Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

Воскресение Христово видевше...

Хлеб Адама оплачен пóтом (Быт. 3, 17), радость Пасхи предваряется тяжестью поста. Но человек хочет есть хлеб, не потея, и хочет войти в радость Господа своего, не умывшись и не переодевшись.

Чтобы пасхальное приветствие, эти два великих слова, вырвалось из груди, как птицы из клетки, а не сорвалось с безжизненных губ по привычке, нужно вначале пережить Страстную неделю. Таков порядок. Вначале «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а затем — «и Воскресению».

Умри со Спасителем, и тогда оживёшь в Нём. По крайней мере, содрогнись, услышав о Его страдании, и дай душе выплакаться в Великую Пятницу, и тогда ликуй на рассвете Восьмого дня!

«Господи, помилуй нас», — говорим мы привычно. «Господи, помилуй Себя», — сказал однажды Пётр и услышал в ответ: Отойди от Меня, сатана (Мф. 16, 22–23).

Для всех у Тебя, Иисусе, нашлось достаточно жалости. Даже Иуду в Гефсимании Ты назвал другом. Но жалость к Себе не была согласной с волей Отца, и Ты покорился этому. Своей покорностью Ты превратил добровольное страдание в неизбежное.

Если слово «Крест» синонимично слову «страдание», то был «крест» до Креста. Были тяжёлые и частые удары солдат в претории, было битьё «скорпионами», при котором плоть отделяется от костей. Из Тебя хотели сделать посмешище, переодевали, говорили: «Радуйся, Царь Иудейский», — преклоняли колени, водили от Пилата к Ироду и обратно.

Ребёнок может умереть от одного удара, предназначенного взрослому. И Безгрешный мог бы умереть от ничем не заслуженных издевательств, предназначенных самым гнусным злодеям. Но нельзя было умирать раньше Креста. Зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15). Крест стал тем «подсвечником», зажёгшись на котором, Христос до скончания века зовёт к Себе всех заблудившихся в ночи греха.

И было там, на Голгофе, воплощение Давидовых песен. 21-й псалом ожил так, словно был написан кем-то из стоявших под Крестом. Там — предсмертный крик «для чего Ты Меня оставил?» В этом крике — все слёзы земли, вся агония боли и все ужасы одиночества.

Там — насмешки тех, кто столпился под Крестом: «уповал на Господа; пусть избавит Его».

Там — слова о гвоздях и о разделённой солдатами одежде: «Пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои; а они смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий».

Когда всё уже совершилось, Господь попросил пить (см. Ин. 19, 28), и псалом 21-й передал эстафету 68-му. «В жажде Моей напоили Меня уксусом».

И вместо раздробления голеней был глубокий удар копья между рёбер. «Кость не сокрушилась» у пасхального Агнца, но два источника — крови и воды — истекли из тела Нового Адама. Ведь Еве нужно родиться из Адамовых рёбер. Отныне Церковь будет умываться в этой воде, как голуби при потоке, и будет питаться этой Кровью как питием бессмертия.

Вскоре наступила суббота. Был странен покой того великого дня. Мессия — в гробу!

Кажется, жизнь потеряла смысл и продолжается лишь по инерции.

В мире стало тихо. Продлись эта тишина ещё хотя бы на день, мир сошёл бы с ума.

Ученики перепуганы, буквально раздавлены происшедшим. Они возвращаются к прежним занятиям. Вы слышите, сколько грусти в словах Петра «иду рыбу ловить»?

Их глаза потухли, их души пусты. Но слава Богу! Потому, что пустой может наполниться, а у полного нет свободного места.

Кто-то из внимательных людей сказал, что и чаша, и кувшин полезны своей пустотой. Стены сосуда ограничивают ту «полезную пустоту», которая может быть наполнена водой, зерном, маслом...

На рассвете Восьмого дня весь мир был обрадован благословенной, ни с чем не сравнимой пустотой Господнего гроба. Гроб Иисуса пуст, а погребальные одежды аккуратно сложены. Не стыдно ли вам, слепые вожди слепцов, до сего дня (Мф. 28, 15) лгать, что ученики, придя ночью, украли Его? «Кто крадёт мертвеца, да ещё и нагого? — говорится в одной из воскресных служб. — Или Мёртвого отдайте, или Живому поклонитесь».

Пуст, пуст гроб Иисусов! Потому полны, полны радостью и благодатью души тех, кто любит Спасителя!

Для того чтобы твёрдым было всякое слово, нужно иметь двух или трёх свидетелей. Так говорит Закон. Но Воскресший Христос явился не двум и не трём. Он являл Себя в продолжение сорока дней со многими верными доказательствами (см. Деян. 1, 3). Его видели десять апостолов без Фомы; те же, но уже с Фомою; семь апостолов на озере Генисаретском; жёны мироносицы вместе и отдельно Мария Магдалина. Однажды Господь явился пятистам братий в одно время (1 Кор. 15, 6). И после Своего Вознесения Он не переставал являться отдельным людям, из которых наиболее известен апостол Павел.

Великие мученики, терпя страдания за Христа и изливая за Него кровь, иногда до последней капли, часто бывали утешены Его явлением.

Преподобные отцы и матери, бескровно страдая ради Христа в борьбе с грехом, также нередко видели Славу Воскресшего Господа.

Да и вся Вселенская Церковь, собираясь на воскресное богослужение и исповедуя общий опыт апостольской веры, поёт: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Ради пасхального света, ради теплоты и полноты благодатной веры надо было за время поста опустошиться, вымыться и очиститься от всего второстепенного.

Но и те, кто не успел, или те, у кого не получилось, пусть не скорбят и не унывают. Явилось общее Царство. От пасхальной трапезы да насладятся все!

А постов в Православии хватает.

Ранее опубликовано: № 3 (39) Дата публикации на сайте: 23 April 2011

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Воскресение Христово видевше...

Воскресение Христово видевше...

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Чтобы пасхальное приветствие, эти два великих слова, вырвалось из груди, как птицы из клетки, а не сорвалось с безжизненных губ по привычке, нужно вначале пережить Страстную неделю. Таков порядок. Вначале «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а затем — «и Воскресению». Умри со Спасителем, и тогда оживёшь в Нём.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 11 из 11
11:49 28.04.2011 | Анна
Спасибо!
01:11 28.04.2011 | interesting
Из приведенной выдержки слов Феофана Затворника видно, что он уверен, что поклонятся надо кресту. А ведь крест-это орудие казни. А поклонятся надо, как сказал сам Иисус только Богу-его и нашему Отцу!(Луки 4:8).
Иисус принёс себя в жертву ради тех людей, которые проявят веру в него. Его смерть- это жертва за грех,который совершили Адам и Ева ослушавшись Бога(мы живущие унаследовали грех как болезнь). Воскрешение Иисуса показало, что Бог воскресит всех людей, которые уже умерли. Бог так любит людей, что не пожалел своего Сына, а Иисус проявив послушание и претерпев страдания ради нас пошёл на такую жертву. Мы, живущие должны осознавать это и ценить и делать всё возможное, чтобы своим поведением и образом жизни выражать благодарность Богу и Иисусу за такой подарок для нас,который они приготовили- возможность жить вечно на Земле, которую Бог для нас создал и вскоре очистит от всего зла и горя,которые сейчас происходят.
23:48 27.04.2011 | Тетяна
Розп'яття ж Христове - радість і відрада всіх грішників. Грішникові, що прийшов у відчуття своєї гріховності і всеправедної правди Божої, нікуди сховатися, окрім як під покров хреста. Тут приймає він свідчення, що йому немає пробачення, поки він один стоїть перед Богом зі своїми гріхами і навіть із сльозами про них. Один для нього порятунок - в хресній смерті Господа. На хресті рукописання всіх гріхів роздерте. І всякий, хто приймає це з повною вірою, робиться причетним цього таїнства помилування.
З дозріванням цієї віри дозріває і упевненість в помилуванні і разом відрада від відчуття вступу до стану помилування на всі століття. Хрест - джерело радості, тому що грішник вірою п'є з нього відраду помилування. В цьому відношенні хрест є свого роду архангел, який благовістить радість. (Феофан Затворник)

20:04 27.04.2011 | interesting
Максим,не Крест Господень победил смерть, а сам Иисус.
И не буквальный крест имел ввиду Иисус говоря эти слова,а пример его жизни- послушание Богу.
12:39 27.04.2011 | Максим
2 interesting: Архимандрит Тихон (Шевкунов), Слово на неделю Крестопоклонную: "Исполнение воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, трудности, страдания и самою смерть, – это и есть крест в понимании Церкви.
Конечно, в первую очередь это относится к Кресту Господню – исполнению Христом Спасителем воли Его Небесного Отца. Крест Господень – это торжество исполнения закона Божиего, воли Божией и заповедей Божиих. Церковь победно возглашает: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению», – утверждая, что подвиг Креста Господня, который есть послушание воле Божией, и есть победа над последним врагом – смертью.
И для нас, христиан, тот крест, к которому призывает каждого из Своих учеников Спаситель: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), – есть не что иное, как призыв к исполнению заповедей Божиих во всех обстоятельствах, в которых человек окажется в годы, отпущенные ему на земле. Тогда крест каждого из нас становится подобием Креста Христова."
12:13 27.04.2011 | Николай. донецк
Не успел, не успел...Да и не получилось в полной мере. Но буду стараться, о. Андрей.
Христос Воскресе!
16:09 26.04.2011 | Ирина
Христос Воскрес!
Во истину воскрес!
23:59 25.04.2011 | interesting
Не понимаю смысла фразы :*слава,Господи,Кресту Твоему Честному!* Кому слава? Кресту? На котором распяли Иисуса? Как можно благодарить орудие убийства?
А откуда взялся восьмой день? Их всего 7.
12:24 24.04.2011 | Феофано
о.Андрей, для меня важны стали Ваши слова одобрения "кто не успел, или те,у кого не получилось...". Благодарю :)
11:52 24.04.2011 | Лариса
Для меня очень важной была мысль о том, что чем менее мы смиренны, тем легче нас убить, мы хрупкостью своего незрелого духа даем себе легко и просто погибнуть от наименьшего страдания. Какова же была величина страдания Иисуса Христа до того момента, когда Он испустил дух, какими жестокими были истязания Его безгрешной и смиренной плоти...
10:32 24.04.2011 | Марина
Христос воскресе, отец Андрей!
Спасибо Вам за очередную светлую и радостную статью, за возможность "услышать" то, что "слушаем"!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: