Знаю – не знаю

Сколько в мире прекрасных слов! Забудем на время о Символе веры и о словах любовных признаний. Обратим внимание на чудесную фразу «не знаю». Бог видит, что я не вру, когда говорю о её красоте. Она ничуть не менее красива, чем торжествующий крик «Эврика!»


От человека, который заявляет, что знает всё, нужно бежать, как от прокажённого. Напротив, человек, смиренно говорящий: «Я этого не знаю», — приятен. Он даже красив в этот момент, независимо от черт лица, пола и возраста.

Один кричит, что даст ответы на все вопросы, и к нему бежит толпа людей, как правило, состоящая из тех, чьи вопросы несерьёзны. Другой говорит, что нечто превосходит его понимание, — и с ним хочется общаться. Он знает главное — границы своего понимания.

Незнание спасает. Вот в аквариуме плавает рыбка. Она, по сути, находится в тюрьме, и за ней то и дело безразлично наблюдают. Если бы рыбка знала о своём унижении, она отказалась бы есть и через два дня всплыла бы брюхом кверху, мёртвая от обиды и праздных взглядов. Вместо этого она плавает по одному и тому же маршруту, приближается к стеклу в ответ на стук ногтя, и по ней видно, что она — не человек. Осознанное страдание — не её чаша.

Мы тоже немножко в тюрьме, и за нами тоже наблюдают. Причём не немножко. Но мы этого не знаем, не чувствуем, и оттого бываем счастливы и беззаботны.

Я, к примеру, не знаю, о чём думает сосед в маршрутном такси. Если бы мне это было известно, мог бы я спокойно ехать рядом? Вряд ли. Если бы мне были открыты изгибы и повороты судеб всех людей, с которыми я пересекался в жизни, разве мог бы я жить спокойно? Разве мы подавали бы друг другу руки, если бы всё друг о друге знали? Вопрос риторический. Не подавали бы. Мы бы возненавидели друг друга, возгнушались бы своим соседством. Заповедь о любви предполагает некое божественное незнание о тайне человека и нежелание в эту тайну проникать. Вот почему любовь к грешнику, не гаснущая при виде его грехов, выше и чудеснее, чем воскрешение мёртвых.

Наше незнание — такой же подарок от Бога, как и наши относительные знания и умения. Из этой светотени, из сложных сочетаний «знаю — не знаю» и составляется красота человеческого мира. Пусть нам твердят о том, что мир не чёрно-бел, что в нём есть много оттенков. Всё-таки чёрно-белые фотографии рельефней и сочнее. Они лучше ловят момент и передают жизнь. Пёстрые цвета — это лубок и почтовая открытка, отправленная к Рождеству без всякой веры в воплотившегося Бога. Чёрный и белый цвет с богатством оттенков — это правдивая и вовсе не однообразная жизнь. И одна из сторон сложной чёрно-белой правды — сложное сочетание «знаю — не знаю».

Знаю, к примеру, что умру, но не знаю — когда. Даже знать не хочу, чтобы этим поистине убийственным знанием не отравить радость новизны и свободу творческого поведения. Знаю, что грешен, но не знаю насколько, потому что не я себе судья и не за мною слово оправдания или осуждения. Я много знаю, и ещё больше не знаю. Моё незнание радует меня ничуть не меньше, чем интеллектуальный экстаз, рождённый решённой задачей или новой понятой мыслью. Отказываюсь от желания знать всё. Хочу быть рыбой, счастливо плавающей в ничтожном, но достаточном пространстве аквариума. Хочу только быть молящейся рыбой. Хочу быть Гамлетом, познающим Вселенную из маленькой скорлупы, но не боящимся ночных кошмаров.

Не нужно гордости. Не нужно лишнего пафоса. Даже улетая в космос и возвращаясь, человек не должен говорить: «Я покорил космос». Ты, человек, просто засунул любопытный нос в новый мир, и тебя, дурака, там потерпели. Всегда пожимал я плечами, слыша из уст моряков или альпинистов речи о том, что они «покорили» море или горные вершины. Ты залез высоко и счастливо слез. Ты всё ещё жив, а вершина как стояла, так и стоит. Нет никаких гарантий, что ты залезешь на ту же высоту ещё раз. Откуда пафос покорения?

Может быть, ты покорил себя, свой страх, свою лень? Но тогда это другой разговор. Это и есть путь. На этом пути победы славнее и необходимее. Мир внешний познаётся изнутри. Огромность внешнего мира блекнет перед глубиной внутреннего. И загадок там больше.

Саранча сожрала посевы пшеницы, но так и не познала пшеницу. Жадный ум захватчика опьянел от внешних успехов. Это не навсегда, я вас уверяю. Если ум не смирится и в звательном падеже не обратится к Богу — Господи! — всё сильно изменится, не к радости гордого естествоиспытателя.

Может случиться, что человек захочет пить, но воды не будет. Вместо настоящей воды, журчащей, искрящейся, прохладной, останется только формула воды. Она никого не напоит, эта формула. Она только раздражит того, кто её знает. Так раздражает химический состав хлеба, поданный на листе бумаги голодному вместо настоящей краюхи. Это бессилие и раздражение от ложных успехов — перспектива всякого гордого знания. Вода в тот день, день жажды и голода, будет только у рыбы. Или у того, кто чуть-чуть похож на рыбу — то есть доволен маленьким пространством и счастлив внутри него, не желая проглатывать жадным умом всю Вселенную.

Ранее опубликовано: № 3 (45) Дата публикации на сайте: 07 October 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 26 по 44 из 44
19:02 16.10.2010 | 11
)))

как странно, в другой статье я спросил Вас тоже самое

видать неспроста ;)

а тролли что, бесполые? ) Как же они размножаются?..
17:12 16.10.2010 | вячеслав
под стать статье ;) 11: если не секрет, вы мужчина ,женщина или тролль ?
15:50 16.10.2010 | 11
Такие напыщенные, пафосные комментарии...

под стать статье ;)
12:30 16.10.2010 | вячеслав
Жадный ум. Голодная душа.Сердце,вмещающее Слово.Такая личность священника
только в Чернигове "заслоняет собой Христа".
Князь,видно притча о двух монетах и хозяине гостиницы в том труде толкуется у Крестьянкина, который вы в позапрошлом году забыли на даче.
10:03 16.10.2010 | вячеслав
Князь - не Мышкин.
Все слова знакомо-правильные, но без ткачёвской соли. Зависть ?
Тень ИНКВИЗИТОРА,придуманного Иваном Карамазовым ?
Обычная глухота и слепота ?
12:22 14.10.2010 | Rostko
В минуту отдыха уставший альпинист подумает:"Забуду ка я на время о страховке.....".Минута прошла, пора подыматься и первым делом он проверит страховку.Хорош ты, князь , и твои слова так же нужны. Но мысли вращающиеся вокруг основного стержня помогают лучше сосредоточиться на главном. При всём нашем незнании, мы всё таки знаем самое важное: имя нашего Спасителя. ВОЗРАДУЕМСЯ.
19:37 12.10.2010 | Вовик
11-й, то ти трошки мудрішаєш,вже таки позитивніший відгук..будуть люди)))))))
19:32 12.10.2010 | Вовик
Слава Богу!
Точно, що ми в більшості встидимось не того, що - «не знаю»(бо відразу прагнули б виправити це), а того щоб признатись в цьому… Як в школі,сидимо тихесенько – а може пронесе,не спитають. «Турки» кажуть в народі.…
Люди добрі,то статї пишуть розумні люди для не зовсім розумних,і не для того щоб останні ображались…можна ображатись, але вилупившись очима «всередину свою» розгледіти своє паскудство, почати змінюватись,і , в подальшому, обід на відкриті зауваження не буде.
Hokun - то для Вас Господом дано можливість в такий юний вік багато знати, але то що ним не користуєтесь буде вам, скоріш, в осуд. Напевно необхідно щоб це приносило користь іншим, а то ви корону нап*ялили і хвалитись «мудрістью». Використовуйте в ділі,можливостей маса,було б бажання… Я так думаю(говорив кіногерой)…
А я то,найбільший з усіх неук,що ви думаєте, ще й не червонію…
21:15 11.10.2010 | Hokun
"Саранча сожрала посевы пшеницы, но так и не познала пшеницу." Это про меня. Я очень много всего за свою жизнь законспектировала, сохранила на дисках, положила на книжную полку. Я умнее всех подруг. Я ходячая цитата. Бедняжки те, кто вступит со мной в диспут.
Мне 33 и я не могу больше учиться. А муж может. Потому что не стесняется не знать и спросить. А мне корона мешает.

Так что статья не в бровь, а в глаз, только многовато образов. Наверное, чтоб не обидеть таких, как я, коронованных.
19:16 11.10.2010 | Князь Черниговский
Однажды архимандрит Иоанн(Крестьянкин) сказал двум монахам:"Ну, какие вы монахи.Вы просто хорошие ребята!"Так вот, для того чтобы быть хорошим парнем не обязательно забывать Символ Веры на время.Его можно вообще не знать.Но для того, чтобы стать "новой тварью", сбросить с себя сущность старого "я", пойти за Христом, быть Проповедником, приводящем ко Христу, Символ Веры забывать не стоит даже на долю секунды.То, что не кощунственно для хорошего парня, вполне даже кощунственно для православного священника.Хотя слово "кощунственно" слишком резкое для данной ситуации, внесено оно было не мной и скорее для маскировки плохо скрытого сарказма.О.Андрей уже писал о роли личности в Церкви.Вспомню опять архимандрита Иоанна, его слова о том, что личность священника не должна заслонять собой Христа.
А пылкий выпад в стиле статьи о.Андрея со стороны Mr Ford, только подтверждает слова старца.Вроде бы прочитал статью "знаю - не знаю", и должна была заставить задуматься, но нет, в выпаде только самость и подлинное знание, и о чем статья, и на пользу ли грамотность, и что такое классика, и в чем не сомневаться.Значит не дошло до людей о.Андрей.Повторю свое мнение.Написано красиво, но за этим красиво Господа не видно.Потому и не дошло.
И уж совсем просто о том, что вызвало недоумение.Именно призыв забыть на время о Символе Веры, и тут же неоднозначное суждение о двух его членах.Как можно о непостижимом рассуждать с позиции "ЗНАЮ"?Или для современного православного воина уже нет такого слова -"непостижимо"?
12:32 11.10.2010 | Лиза
Батюшка, подскажите, как с вами связаться. Хочу попробовать у вас опубликоваться. Телефон не существующий, пишу по и-мейл, никто не отвечает.
06:49 11.10.2010 | Mr Ford
Вот уж точно, не всем грамотность во благо (даром, что князь). Уважаемый автор использовал один из множества возможных оборотов для привлечения внимания читателя к тому, что, в свою очередь, привлекло внимание автора ("не знаю"). Это же классика ("Чем больше я знаю, тем больше я НЕ ЗНАЮ"). А некоторые оказались "ортодоксальнее ортодоксов" - и сразу в крик. Двоюродный брат (сестра?) Тринадцатой (11-ый) напрасно сомневается: именно это - "давайте поговорим" - сокрыто в "кощунственном" призыве забыть Символ Веры.
02:54 11.10.2010 | 11
При всёй моей нелюбви к большинству творческих творений уважаемого о.Андрея (во всяком случае опубликованных на этом сате), не могу не признать сию статью вцелом неплохой.

И, по-моему, выражение "забудем на время о Символе веры" не является непосредственным призывом к отказу от исповедания православной веры. Мне кажется, автор хотел сказать, что он сейчас просит обратить внимание не на высокие материи, а на нечто более приземлённое, но, тем не мение, важное.
Оно запросто могло бы звучать как "давайте сейчас поговорим не о Символе веры, а о слове "не знаю"

А может быть и нет, быть может я ошибаюсь. Не знаю.
18:22 09.10.2010 | Князь Черниговский
Прекрасный урок для всех о.Андрей.И лучше всего вашу проповедь характеризует отзыв:"Блеск! Не могу не откликнуться...".Именно, Блеск.Что за ним?Как вы представляете себе "на время забыть о Символе Веры"?Как в анекдоте из детства:"Шел ёжик по лесу, забыл как дышать, умер, потом вспомнил, ожил и пошёл дальше"?
Последствия "забывания" Символа Веры - подмена понятий.Вместо "следи за собой", - о чём думает сосед в маршрутном такси.Вместо "пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз", - знаю, что грешен, но не знаю насколько.И, в конце концов, вместо возлюби ближнего своего, - "Вот почему любовь к грешнику, не гаснущая при виде его грехов, выше и чудеснее, чем воскрешение мёртвых."Простите, а как вы это определили?Безгрешен только Бог и только Он любит грешника и только его любовь не гаснет.А мы все разбойники.Одни кающиеся, другие хулящие. Вопрос о любви к грешнику и о воскресении мертвых равноудален и равновелик для человека.Судить о том, что из двух выше мы просто не можем, не в нашей власти.Хотя, если забыть о Символе Веры, забыть о том, в Кого мы веруем, и во что мы веруем, то можно, вообще, многое станет можно.Получилось красиво.Одним словом, блеск современного православия.Спасибо вам, о.Андрей.Буду ждать следующей проповеди, тем более она может начаться со слов: "Забудем на время о Евангелии".Далее по тексту.И, пожалуйста, поподробнее о том, как следует забывать основы веры.С чего начинать?Ваша позиция очень интересна.
Да, если кому-то показалось, что написано едко, то следовал рекомендации о.Андрея "забыть о словах любовных признаний".
22:12 08.10.2010 | Galene
"Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде."
Тертуллиан
13:49 08.10.2010 | Елена
Спасибо, батюшка, за то, что не устаете нас вразумлять!
02:31 08.10.2010 | Александр
Блеск! Не могу не откликнуться...

ГОСТЬ
[Александр Лихолёт]

Я много знаю. Больше, чем могу.
Товарищи мои поумирали.
Но прежде мне такое открывали,
Что в светлом перед ними я долгу.
Другие, как и я, вовсю живут,
Бурлят вовсю и требуют участья...
Но как бы, хоть на несколько минут
К моим былым товарищам умчаться!
И вот у полированной плиты
Вновь опадают медленные листья.
И я - на «Вы», а Вы со мной - на «ты»:
Односторонне мы разговоримся.
И вспомнится мне тихий голос Ваш,
И речь лилась негромкими словами,
И полный зал, неистов и гудящ,
Стихал, как нашаливший, перед Вами.
Вы говорили полчаса. И час.
И люди поднимались Вам навстречу...
Скажите ж мне, что выделяло Вас?
И, помолчав, я сам за Вас отвечу:
Лишь потому пред Вами я в долгу,
Что, как и все, в смысл времени вникая,
Я много знаю. Больше, чем могу.
А Вы умели больше, чем я знаю!

01:17 08.10.2010 | Nino
"Ты залез высоко и счастливо слез. Ты всё ещё жив, а вершина как стояла, так и стоит. Нет никаких гарантий, что ты залезешь на ту же высоту ещё раз. Откуда пафос покорения" - однажды в юности я решила забраться на ялтинское плато по сосне, мне казалось, что там всего метр и ... перепрыгну. Долго ли коротко добтралась я до желанной вершины. А тут такая оказия - 2 метра, что я могла только с некого разбега. Спускаться было гораздо тяжелей. Риск огромный. Когда я спрыгнула на наклонную поверхность, усыпанную иглами, была весьма показательно счастлива, что жить осталась. Помню я эту сосну уже 29 лет.
01:11 08.10.2010 | Nino
"Не нужно лишнего пафоса. Даже улетая в космос и возвращаясь, человек не должен говорить: «Я покорил космос»" - был вот такой космонавт Нелюбов, которого в списках оных не обнаружите, по, именно, указанной причине. Его отчислили за неизысканный пафос в адрес патруля. Результат ужасен - его отправили служить на Дальний восток, по дороге он повесился.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: