Підписатись на розсилку нових статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуємо відвідати

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наші друзі

Интермеццо № 4 (70)

Роберт Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром.

Исполнитель: Венский филармонический оркестр, солист Евгений Кисин, дирижёр Карло Мария Джулини

Композитор вспоминал, что в детстве при виде увядающего, сорванного цветка не мог сдержать слёз. Тонкая ранимость и сверхчувствительность души определила его трагическую судьбу, судьбу истинного романтика. Шуман родился в семье писателя, в доме отца была богатейшая библиотека. Он с раннего детства увлёкся чтением и вскоре сам начал писать. Да-да, современникам Шуман сначала стал известен как писатель и блистательный музыкальный критик; собственно, именно он и создал этот жанр. До Шумана серьёзной музыкальной критики просто не существовало. Знаток философии, живописи и литературы, он собирался получить диплом юриста в Лейпцигском университете, но музыка захватила всё его существо. Уроки фортепианной игры, которые он получал у известнейшего педагога — Фридриха Вика — не прошли даром: он стал достойным исполнителем... но не виртуозом. Стремясь достичь совершенства, композитор придумал механизм для тренировки пальцев, но результатом этих изуверских упражнений стала травма сухожилий. Лишённый навсегда возможности быть исполнителем, Шуман продолжал сочинять, потеряв ощущение технического удобства игры. Пианисты признаются, что играть шумановские произведения нелегко.

Фортепианный концерт в исполнении Евгения Кисина — особая история. Это работа вундеркинда-пианиста, всей творческой жизнью подтвердившего свой исключительный талант. Именно он достоин передать послание из романтической эпохи в наш век.

Кристоф Виллибальд Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»

Исполнитель: солисты Ричард Крафт и Мирей Делунч, оркестр «Музыканты Лувра», дирижёр Марк Минковски

Чтобы стать композитором, Глюку в своё время пришлось убежать из родительского дома: в семье лесничего никто всерьёз не думал о том, что сочинение музыки может быть делом достойным. А между тем юноша получил образование и даже был приглашён как музыкант ко двору итальянского мецената и покровителя музыки. Основы композиции он постигал под руководством итальянцев, и в результате его перу принадлежат сто семь опер.

Легенда о любви Орфея и Эвридики не раз привлекала внимание сочинителей. Орфей — величайший музыкант в греческой мифологии, его история так и просилась в оперу. До Глюка несколько композиторов брались за написание оперы, но...

«Орфей и Эвридика» справедливо считается шедевром австрийского композитора. В этой опере впервые (для XVIII века) столь органично музыка подчинена драматическому действу. Речитативы, арии, пантомимы и танцы вторят драматургии, и, сочетаясь, слагают стилистическое единство всего произведения. Самый известный фрагмент оперы — танец блаженных душ в Элизиуме — стал гимном любви и верности.

Астор Пьяццолла. Танго

Исполнитель: Гидон Кремер, Глорвиген Пер Арне, Пош Алоис, Вадим Сахаров

Лето, танцы... и пусть это будет танго Астора Пьяццоллы. Диск, который предлагает вашему вниманию «Отрок», можно смело прихватить с собой на дружескую вечеринку. Музыка аргентинского композитора, чьи сочинения перевернули представление о традиционном танго, соединила в себе элементы джаза и классики. Стиль Пьяццоллы получил название «нуэво танго». Интересно, что у великого аргентинца есть связь с русской композиторской и пианистической школой, — он занимался у ученика Сергея Рахманинова — Белы Вильда. По признанию самого композитора, именно благодаря Рахманинову он полюбил Баха.

Пьяццолла известен как виртуозный мастер игры на бандонеоне, свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами. Эта запись замечательна тем, что в компании блистательных музыкантов оказался скрипач Гидон Кремер. Если бы Книга рекордов Гиннеса фиксировала репертуары музыкантов-исполнителей, то, пожалуй, Кремер мог бы стать её героем. Список произведений, исполняемых им, невероятно широк: от традиционной палитры классической и романтической скрипичной музыки до сочинений композиторов XXI века.

Симеон тен Хольт. Canto Ostinato

Исполнитель: Джером ван Вин

Всем, кто готов слушать исключительно современную музыку, посвящается. Нидерландец Симеон тен Хольт писал музыку в стиле минимализма. Если этот термин вам ни о чём не говорит, не спешите открывать музыкальный словарь, проще послушать. Композитора всю жизнь занимали темы связи музыки и живописи, музыки и математики. Может, и нам стоит попробовать их разгадать?

«Упрямая песня памяти» — именно так можно перевести название композиции (музыкальный термин ostinato означает «неотступно». Такое указание ставится на партитурах там, где нужно подчеркнуть монотонность, повторяемость и настойчивость звучащей темы).

Многие произведения тен Хольта написаны для одного или нескольких фортепиано. «Canto Ostinato» не исключение, авторский вариант — два рояля, есть записи, где одновременно звучат четыре...

Cам Симеон тен Хольт говорит о своём произведении, что оно требует нового подхода к исполнению и, прежде всего, восприятию, а также, что это «больше ритуал, чем концерт». Музыка для размышления. «Отрок» рекомендует аудиозапись, но не менее интересно посмотреть это действо на видео, хотя бы в Youtube.

Опублiковано: № 4 (70) Дата публiкацiї на сайтi: 07 August 2014

Дорогі читачі Отрока! Сайт журналу вкрай потребує вашої підтримки.
Бажаючим надати допомогу прохання перераховувати кошти на картку Приватбанку 5457082237090555.

Код для блогiв / сайтiв

Интермеццо № 4 (70)

Варвара Шувалікова
Журнал «Отрок.ua»
Роберт Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Кристоф Виллибальд Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Астор Пьяццолла. Танго. Симеон тен Хольт. Canto Ostinato.
Розмiстити анонс

Додати Ваш коментар:

Ваш коментар буде видалено, якщо він містить:

  1. Неповагу до авторів статей та коментарів.
  2. Висловлення думок щодо особистості автора або не за темою статті, з’ясування стосунків між коментаторами, а також інші форми переходу на особистості.
  3. З’ясування стосунків з модератором.
  4. Власні чи будь-чиї поетичні або прозаїчні твори, спам, флуд, рекламу і т.п.
*
*
*
Введіть символи, зображені на картинці * Завантажити іншу картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: