с любовью", -это и отношение к Родине, в моем понимании. и как это согласуется с американ дрим, на Ваш взгляд?
22:41 01.11.2010 | Николай
Александр, вы полистайте там про Сергия Радонежского написано в журнале (http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html). А мнение Филарета как раз представляется маргинальным на фоне множества отличных мнений других Отцов (приведенных в журнале о. Даниила). Все-таки в имперской России был перегиб с почитанием царя, это не могло отразиться на мнениях людей того времени, даже святых.
22:01 01.11.2010 | Александр
похоже священник не учил, а высказывал свое мнение... это трудно назвать преданием церкви.
А вот чему учил святой Филарет Московский -“Возлюби врага своего, уничтожь врага Отечества и гнушайся врага Божия”. Из каких соображений благословил на брань Сергей Радонежский, ведь и так можно было в вечную обитель попасть, мученически, под сабелькой татарина. ТОЛЬКО из любви к Родине!!!
20:19 01.11.2010 | Александр
спасибо, прочту обязательно.Предполагаю, что нам надо было определиться с терминами, тогда было бы полное понимание и возможно согласие. мне, до небесной родины очень далеко, виза не заработана, есть только слабая надежда на ее получение. Раз мне дано родиться здесь , постараюсь с любовью и радостью принять, все, что послано Богом. Тяжело, но Бог поможет и полюблю, и гаишника, и чиновника взяточника, и истеричку учительницу, и незатейливый пейзаж и и и и и все что можно вложить в представление о нашей Родине. Самое главное- здесь Господь привел к вере. и место первого причастия тоже здесь. Царствие Божие везде может быть, т.к" внутрь вас есть" вот ведь как, и зачем мне флорида? а вам? не верю, что православный может сказать,- мне есть карашо в канаде и любоваться и спасаться и денежка есть, либо правда в канаде лучше духовно растешь, либо он не православный
14:22 01.11.2010 | Николай
Александр, дерзну Вам посоветовать почитать журнал убиенного священника Даниила Сысоева, где этот замечательный человек, приведший к Богу тысячи людей (за что жизнь, собтсвенно, и отдал) подробно и аргументированно объясняет что любовь к абстракции под названием "Родина" ни разу не христианская добродетель. http://pr-daniil.livejournal.com/
10:18 01.11.2010 | Александр
ответ извлеките из пред. моего послания
не смогу высоким пиитетом выразить, обратитесь к классикам, я с ними согласен.
к тому же всему могу добавить, что не любить свою Родину- это значит отречься от своего креста. Нам это нужно,дорогие, богобоязненные братья?
23:50 31.10.2010 | Никита
Александр, так что для Вас Родина?
20:42 31.10.2010 | Александр
Доказанное, дорогой Николай много миллионов раз, каждой смертью
начиная с Куликовского поля и кончая кровью моих дедов в Великой Отечественной. Патриарх Кирилл сказал- без любви к Родине не возможно принести себя в жертву и погибнуть во имя нее. (простите не дословно)
А что происходит без любви к Родине показали наши олигархи и чиновники... перекантуются по законам великой американской мечты и в путь, к улыбчивым. предполагаю, что мы с вами, друзья, сделали бы, увы, тоже самое (т.к. нам неизвестно что это такое -Родина).
А насчет где подвизаются святые и как,не нам судить. тема беседы у нас- америкн дрим и ее культивирование на нашей земле а не жития святых. Нам, не умеющим жить ни по высоким духовным стандартам Православия, ни по западному, беспрекословному исполнению юридических законов, теперь тяжелее, чем всему миру. Моя точка зрения (не навязываю)-у нас надо жить по Божески самому, так и спасемся. Кто желает спасаться в Америке, в добрый путь, у меня здесь старики, друзья и все хорошее и плохое тоже здесь, но это- мое хорошее и плохое, отступать некуда, Господа. Николай, извините за допущенные неточности в цитатах, опять же, если состязаться в этом вопросе- я пас. подозрения в лукавстве, в нашем случае, неуместны. Всем желаю любви к женам, матерям, Родине и американцам......большой христианской любви. Кто умеет, помолитесь о мне грешном
19:17 31.10.2010 | Николай
> у Святых есть приблизительно след

Вот уже интересно. У каких святых? Назовите, пожалуйста, поименно, и цитаты приведите.

И почему вы считаете, что если человек переезжает из одной страны в другую то он непременно ищет для себя комфорта? Не поленитесь заглянуть в жития святых, сколько из них подвизались далеко от места своего рождения.

> иметь чувство любви к Родине, есть одно из проявлений христианской любви

недоказанное голословное утверждение.
17:09 31.10.2010 | Никита
А что вообще такое "Родина" ? Кто и что подразумевают под этим термином?
Что это: земля, обведённая границей? Вот вы смотрите на карту, и где ваша Родина? Определённая сумма квадратных километров, отделённая границей от других квадратных километров?
10:36 31.10.2010 | Александр
извините,что дал вам повод подумать о какой-то любви по национальному признаку.
у Святых есть приблизительно след.: Нам дается та родина, где созданы наилучшие условия для нашего спасения.... мы же хотим спасаться с комфортом, и в том месте где нам лучезарно улыбаются. если по отношению к Родине можно говорить перекантоваться, то по отношению полов тоже можно говорить- переспать.
иметь чувство любви к Родине, есть одно из проявлений христианской любви
00:45 31.10.2010 | Николай
Александр, не надо сравнивать жену с родиной. Жена все-таки в таинстве венчания с тобой соединена, а родина в каком таинстве? Не забывайте, что родина наша - на небесах, а здесь - так, гостиница, немножко перекантоваться - и в путь. И людей надо любить всех независимо от их земного местонахождения. И русских, и американцев.

И заметьте, я особой любви к америке не испытываю. Я высказываюсь против стереотипной неприязни к какой-либо стране, хоть Америке хоть к Гондурасу.
07:56 30.10.2010 | Александр
Какими законами нам запрещается улыбаться друг-другу на Родине? Милая Анна, шпилька в ваш адрес.
Жену надо любить, когда она здорова, молода, красива кормит тебя и лелеет и все тебе дает, а если она заболела, состарилась или не дай Бог, не может тебя накормить и дать тебе реализовать свои возможности, нужно сразу же бежать к молодой, здоровой телесно, улыбчивой, гламурно-силиконовой богатенькой и с ней реализовываться. дурно пахнет Ваша американ дрим, пахнет нелюбовью к Родине и людям. Извините
18:46 29.10.2010 | Никита
Богатство не спасает. И бедность не спасает. Спасает отношение человека к своей бедности или своему богатству.
23:35 28.10.2010 | Anna
Amerika-eto strana vozmozhnostei-eto yvazhenie drygogo cheloveka-eto dobraia ylibka idyzhego navstechy cheloveka-eto vera v Boga.Dlai menia eto i est' "Amerikan dream'.
22:30 28.10.2010 | Александр
Для Никиты
по всему видать денег у Вас нет.
раздавать чужие легко. А думать, что от этого чище становишься-так это фигушки, я например даю, чтобы в ад не попасть. как ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОМОЖЕТ в духовном росте то?индульгенция, брат не про нас. важен мотив поступка, движение духа.
20:03 28.10.2010 | Никита
Опережая поток критики, сообщу: под достижением духовных высот за деньги я имел в виду использование своих больших финансовых возможностей на помощь ближнему, на пример
20:02 28.10.2010 | Никита
"В отличие от нашего геолога, который изо всех сил хотел найти нефть, получая стандартную зарплату, который день и ночь, подвергая свою жизнь опасности, искал новые месторождения из профессиональных, государственных и романтических соображений, или даже по причине азарта, американец со своей «великой мечтой» хотел, чтобы нефть нашли у него на ферме, в огороде или на лужайке перед его домом."


"хотите только денег, надо только о них и думать и о них помышлять и пахать за это не покладая рук- это вот Америка, и их национальная вера."


не состыковывается, однако

а вообще апостол Павел сказал: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии".

деньги сами по себе не есть зло, можно и с помощью денег достичь духовных высот. Разве нет?

Американцы смогли много заработать, а мы - не можем. Вот и все дела.

Не всегда, правда, пути заработка были честными.
17:47 28.10.2010 | Александр
p.s. Извините, я почему-ту уверен, что ни один Американец не пострадал (скорее испытал гордость) от слов:

> "хотите денег, надо только о них и думать и о них помышлять и пахать за это не покладая рук- это вот Америка, и их национальная вера.
обидеться мог тот, для кого дядюшка скрудж не идеал, а обычный воспитанник нашего детского сада. предполагаю- это Вы, Николай,
17:34 28.10.2010 | Александр
Вы правы, Николай. Я допустил непозволительную вольность в оценке всей Америки, Великая Американская мечта, читай-вера это- интернациональное явление, и везде имеет последователей. Так же, как у людей всего мира с Православием ассоциируется Россия (но разве мы Православный народ?, может 2%), так и с людьми, жаждущими всеми правдами и неправдами обрести миллион, ассоциируется Америка(их может тоже 2%). Я излагал, исходя из этого, а так же, исходя из действий американских компаний, фильмов, системы образования (вводимой в наших школах), мультике об дядюшке скрудже,книге о ловком Томе Соейре (если бы кто-то из нас так ловчил?) и мн.др. Прилета марсиан в 17г не было, сами и обделались, но обделались тогда, когда бросили нести свою веру, купились на дешевые лозунги и желание попасть в общемировое благоденствие здесь, на земле, чего не было и не будет (читаем св. Отцов). Если нет денег, но живешь по любви, (поверим вместе, или убедимся на примерах) будут и друзья и счастье, и радость, и достаток. А если главное-деньги, придется платить одиночеством и другими скорбями, и самым главным- потерей Бога. Возможно, вы сможете отстегнуть сколько-то млн., но Любовь не купишь. А саму формулировку Великая Американская Мечта, не мы придумали, а сами американцы себе присвоили, так шо, звиняйте. Рад буду знакомству с одним из большинства добрых жителей Америки ( желательно коренным жителем. 3-е поколение) Мира Вам душевного
16:33 28.10.2010 | Николай
> Друзья, а где вы усмотрели охаивание Америки?

Вот здесь, например:

> хотите только денег, надо только о них и думать и о них помышлять и пахать за это не покладая рук- это вот Америка, и их национальная вера.

Вот здесь вы, не зная, вероятно, лично ни одного американца, поставили на 300 млн. людях жирный штамп. Не стыдно?

> Нравственность у них значительно выше нашей, не поэтому, естественно.одна из причин- с Богом в размерах всея страны они не боролись

Так, тут давайте разберемся. То есть, у в экс-ссср плохая нравственность потому что 100 лет назад с Богом боролись. Тяжело не согласиться. Только кто боролся? Марсиане прилетели и боролись? Или скупые тупые американцы пришли к нам и храмы поразрушали? Ответьте, пожалуйста.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: