Культурний шок від світу моди

Якщо ви ніколи не бігли на високих підборах за автобусом, не терпіли катування вискубуванням брів, не скуповували глянцеві журнали, марно намагаючись мати такий самий вигляд, як і красуня Маша з паралельної групи, то вам або своєчасно ввели необхідну вакцину, або ви чоловік.

О, ця шовкова, мереживна, ароматна війна, яку вже стільки років веде слабка стать... Цистерни парфумів, тони косметики, тисячі хитрощів використані в ході битви. Величезні концерни випускають боєприпаси... Багато хто з нас із ранніх років віддає свої сили цій армії. А чому?

Тому що елітні спецпідрозділи рекламістів і маркетологів не дрімають. Кожна вдало виконана ними операція викликає в нас короткочасний параліч волі. Короткочасний, але достатній для того, щоб ми в результаті чергового рейду магазинами принесли додому оберемок кольорових пакетів. Коли ж вража інтоксикація покидає наш затуманений мозок, до багатьох повертається здоровий глузд і розуміння того, що рожева лакова спідниця — далеко не верх шику й оригінальності, та й скляне «кольє» з кожною бусиною по 7 см у діаметрі не може бути до лиця. Ми б і раді повернути нещасливу річ, але, на жаль, пізно: всі етикетки необачно відрізані, а фірмові пакетики чекають на похід у гастроном (адже в багатьох із нас жива совкова любов до всього фірмового: носимо картоплю в пакетах Nike, а в похід за батоном беремо пакет Brocard).

Для всіх без винятку журналів обов'язковою стала рубрика «мода», де вони ведуть міжусобні війни з досягнення найнеймовірнішого образу, розуміння якого людині зі стійкою психікою рідко буває доступним...

А що ж «покоління пепсі»? Воно лишилося поза увагою будинків мод, воно проігнороване абсолютною більшістю глянцевих журналів. Але, незважаючи на «саморобність» молодіжної моди, це така ж зброя масового враження, тільки от діє вона лише на людей, які не виходять за рамки шкільно-університетського контингенту.

Що ж було спочатку? Я не застала ні збіговисьок хіпі, ані металу кінця 70-х, що розкладає мозок, а от вже гранж не обійшов мене стороною («доношувала» за старшою сестрою).

Так от, особливо серйозні проблеми зі здоровим глуздом почалися на початку 90-х. Це десятиліття минуло під яскравим стягом гранжевої субкультури. Молодь мучилася влітку в черевиках «Dr. Martens» і кидала виклик соціуму тілами, неабияк враженими пірсингом і татуюванням. Усі захоплювалися Куртом Кобейном і засинали під «Нірвану».

Коли дим після гранжевого вибуху розвіявся, повернувся в моду стиль 80-х. Молоді тілом і духом відшукали в завалах комірок і балконів батьківські речі і почали розгулювати ву-лицями в майках усіх можливих ядерних кольорів. Але строкатість одягу всім швидко на-бридла.

Далі на трон зійшла реп-індустрія. Заохочувалося носити штани, які заважали ходити і тягнулися шлейфом за модником. Також заохочувалося слухати не зовсім пристойний і нічим не визначний речитатив реперів. Багато хто задавався сакраментальним запитанням «Чому я не народився в Детройті?», а деякі заходили далі і копали глибше: «Чому я не чорний?»...

Підлітки опам'яталися і змирилися з кольором шкіри лише з появою на місцевих музичних каналах кліпів західних панк-зірок. Поголовне захоплення скейтбордингом загарбало спокій вулиць. Багато хто втратив сон у мріях купити кеди «Converse» або аналог за 15 грн. на китайському ринку.

Сьогодні ж, коли мода на панк поступово відійшла в небуття, на зміну їй іде мода на «футбольне хуліганство». Ніяких рис звичного хуліганства вона в собі не несе. І агресивним це захоплення можна назвати лише на трибунах футбольних матчів. А коли таких не очікується, хулігана можна зустріти на секонд-хенді — там він буде старанно шукати одяг улюблених фірм, і коли нарешті знайде, буде страшенно радіти. Він прийде додому і, відчуваючи себе справжнім хуліганом, повісить на стіну британський прапор, а на шию — шарф уболівальника футбольного клубу.

Мода сміється з нас і ліпить з пластиліну наші обличчя. Вона мінлива і жорстока, і з кожним днем, коли в неї змінюється настрій, вона диктує нові умови. А ми знову слухняно стаємо перед нею на коліна, боячись стати вигнанцями.

Багато брендів обирають «свободу» першим пунктом своєї рекламної кампанії... Звичайно, всі хочуть бути вільними, але як це можливо, поки ми добровільно здаємось у полон модним тенденціям? Невже зовсім перевелися люди, які можуть стати дезертирами цієї війни?

* Бренд — розкручена торгова марка.

Де вони, люди, які вдягають те, в чому зручно і тепло, які слухають те, що залишає світлий слід у душі, і життя своє присвячують тому, що насправді того варте?

Не знаю, чи зможуть колись люди перемогти моду. Але кожен із нас може, не чекаючи, доки на це наважиться все людство, сам поставити моду «на місце».

Опублiковано: № 6 (17) Дата публiкацiї на сайтi: 11 September 2007

Дорогі читачі Отрока! Сайт журналу вкрай потребує вашої підтримки.
Бажаючим надати допомогу прохання перераховувати кошти на картку Приватбанку 5457082237090555.

Код для блогiв / сайтiв

Культурний шок від світу моди

Наталія Лісогорова
Журнал «Отрок.ua»
Мода сміється з нас і ліпить з пластиліну наші обличчя. Вона мінлива і жорстока, і з кожним днем, коли в неї змінюється настрій, вона диктує нові умови. А ми знову слухняно стаємо перед нею на коліна, боячись стати вигнанцями. Де вони, люди, які вдягають те, в чому зручно і тепло, які слухають те, що залишає світлий слід у душі, і життя своє присвячують тому, що насправді того варте?
Розмiстити анонс

Результати 1 - 12 з 12
19:03 10.06.2010 | Someone
Женя, "белая ворона"- опасная фраза, а можно совсем-совсем без косметики? я вот живу без неё и особо не страдаю, при том что вера у меня где-то крепка и вполне понятна мне, а где-то ей и необходима подпитка...
14:11 30.08.2009 | Женя
Все должно быть в меру! Нужно следить за модой , но не делать из нее божество. Не жить же в 19-ом веке! Я думаю, что чуть-чуть косметики и современной одежды можно христианам. Не быть же белой вороной
22:25 27.03.2009 | Никита
Одежда - это лишь куски ткани, сшитые между собой нитками и надетые на тело.Вот сейчас обычной одеждой считаются джинсы и майка. А ведь раньше джинсы были исключительно рабочей одеждой, и обычные граждане их не носили. Позже они стали атрибутом хиппи, которые разукрашивали и рвали их в области колен. А лет через десять-пятнадцать это стало обыденной одеждой пересечного гражданина. И так стало с очень многими видами одежды. Уверен и Вы носите что-то, что рание было атрибутом какой-нибудь субкультуры, но со временем было перенято массами, либо же видете это на каком-то другом человеке и не считаете, что его интелект задавлен модными движениями. А через двадцать лет, быть может, весь мужскорй мир станет носить бархатные панталоны, которые вытеснят джинсы. И тот, кто оденет джинсы станет привлекать внимание так же, как и тот, кто сейчас выйдет на улицу в галифе. И в Церки на мужчин в бархатных панталонах не будут обращать внимания, как сейчас не обращают внимание на мужчин в джинсах, кросовках и реглане. А ведь лет сорок назад такой человек привлёк бы к себе внимание, как если бы кто-то пришёл на Литургию в набедренной повязке.
И по поводу металла, как музыкального направления, Вас смушает именно "металл конца 70-х" или такое явление вцелом? И вообще, Вы не находите, что как-то не по-умному, чтоли, уравнивать всё и вся под один стереотип? А уж, тем более, формировать его другим?..
P.S.
Уж простите, если получилось грубо. Просто неприятно читать поспешные, не потвержёднные аргументами выводы. Невозможно так пространно, в несколько строчек описать всё то, что Вы описали. Поверьте, там всё по-сложнее будет ;)
22:25 27.03.2009 | Никита
Когда в мир пришёл Христос, он одевался так, как одевались древние иудеи мужского пола. Так что, теперь христианам одеваться так же? Почему никто не утверждает, что христианин должен носить тунику? Мода диктует то, как будет одеваться большинство. И христианин одевается так, как одевается большинство и не задумывается над этим. Просто потому, что ему это безразлично.
"Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека."(Мк 7;15)
17:11 02.01.2009 | Stella
Самый главный дар, касаемый этой темы - ВКУС! Вкус к красивой жизни в принципе, не зависимо от ее современных стандартов, к стильным вещам, к изяществу, к этике, к красоте наконец. И дело даже не в моде. Человек всегда хотел жить красиво, потому что КРАСОТА ПРАВИТ МИРОМ, а править хочет всякий, и ето вечный грешок, а не временный, не трендовый. "Одеваются в черное просто потому, что сейчас розовое - это черное. Ведь розовое - это не цвет одежды, а принцип".
12:21 01.01.2009 | Светлана
Девушки, милые, не фанатейте. Все должно быть в меру. Золотая середина в Православии не даром именуется Царским путем. Здесь нужно внимание, сосредоточенность и рассуждение (это особый дар). Иоанн Крестьянкин в письме одной женщине отвечал (точно не помню, но примерно так):поскольку она живет в миру, то и прическу надо сделать к лицу, чтобы мужу было приятно. Лично я не приемлю декоративную косметику вообще. Для меня это обман и уродование самой себя. После использования помады губы становятся блеклыми.
После использования туши, ресницы становятся более ломкими, ногти после лака тоже. Да и смотреть в зеркало на себя ненакрашенную тяжелее, вспомните комплекс многих женщин: "Ой, я же не накрашена!!!" Поэтому на вопрос почему я не крашусь, отвечаю четко: у меня нет комплексов по поводу собственной внешности, я люблю себя такой, какая я есть. Посмотрите на Руслану Писанку, думаете она комплексует из-за своих габаритов? Как бы не так, она даже на всю страну себя демонстрирует и при этом сияет как майское солнышко. (Чего нам всем желаю не зависимо от того как мы выглядим.) Как вы себя чувствуете - так вас будут воспринимать и другие. Поэтому давайте ощущать себя ВЕЛИКОЛЕПНО!
Р.S. Женя (28.09.2007), спасибо, просто великолепный комментарий. Полностью с вами согласна, как и со статьей.
13:36 23.10.2008 | Илона
Да, но ведь можно с помощью слабого макияжа подчеркнуть теже, красивые особенности лица, которыми наградил Господь?!
02:24 02.07.2008 | Анна
"И одет он должен быть достойно,чтоб не стыдно было предстоять пред Богом."аааа...Я-то думала,что надо жить достойно пред Богои.А еще я думала,что Он смотрит сквозь одежду."искажение того образа,который дал человеку Господь"-а вот у моей подруги кожный клещ,страшная штука,все лицо в ямках-это ей дал Господь,или стоит все-таки красится?А лечится от клеща стоит?А я вот в раннем младенчестве разрезала себе лицо стеклом,теперь у меня большой шрам- мне Господь дал такой образ или родители недосмотрели?
11:13 30.05.2008 | Анна
В скромных юбках, блузках и без макияжа может хорошо выглядеть красавица, но, к сожалению, не все. Но ведь и в мини, декольте и штукатурке тоже. Если уж кто-то очень скромный, можно носить одежду, которая закрывает тело, но не кажется странной - гольфик, например, но лично я считаю, что брюки тоже входят в этот список.
А ещё я бы порекомендовала прочитать книгу "No logo" Наоми Кляйн. Она, правда, совсем антихристианка, но антихристианских пассажей там мало, их можно пропустить, а всё остальное прочитать.
16:17 08.05.2008 | Лида
С автором статьи я согласна. Старцы наших времен, например схиигумен Савва, говорят о том, что использование косметики - это сознательное искажение того образа, который дал человеку Господь. А тот, кто живет модой, тот живет адом (слово "мода" наоборот). И если задуматься, откуда берет свои корни мода, то ясно, что люди ее придумали, чтобы украшать свое тело и выделяться среди других. А нужно, в первую очередь заботиться о красоте душевной. И еще. Когда человек приходит в храм, то он приходит к Богу. И одет он должен быть достойно, чтоб не стыдно было предстоять перед Господом.
13:19 22.04.2008 | Юлия
Не поняла, чем хороша статья. Пафос, кажется, в том, что следуют моде только дураки. Конечно, бездумно скупать все подряд - глупо и расточительно. Но стиль без моды существовать не может, иначе получается выспренне, надуманно и с претензией. Можно, конечно, изобразить из себя этакого интеллектуала высшей духовной пробы, который просто не замечает одежно-косметических проблем, да только велика опасность провала.
Портрет, нарисованный Женей вызвал легкий трепет. Разделяю лишь мысль о том, что самое радостное - когда мой вид нравится любимому мужу.

-- можно выглядеть "круто" и "стильно" в длинных юбках до щиколоток скромных блузках, кофтах и т.п. --

представила... А Евгения точно знает, что ЭТО вызывает восхищение? :)
Не один год работая в церкви насмотрелась я на эти скромные блузочки с кофточками...

--Можно не краситься, но при этом сиять глазами и улыбкой --

ну да, ну да.... только если 18 уже миновало, то это вряд ли.
УМЕРЕННЫЙ, стильный макияж я нахожу необходимым. Хожу в основном в джинсах и брюках, юбки надеваю крайне редко. По счастью, у нас очень духовно здоровый приход: вопросы о "богословии джинсов и макияжа" не поднимаются. Вообще мне близка мысль о.Павла Флоренского "Одежда - продолжение человека". По свидетельству людей, знающих меня лично, мой вид вполне адекватен моему внутреннему содержанию.
Можно увлечься гранжем, рэпом, металл далеко не всем "выжег мозги" (по мнению автора), есть у меня и иные примеры. НИЧЕГО общего с Православием это не имеет и не делает человека ни ближе к Богу, ни удаляет от Него.
В церковной жизни хватает настоящих проблем.
13:15 28.09.2007 | Женя
Хорошая статья! Из личного опыта: самое интересное, что можно выглядеть "круто" и "стильно" в длинных юбках до щиколоток (и при этом не обязательно быть "готом"), скромных блузках, кофтах и т.п. В этом не стыдно и на работу пойти, и после работы в церковь на службу. Да еще и мужчины провожают восхищенными взглядами - такими, как смотрят на красоту, а не на пошлость, не извращенно, а по-доброму. Особенно приятно во всем этом нравиться своему собственному мужу, который тоже верующий и, кроме всего прочего, знает толк в стиле. Можно не краситься, но при этом сиять глазами и улыбкой так, что действительно будешь самой обаятельной и привлекательной. Можно покопаться в тех же журналах мод типа "Бурды" и найти то, что приемлемо для стильной православной девушки. Неправда, что в них сейчас только "миниюбки-максипояса" рекламируют. Не обязательно моду "списывать" с "Космополитена". "По-православному" и "отстало" вовсе не должны быть синонимами. Можно самому задать темп и показать, что вера в Бога и современность вполне совместимы и сочетаемы для молодежи.

Додати Ваш коментар:

Ваш коментар буде видалено, якщо він містить:

  1. Неповагу до авторів статей та коментарів.
  2. Висловлення думок щодо особистості автора або не за темою статті, з’ясування стосунків між коментаторами, а також інші форми переходу на особистості.
  3. З’ясування стосунків з модератором.
  4. Власні чи будь-чиї поетичні або прозаїчні твори, спам, флуд, рекламу і т.п.
*
*
*
Введіть символи, зображені на картинці * Завантажити іншу картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: