Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

Апология чуда

Человек всегда стремился к чуду, мечтал о моментальном исполнении своих желаний... Но для истинной веры нет таких границ, которые чётко отделяли бы чудесное от обыденного. Вера и есть самое большое чудо, которое совершается в сердце человека. Почему же человек так жаждет чудес?

«Род сей лукав, он ищет знамений»

«Истинное чудо, — писал отец Павел Флоренский, — совершается в духе верующего, когда усматривает он в видимо случайном волю Того, Которым „вся быша“». В жизни человека всегда есть место для необъяснимого, непредвидимого, непонятного, поэтому человек никогда не сможет исчерпывающе понять и объяснить свою же собственную жизнь. «Всего чудеснее бывает часто то, что происходит в действительности, — писал в своём дневнике Ф. М. Достоевский. — Мы видим действительность всегда почти так, как сами предвзято хотим растолковать её себе. Если разберём и в видимом увидим не то, что хотели бы видеть, а то, что есть на самом деле, то принимаем то, что увидели, за чудо».

Иногда эта простейшая очевидность может глубоко удивлять, но порой она невыносима и трудна для восприятия человека. И он ищет чудо где-то на периферии своей жизни: в каких-то видениях, знамениях, авторитетных «старцах» со сверхъестественными способностями. Наверное, в каждой епархии можно встретить объявления с предложениями съездить к «благодатному старцу», который исцелит все ваши болезни за один сеанс. Или поглазеть на Христа и Богородицу, Которые являются между берёзами, если, конечно, посмотреть под определённым углом и, главное, с утречка. Ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) заметил, что, гоняясь за чудесами, мы часто ищем во Христе убедительной лести своим страстям (а не помощника в борьбе с ними), удовлетворения любопытства и жажды хлеба и зрелищ.

Человек ищет знамений, чудес, убегая от покаяния, от труда и радости жить со Христом. Вместо созерцания человек стремится к зрелищу, аффекту, эпатажу. Но вера не может глубоко укорениться в восхищённых переживаниях. Молитва — это не сверхъестественный механизм решения проблем, о котором мы вспоминаем тогда, когда остаётся надеяться только на чудо. Смысл жизни невозможно чётко сформулировать в своём сознании, он открывается сердцу как чудо присутствия Божия в жизни человека. Но для того, чтобы увидеть Бога и Его участие в нашей жизни, нужен труд, а не напряжённое ожидание чего-то необычного. Чудо — не сенсационное известие о каком-то очередном «явлении» или «знамении». Скорее всего, это радость и удивление Промыслу Божиему, который управляет всё к лучшему в каждое мгновение нашей жизни вопреки нашим близоруким прогнозам и ожиданиям. В этом смысле чудо — это торжество веры в мире холодного рассудка.

В дневнике отца Митрофана Серебрянского (духовника преподобномученицы Елизаветы) есть замечательные строчки, написанные им в окопах безнадёжной Русско-японской войны: «Сколько раз Господь спасает людей от всяких бед, а они этого и не замечают. Как же справедливы святые отцы, настойчиво требуя от людей трезвения, внимания ко всему, что происходит внутри и вне их существа, тогда наполовину меньше было бы неверующих». Только чудо могло спасти тогда Россию от поражения, но для отца Митрофана именно поражение и было чудом. Как гражданин он, конечно же, хотел, чтобы русская армия победила, но как христианин — благодарил за поражение. Ведь в этой трагедии Россия исцелялась от духовной опухоли гордости и тщеславия. Разумный взгляд на вещи даже в самом глухом тупике жизни усматривает волю Божию и её спасительную непостижимость. По мудрому выражению Иоанна Златоуста, воля Божия явно проявляется тогда, когда из безвыходных ситуаций находится выход. А разве это нельзя считать определением чуда?

Истинное чудо

Человек требует быстрого и безболезненного решения своих проблем и с таким настроем безучастно ожидает чуда: Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф. 27, 40). Но Господь ответил молчанием на это требование человека, и совершилось истинное чудо из чудес — Воскресение Христово. В свете Воскресения Христова чудесно, когда человек меняется, становится лучше. Но меняется человек, как известно, не в одно мгновение, а путём медленного перерождения.

Всё, что произошло чудесного в пределах планеты Земля, — это появление человека в его первозданном образе. В какой-то исторический момент человек, принадлежащий по природе своей иному миру, отказывается жить по законам Царствия Небесного. И Господь, уходя из его жизни, попускает ему жить по законам природы. Человек оказался эмигрантом в чужой стране, — эмигрантом, который не может полностью реализовать свои возможности, раскрыться как личность. Поэтому то, что мы воспринимаем как нечто сверхъестественное в жизни святых и Самого Христа, в действительности просто и естественно для человека: Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). Просто оно давно потеряно и забыто, как твёрдая поступь для человека с параличом ног.

Истинное чудо — «не приобретение сверхъестественных или чуждых человеку качеств, — писал Максим Исповедник, — но восстановление тех качеств, которые были нам свойственны со времени творения». И это, конечно же, не способность ходить по воде как по суше или одним словом иссушать смоковницу. Только Бог смог стать настоящим Человеком. И только в Нём во всей полноте проявились те чудесные свойства, которые характеризуют человека как существо, принадлежащее иному измерению: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Рим. 5, 22–23). Мне кажется, очень точно определил это естественное и свойственное только человеку качество Лев Толстой в романе «Анна Каренина» устами своего героя Левина: «Разум открыл борьбу за существование и закон, чтобы душить всех, мешающих удовлетворить моё желание. Это вывод разума. А любовь к ближнему не мог открыть разум, ибо это неразумно». А разве то, что не по зубам холодному рассудку человека, что убегает от его разгорячённого воображения, мы не можем назвать чудом?

А как же быть с теми сверхъестественными изменениями в стихиях, которыми повелевал Господь, с чудесами, которые Он творил? Некоторые святые отцы говорят, что если бы человек не согрешил, то обладал бы такими же способностями. Но всё же в Евангелии не на этом ставится акцент. Господь воплотился не для того, чтобы бесконечно являть чудеса, но для того, чтобы спасти человека. В этом свете, в контексте спасения мы и веруем тому сверхъестественному, что творил и творит Господь в Своей Церкви. Но не это, конечно же, является признаком истинности Православия: у нас, мол, Благодатный огонь, значит, у нас и Христос. Чудо в данном случае, скорее всего, наоборот, должно послужить поводом к смирению и обличению нашей глухоты: «Слово Его было преисполнено силы, — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). — Но человеки ниспали глубоко во мрак и мглу плотского мудрования; сердца и умы их ослепли. Оказалось нужным особенное снисхождение к болезненному состоянию человеков. В помощь слову Божию даны Божии чудеса». Поэтому нельзя верить в чудо само по себе, вне контекста жизни человека, народа, человечества. В истинных чудесах нет никакой загадочности. Они всегда что-либо объясняют, подсказывают, к чему-то лучшему направляют. «Настоящее чудо, — писал Павел Флоренский, — и должно состоять именно в таком, рационально объяснимом в широком смысле явлении». В этом смысле чудо в православной духовной традиции называют знамением. То есть признаком присутствия Господа в жизни человека. Но особенно ярко Его участие чувствуется в трудные минуты жизни людей.

Блаженны чистые сердцем...

«Знамения — снисхождение к немощи человеческой», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Моя бабушка перед смертью рассказала о том, что ей явилась Божия Матерь. Так случилось, что дедушку арестовали и ему грозила тюрьма, а бабушка оказалась с двумя маленькими детьми на улице. В отчаянии она горячо молилась Божией Матери в поле среди пшеницы и там же уснула. Во сне ей явилась Богородица и повелела спокойно идти на суд. Дедушку, на удивление всех, отпустили, но вот об истинной причине его освобождения никто так и не догадался до самой смерти бабушки. А ведь гордиться-то было нечем, потому что истинная причина благодатного чуда — это покаяние человека, ответ на смиренное сокрушение в своих грехах, которые покрыло Божие милосердие. Точно так же было в 1240 году, когда Божия Матерь утешила Своим явлением русский народ на горе Почаевской во время нашествия Орды. А потом и чудотворной иконой и мощами преподобного Иова в трудное время католической экспансии. Здесь всё разумно и последовательно, здесь всё говорит о покаянии, о смирении и о Промысле Божием, спасающем человека. Поэтому народ наш очень любит засвидетельствованные Церковью почаевские чудеса.

«Чудо — это отношение к факту», — писал отец Павел Флоренский. В качестве наглядного примера для иллюстрации этой мысли могу привести слова одной моей знакомой верующей бабушки, которая жила всю жизнь на далёком хуторе, почти в лесу. Когда она увидела мой мобильный телефон, то тут же воспела хвалебную песнь Господу: «Это ж надо, какие чудеса творит Господь! Рождается человек в этот мир совсем маленьким несмышлёнышем, и кто бы мог подумать, что когда вырастет, он такие удивительные вещи сможет сотворить!» Как-то сами собой вспомнились тогда евангельские строчки: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Наверное, в этом и заключается то главное условие, при котором возможно увидеть истинное, Божие чудо. Ведь для неё даже самолёт был истинным благодатным явлением, наполнявшим её душу радостью и удивлением тем дарам, которыми наделил Господь человека.

Ранее опубликовано: № 5 (41) Дата публикации на сайте: 28 Декабрь 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 14 из 14
12:51 24.03.2010 | Юлия
Теперь о вере: очень точное определение веры дает апостол Павел: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом." (Евр. 11, 1). Саша, у меня возникло ощущение, что Вы смотрите на вопрос веры только в контексте времени. Это- системная ошибка! "Вера от слышания"-говорит тот же апостол Павел. Если мы посмотрим на вопрос веры в контексте вечности, то мы увидим: пока человек живёт во времени, он живёт верой от слышания. Как только он входит в вечность-предметы веры становятся для него зримыми! Здесь-поэтапность. Когда наступит Жизнь Будущего Века (которая наступит независимо от того все верят в неё или нет)-верующие скажут: "Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего, Бог основа и в век." (Пс.47) А что скажут неверующие?! Жизнь верующего человека-опыт доверия Богу. Это не область доказательного. Это- область эмпирического (то есть опыта жизни). Вера-это феномен, который поистине является чудом! :) В заключение открою Вам тайну, которая, я думаю, Вас очень порадует: Человек верит в Бога, а Бог... верит в человека! Бог для того и воплотился, чтобы человек обожился!

P.S. Ну вот, теперь статья соответствует своему названию: ИМЕННО АПОЛОГИЯ
12:49 24.03.2010 | Юлия
Статья очень глубокая и вечно актуальная! Позволю себе ответить на комментарий читателя Саши:"Боимся отступить от давно изживших себя церковных ритуалов, боимся поверить в себя"... А зачем отступать?! "Начало премудрости-страх Господень"-говорит Священное Писание. Ваша критика ни на чём не основана, это просто "голая" эмоция по типу : "а слабо тебе выпрыгнуть из окна 9-го этажа?!" Может быть, кому-то и "не слабо". Вопрос в другом: а смысл? Так человек, отпадающий от Бога-Источника Жизни-отпадает в смерть, тление...
01:54 14.03.2010 | денис
Мне совершенно не понятно откуда вы взяли, что христиане тормозят прогресс. Почитайте первые социологические исследования М. Вебера в средневековой Европе. Он сделал вывод, что 90 процентов научного и производственного потенциала на первых капиталистических предприятиях составляли именно христиане.Да и разве не глубоко верующий христианин академик Раушенбах разработал чертёж и конструтивно реализовал первые полеты в космос.И вместе с тем он написал глубокие богословские тракткты, почитайте его "Логику троичности"например.Святой Николай Сербский писал, что если бы человечество не использовало своих талантов для войны и разрушения, то прогресс продивинулся намного дальше чем его современный уровень развития. Он говорил, что прогресс и есть часть Промысла Божьего о человечестве.
В своих далеко неполных комментариях на ваш комментарий, я отнюдь не стремлюсь вас в чём-либо убеждать или вести с вами полемику. Это просто просьба быть корректным в своих суждениях, о тех людях, которым дорого то что вы критикуете не страницах этого журнала, даже не потрудившись ознакомится с предметом своей критики. Я вынужден констатировать это просто как предубеждение, не основанное ни не каком фактическом материале.Рад в дальнейшем общению с вами. И надеюсь оно будет предметным и интересным.
01:51 14.03.2010 | денис
Вы наверное не поняли того, что критикуете, или просто не успели разобраться.Разве Христианство унижает человека? Христианство это религия личности писал А.Ф Лосев. Ерих Фромм в своем "Психоанализе религии", говорил о том, что христианская культура поставила во главу угла отдельную личность, а не социальный организм, который ради общей пользы может пренебрегать отдельным человеком.Христианство настолько возвышает человека, насколько коммунизм например его унижает.В христианстве "Бог стал человеком, чтоб человек стал Богом" (Афанасий Александрийский)В христианстве человек определяет кем ему быть, в коммунизме человек - это "продукт материальн-производственных отношений".Здесь нет уважения к человеку, согласно Марксу - это просто продукт, которому определяют его место.Не зря А.Лосев в соей "Далектике мифа", говорил, что коммунистический режим, это форма языческой религии. Она основывается на поклонении богам в виде вождей, которые при слепом исполнении их указаний даруют светлое будущее.
01:17 14.03.2010 | денис
Здравствуйте Саша.Я рад что ваша искренняя вера в человека нашла отклик в статье.Моя искренняя вера в Бога не исключает этой веры, а скорее углубляет. И всё же мы оба религиозные люди, по той простой причине, что научно не доказано того факта, что мир произошел и существует без вмешательства Творца, а значит в это необходимо верить, а вера это чисто религиозный метод познания мира.Вы наверное знаете, что в основе научного не религиозного метода лежит эксперимент, на нем основывается весь гносеологический инструментарий, ему предшествует гипотеза , а после него вырабатываются постулаты теории, и выстраивается мировоззрение.Мне просто интересно, когда был поставлен такой эксперимент, который позволяет с такой фанатичной уверенностью утверждать, что вся верующая часть человечества в темноте."Машина не может ездить без бензина, а человек не может мыслить без оснований"(Честертон)

16:34 13.03.2010 | Саша
Прошу прощения, но как-то это все примитивно. При таком подходе мы скоро и вовсе деградировать начнем, в каменный век вернемся, будучи уверенными, что любая искорка (пусть даже и огня) это ни торжество человеческого разума, а промысел каких-то непонятных и пугающих сил. Не хватит ли бояться самих себя, своего интеллекта, исскуственно загоняя весь потенциал своих мыслей под атавистический колпак предубеждений в угоду древним традициям? И все только потому, что опять же боимся. Боимся отступить от давно изживших себя церковных ритуалов, боимся поверить в себя, а подобные статьи еще больше пытаются (к сожалению довольно успешно) урезонить то стадо безвольных овец, каковым является наше убогое общество на данным историческом срезе. Я, увы, не жила во времена Союза, но согласна со многими принципами советской власти. Да, популяризировали тогда атеизм, но и в космос летали, и лекарства изобретали, и технологии разрабатывали. И все это делали ЛЮДИ, а вмешательство выщих сил так по сей день доказать не удалось и вряд ли удастся!
00:15 15.02.2010 | владимир
вот ходиш,ходиш себе по земле ,и не замечяеш что рядом с тобой живут люди ,которые не просто умеют говорить ,а какраз по твоей нужде ,тебе в душу ,...Главное наверное правильно настроится и искать Божий глас ,а чрез кого Бог найдет .Слава Богу за все !!!
12:33 25.01.2010 | W_D
хороший сайт
20:49 20.01.2010 | Сергей
Хорошо и достаточно доступно написано, не смотря на действительную глубину переданой мысли.Если автор молод - Слава Богу что Господь продолжает изливать свою благодать "воды живой" на молодое поколение, во времена "нравственного и духовного хаоса",разврата и повседневной суетности.Если автор в возрасте - не останавливайтесь, ваши мысли имеют право быть услышанными и подобные публикации не останутся "Гласом вопиющего в пустыне".Спаси вас Господи!
22:27 04.01.2010 | Катеринка
Очень интересная статья! Иногда теряясь в суетах этого мира, в проблемах или "бескрайних просторах интренета" мы забывает о своей сущности, и ждем подтвердения своей вере или убеждениям... и забываем о главном чуде - Восрешении Христа и о том, что он ради нас сделал! Дело просто в нашем маловерии! Нам нужно как тому Фоме "потрогать"(пощупать, понюхать) и только тогда "уверовать"! Слава Тебе, Господи, за милость твою и терпение в вразумлении нас маловерных!
20:09 01.01.2010 | Виктория
Явно видно, что автор живет тем о чем пишет. И этот факт непристанно радует:-) Спаси Господи!!!
23:11 31.12.2009 | Оля
Спаси Господи! ) Чудова статя! )
22:19 30.12.2009 | Наталья
Спасибо за статью!!!!
00:21 30.12.2009 | Galina
Спасибо! Всё так! :-)))

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: