Мир, в котором мы живём, — богозданный храм. Он и свят и чудесен, и чуткое сердце слышит, как каждая травинка славит Творца и «всякое дыхание хвалит Господа». Эта удивительная планета была всецело доверена человеку, но что сделал с ней «венец творения»? Сегодня, когда облик Земли искажается в планетарных масштабах, многим из нас кажется, что мы-то тут ни при чём, от нас-то ничего не зависит. Виноваты кровожадные товаропроизводители и мировая закулиса...
Однако если присмотреться, то в деле сохранения Земли, нашего прекрасного дома и храма, найдётся работа для каждого.
Владыка или тиран?
Всё началось, когда сказано было человеку: наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28). Бог не стал бы устанавливать гибельное владычество сумасброда с абсолютной властью, тирана «без царя в голове». Значит, в человека была заложена возможность разумного владения природой. С таким доверием отнёсся к человеку Бог, что умалился и «делегировал» ему часть Своих «полномочий» в познании природы, созданной Им: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). Наречение имени — это проникновение в саму сущность нарекаемого. Сущность такой глубины, по сравнению с которой тайны молекулярного строения организмов, открываемые ныне, являются лишь таблицей умножения на два. Сущность, познание которой человек утратил по изгнании из рая.
Утратив само познание, человек, по-видимому, не утратил память о нём и о своём высоком владычестве. Отсюда и неусыпные старания познать тайны природы, отсюда и неумелые попытки управлять ею.
Но после грехопадения, когда человек стал вынужденно питаться от земли со скорбью (Быт. 3, 17), а не с любовью и благодарностью, все его «царёвы» замашки приобрели тот образ повреждённости, который Адам вынес с собою из рая вместе с «кожаными ризами». Поэтому отныне познание тайн природы всё больше походит на выбивание признания на допросе, а владычество превращается в тиранию тем больше, чем дальше человечество от изгнания из Эдема и чем ближе ко Второму Пришествию.
Новая вечность
25 листов бумаги сохраняют жизнь одному дереву. Или отнимают её, будучи выброшенными на ветер. Что это значит? Это значит, что если бы добыча леса переместилась под наши окна, то через неделю вокруг нашего офиса был бы не сквер, а всего лишь газон, лужайка. Зато на стенах красовались бы распечатки всевозможных фотоприколов или набившие оскомину картинки из серии «Никогда не сдавайся», где полусъеденная лягушка, не теряя надежды, душит глотающую её цаплю.
Бумага уходит пачками ради минутного веселья. И ради этого в тайге уходят из жизни деревья. А пока пила вгрызается в древесину, они, как солдаты, верят, что смерть их не будет напрасной. Они же часть природы и не могут иначе — ведь у природы нет напрасной гибели, и любая смерть приносит кому-то благо.
Но человек — единственное существо, которое не считает себя обязанным подчиняться этому закону. Что такое терпение? Это когда природа до сих пор с готовностью истощает себя ради ненасытимого «блага человечества», этой чёрной дыры, бездонного колодца.
Интересно, что при этом заставки наших мониторов пестрят удивительной красоты пейзажами той самой тайги, заснеженной, туманной, таинственной и величественной. Такой разной и так отличающейся от зелёной лужайки, покрытой пеньками. Что такое смирение? Это когда земля, «яко агнец пред стригущим его», безгласна, и только взирает на странное существо, у которого в одной руке фотик, а в другой ― цепная пила.
Но если после нас остаётся лужайка, это ещё куда ни шло по сравнению с идеей, что человека переживёт мусор. Это не выглядит шуткой, если вспомнить, что для разложения стекла нужен миллион лет, полиэтиленовых пакетов — 10–20 лет, бумаги и хлопка ― полгода. А пластик не разлагается вообще. Это искусственно созданный материал, и природа пока ещё «не придумала», как его разложить. Но, тем не менее, на долю пластика приходится 30 % всего объёма мирового мусора. И этот объём способен пережить праправнуков наших прапраправнуков.
Ну что ж, последний глоток живительной влаги, лёгкое движение руки — и моя пластиковая бутылка летит в траву. Ура! Никогда ещё создание вечного не было так доступно.
Гром грянул: действия на разных уровнях
Согласно последнему отчёту МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменению климата), к изменению климата с вероятностью 90 % причастен человек. От сжигания ископаемых видов топлива (нефть, газ, уголь) атмосфера наполняется углекислым газом и превращается в тёплое одеяло, которое задерживает солнечную энергию и нагревает земную поверхность.
К этому добавляется увеличение выброса других парниковых газов, особенно метана, и уменьшение самоочищения атмосферы из-за вырубки лесов. Парниковые газы способны накапливаться и оставаться в атмосфере десятки лет. В настоящее время их концентрация уже достаточна, чтобы обеспечить повышение среднемировой температуры на 1—1,5 градуса Цельсия. То есть потепления в ближайшее время уже не избежать. Надо постараться, чтобы не стало хуже.
Учёные бьют тревогу, но политики не спешат с решениями, потому что и сами учёные не имеют единодушия в том, что именно и в какой очерёдности нужно делать. До недавнего времени человек не мог и предположить, что его деятельность способна нанести окружающей среде ущерб, достаточный для глобальных изменений. И даже сейчас некоторые эксперты продолжают заявлять, что изменения климата происходят сами собой, в силу природных климатических циклов. И что человеческого влияния всё ещё недостаточно для изменения такой огромной и сложной экосистемы. Однако данные статистики говорят об обратном.
Лишь 22 % лесов остались в нетронутом состоянии. И каждую секунду с лица Земли исчезает отрезок тропического леса, равный по размерам футбольному полю. Так, в день исчезает 86 400 «футбольных полей», а в год — более чем 31 миллион. А учитывая скорость исчезновения тропиков, 5—10 % тропических видов животных и растений будут исчезать каждое десятилетие.
Влияние человека на природу наблюдается на всех уровнях — индивидуальном, государственном и мировом, или, как сейчас принято говорить, глобальном. Значит, и действия по защите природы от человека должны осуществляться на всех уровнях — индивидуальном, государственном и глобальном.
На самом высоком уровне «проблема встречает понимание». Политики согласны с тем, что изменения климата представляют угрозу для человечества и всего мира. Однако позиции стран отличаются настолько, что на декабрьской конференции ООН в Копенгагене, посвящённой изменению климата, делегации-участники даже не смогли выработать общего мнения и разъехались по домам, подписав лишь ни к чему не обязывающий документ, «Копенгагенское соглашение». На конференции царили нервозность, растерянность и разочарование.
По тому, как трудно проходили переговоры и как неудачно окончился этот саммит, можно заключить, что мировая политическая элита не прониклась тревожными прогнозами, раз не сумела переступить через свои принципы ради объединения усилий. Ведь о величине грозящей опасности можно судить и по тому, как быстро стороны забывают свои различия ради объединяющего компромисса. Так, во время Второй мировой Запад сумел забыть о своём идеологическом противостоянии Советскому Союзу и всё-таки объединился с ним против Германии.
Пока же политические, экономические, национальные и разные другие интересы не позволяют жертвовать принципами ради глобальных решений. Мир всё ещё разобщён. Политики, скорее, играют в «защиту окружающей среды», просчитывая, как можно разжиться политическим капиталом на модной «зелёной волне».
Осознание — сила
«Зелёная» тема стала модной потому, что превратилась в этакий раздражитель, о котором всегда можно горячо поговорить, поволноваться и... ничего не сделать. Потому что неясно, что конкретно делать.
Политики ведут переговоры, государства реализуют программы, предприятия совершенствуют процессы утилизации, а мне, обычному человеку ― возможно ли что-то сделать в своей жизни?
Мы очень зависим от поступающей к нам информации. И это можно использовать для открытия «второго фронта». Статистика, социальная реклама, документальное кино, публичные акции — всё это призвано запечатлеть в умах мысль, что с природой что-то не так, побудить человека осознать свою ответственность, показать красоту того, что под угрозой исчезновения. Достучаться.
И вот пример, который меня взволновал и очень мне понравился смелостью в изменении своей жизни не ради нужды, а ради идеи. Это произошло с Ником Брандтом, режиссёром, который снимал рекламные и музыкальные клипы, работал с такими звёздами, как Моби и Майкл Джексон. Во время съёмок клипа на песню Майкла Джексона The Earth Song в Танзании от увиденной красоты дикой природы и в его душе произошёл перелом. Через пару лет он изменил свою жизнь, ушёл из кинематографа и полностью посвятил себя фотосъёмке дикой природы. Его идея была в том, чтобы показать миру, как быстро она исчезает, рассказать о пустеющих саваннах и вымирающих животных. Для этого он выбрал фотографию как наиболее подходящее художественное средство. И у него получилось ― великолепные чёрно-белые снимки, полные поэзии и трагизма, вызывают ощущение нереальности изображаемого. Таким образом фотограф старается показать, что мир, который он фотографирует, исчезает прямо на глазах, оставаясь лишь на снимках — открытках из несуществующего мира. «Мои снимки бесстыдно пасторальны и романтичны. Они рассказывают о моей собственной очарованной Африке, они — моя элегия миру, который медленно, но необратимо исчезает», — говорит Ник.
«Чтоб они остались с тобою в живых»
Бедный я человек. Не хочется мне ничего беречь, потому что всё есть и не прекращается. А понять, что видимое малое действие не пропадёт и приложится кирпичиком к невидимому большому, настолько же трудно, насколько легко выбросить бутылку в траву, говоря: «Да ладно, одной бутылкой я ничего не сделаю, вон есть такой-то в кабмине и такой-то в мэрии, пусть они и думают».
Но мои «одинокие» усилия не пропадают даром. Во-первых, потому, что формируют у меня самого новый подход к потреблению, более вдумчивый и ответственный. Я бы сказал, что и более целомудренный, если бы целомудрие не понималось сейчас слишком узко.
Более высокая культура использования природных ресурсов не есть что-то запредельное, но вполне осуществимое состояние общества. Это доказывают примеры Дании, Германии, скандинавских стран. При этом сформировать привычки, которые сформировали культуру, помогло государство, взявшее открытый курс на «озеленение» жизни не только словами, но и делами — штрафами, повышением налогов на одно, льготами на другое. Культура, умноженная на время, даёт традиции. А традиции остаются детям.
Научение детей ответственному отношению к природе способно принести в итоге больше, чем штрафы и запреты. Но ведь сейчас дети даже не знают, что охранять! По исследованиям американской организации C&NN (Children & Nature Network), современные детишки способны распознавать тысячи различных логотипов, но не в состоянии назвать и десятка растений, растущих вокруг дома. И я сожалею, но не удивляюсь этому, потому что и сам логотипов знаю достаточно, а вот из деревьев могу различать берёзу, потому что белая, сосну, потому что колючая, и тополь, потому что высокий. Как ни крути, а начинать приходится с себя.
А во-вторых, та самая статистика, которая пугала меня массовостью маленького вреда, от которой у меня то и дело пробегала мысль «неужели нас так много!» — она же способна убедить меня в массовости эффекта моей бережливости. Надо только раскрутить её в обратном направлении.
Сохраню 25 листов бумаги, и где-то вырубят на одно дерево меньше; закрою кран, пока чищу зубы, и сберегу пару литров воды; стану выключать свет, выходя из комнаты, не оставлять надолго телевизор в режиме stand by — и сэкономлю за день сотню килограммов условного топлива, которое не вылетит на ветер из трубы нашей ТЭЦ. Не забуду взять с собой сумку и откажусь от пакета в супермаркете, скажу бабушке на рынке, чтобы она не заворачивала мне пучок петрушки в отдельный пакетик — и на один пакет меньше окажется на переполненных полигонах бытовых отходов. А теперь дело за статистикой — пусть умножает сэкономленные литры, ватты, пакеты и деревья на тех, кто согласен жертвовать маленькими удобствами.
В конце концов, дело даже не в общественной сознательности. Ведь Бог не снимал с человека ответственности за всё живое рядом с ним и по-прежнему ждёт от него сотрудничества. Это символически показывает история Ноя. Казалось бы, после грехопадения доверие к человеку поколебалось, и Бог сказал Адаму: проклята земля за тебя (Быт. 3, 17). Но перед Потопом именно человеку, Ною, была доверена миссия спасения животного мира. И именно человек стал со-трудником Богу: Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых (Быт. 6, 19).
Веря в человека, Господь даёт ему разделить ответственность за живой мир. А это значит, что человек всё ещё обладает неким отсветом царской свободы и царской благой власти над природой. Потому что если есть ответственность, то должна быть и свобода и власть. А иначе — что спрашивать с не имеющих свободы? Поэтому даже если статистика меня не вдохновляет, то надо бы мне, как и некогда Ною, озаботиться о всякой плоти живой и «зелени травной» ― как сделать, чтоб они остались со мною в живых.