Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

Человек по имени Иисус

Господь наш Иисус Христос есть, несомненно, сущий над всеми Бог. Его Божественная природа достаточно проявила Себя в делах, которые никто, кроме Него, не творил: воскрешение мёртвых, изгнание бесов, власть над веществом сотворённого мира... Но ведь и человеком Иисус был реально, а не призрачно.

Каким же был Он человеком?


Н. Майков. Голова Иисуса Христа. 1840 годИисусу была свойственна та открытость и ранимость, та незащищённость души, которую мы можем замечать (в несравненно меньшей, конечно, степени) в людях более-менее чистых или стремящихся к чистоте. Господь смел без дерзости. Он щедр без бахвальства и сострадателен без сентиментальности. В Нём созерцается та нравственная мера и то «золотое сечение», которого взыскуют все ищущие беспримесной добродетели. Но Он — человек. Не только идеальный Человек, но и «просто» человек. Физически Ему близка и понятна усталость, голод, боль, а также насыщение, радость мышечной активности, сладость отдыха. Психологически ему тоже известно всё, что может быть названо человеческим, кроме греха.

Эта добавка «кроме греха» заставляет нас напрячь ум и переворошить внутренний опыт. Грех так сросся с человеком, что мы, без всякого страха ошибиться, можем сказать, что не знаем, что значит «без греха». Вся человеческая деятельность отравлена грехом, и сто раз прав незабвенный Гоголь, говоривший о себе, что печалится, не видя «добра в добре».

Встреча с безгрешностью возможна только во Христе. Мы лечимся Христом и питаемся Им, как бы утилитарно и грубо это ни звучало. Да так и должно быть. Христом нельзя восхищаться издалека, признавать Его историчность и «вклад в учения о нравственности». Это восхищение издалека или признание заслуг есть подлинная ерунда и шелуха под видом «духовности». Христом именно нужно питаться, ибо Он есть Хлеб, сошедший с Небес. Им нужно лечиться, ибо Он — единственный действенный и лечебный пластырь для язв, покрывающих наши души.

Но я всё же хочу говорить, хотя бы отчасти, о том, что чувствовал Человек Иисус, живя на земле, что тревожило Его, что окружало Его и воздействовало на Его безгрешную душу.

Он был одинок; Его преследовали и оплетали сетями козней; Он был Жертвой задолго до смерти; Ему была известна боль — и всем этим Он очень близок нам и очень нам нужен. Ведь мы окружены густым облаком непонимания, нам страшно, нам больно, мы умрём...

С тех пор, как Он стал учить и проповедовать, Его постоянно хотели убить. Этими словами — «искали убить Его» — пестрит весь евангельский рассказ. «И ещё более искали убить Его»; «и искали схватить Его»; «Тут опять иудеи схватили каменья, чтобы побить Его»; «За что ищете убить Меня?». Эти и подобные выражения передают характер тех незабываемых событий. А характер их заключался в травле Безгрешного и поиске случая, чтобы пролить Его кровь.

А. Рябушкин. Исцеление двух слепых. Фрагмент. 1888 годТри коротких года, проведённых в путешествиях и проповеди, — и, вместе с тем, три долгих года ожидания смерти. Это были годы не видимой обычному глазу травли, годы погони за Богочеловеком. При звуке Его слов мёртвые воскресают и демоны убегают, но живые люди то и дело хватаются за камни, а книжники спешно удаляются, чтобы совещаться об удобном способе устранения «этого Человека». Не ужас ли это? Чувствуем ли мы этот ужас? Замечаем ли его продолжение в истории, ведь что такое история, как не борьба греха и святости и не попытка погасить пламя праведности до конца?

Он отдаст Себя людям Сам. Собственно, уже отдал, воплотившись. Ведь вочеловечение Сына Божия — это вечное людей с Богом соединение. Но мало людям стать родственниками Богу. Они привыкли издеваться над родственниками, и этого нового Родственника им надо убить.

Он знает это. Даже в Гефсимании Он покажет власть, сказав Это Я и заставив пасть на землю вооружённую толпу. То есть Его взятие под стражу, последующие издевательства и смерть были с Его стороны добровольными. Им бы не бывать, не захоти Он этого. Но для этого Он и пришёл. Здесь опять вспомним, что Он — не просто Всемогущий Бог в человеческом облике, но и настоящий человек, «просто человек». Значит, Он жил три года в обстановке непрестанной опасности, в атмосфере неизбежной тревоги, которую рождает опасность. Был ли Он всегда царственно спокоен, или нервы Его знали напряжение в предчувствии опасности?

Мы, забитые до верха телевизионным мусором, так часто смотрим фильмы, где кого-то хотят убить, и этот кто-то убегает, скрывается, ищет помощи у разных людей. Мы щекочем свои нервы чужим наигранным страхом, сидя в удобных креслах, и наблюдаем за тем, как удастся герою обмануть врагов и остаться в живых. А нам бы стоило думать хоть иногда о том, как томился Господь в ожидании неизбежных страданий, ради которых Он и пришёл в этот мир. Он так и говорил: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк. 12, 50).

Среди частых угроз, то убегая от врагов, то догоняя их, жил на земле царь Давид. Даже притворяться безумным приходилось ему, пуская по бороде слюни и ища пристанища у соседних царей. Ничего такого не делает Иисус, называемый сыном Давида. Он не бегает от врагов, а просто пешком обходит города Израиля. Но Его так часто встречают враждебностью и окружают заговорами, что и Его переходы из города в город временами похожи на бегство.

Иоанн Предтеча, родившийся на полгода раньше Иисуса Христа, должен был и умереть несколько раньше. Его смерть в глазах Иисусовых должна была стать знаком приближения и Его смерти. Вот почему Он, услышав (о смерти Иоанна), удалился оттуда на лодке в пустынное место один (Мф. 14, 12). Ему нужно было часто быть одному. И не только потому, что Он думал о грядущем страдании и разговаривал в молитве с Отцом. Эти частые удаления от всех, эти ночи, проведённые в молитве, — это ведь не только подвижничество, но и способ выживания. Иначе, не удаляясь на время от людей, среди людей не выживешь. И закон этот тем строже действует, чем более праведного человека касается. Тем более, когда речь идёт о святых святейшем Слове.

Ему, наверное, было тяжело даже просто жить среди людей, не то что учить их и готовиться к смерти за них. Ведь Он по сути — единственный здоровый Человек, вынужденный жить среди озлобленных и больных грешников. Кровоточивые, бесноватые, парализованные составляют густой фон, на котором так отчётливо вырисовывается фигура обречённого на смерть молодого, безгрешного и совершенного Иисуса.

Он не просто исцеляет людей. Он видит помышления их (Мф. 9, 4)! Непроницаемое для обычного глаза покрывало, под которым шевелится хаос и ужас человеческого сердца, для Иисусовых глаз отброшено. И это тоже источник страданий. Страданий, совершенно не понятных для нас; страданий, которые невыносимы, если ты не любишь тех, чьи тайны тебе открыты.

Итак, Он очень одинок, Человек по имени Иисус. Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам (Флп. 2, 7). Он стал во всём, кроме греха, как мы, но пока Он не окончит служения, пока не вернётся туда, откуда пришёл, Он очень одинок на земле. Из Его рук едят; прикасаясь к Его одеждам, исцеляются больные, но Он всё равно одинок среди многолюдства, и это — тоже мучение.

Редкие души, подобно Лазарю, утешают Господа своей простотой и искренностью. Они даже, как Лазарь, могут получить, словно титул, имя друга Иисуса. У них дома, среди любящих и доброжелательных людей Христос находит редкий и драгоценный отдых. Марфа, Мария, Лазарь... Казалось бы, ближе всех к Нему те, кого Он избрал, апостолы. Но они так ужасающе далеки от Его образа мыслей, от понимания Его миссии, что Он однажды вынужден сказать Петру: Отойди от Меня, сатана. Ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое. А ведь это было сразу после знаменитого Петрова исповедания!

Они восходят с Ним в Иерусалим и спорят при этом, кто из них должен быть больший. Он идёт распинаться, а они спорят о славе. Образ мыслей Его и их разделены пропастью, и не об этом ли говорил Исаия? Как небо отстоит от земли, так мысли Мои отстоят от мыслей ваших.

Он вошёл в наше сознание и память как любящий нас. И вот мы готовы вообразить Его улыбающимся и весёлым. Протестантские открытки и буклеты так и представляют Его нам — улыбающимся другом, хорошим знакомым с распростёртыми объятиями. Но это совершенно исторически неверно. Любящий, если речь идёт об Иисусе, — значит распятый. «Любящий» в отношении Христа не означает «весело улыбающийся», но означает «окровавленный и обессиленный, склонивший голову на Кресте». Евангельский рассказ ни разу не говорит о Нём как об улыбающемся. Зато много раз говорит о Его гневе. Он с гневом смотрит на фарисеев, скорбя об окаменении сердец их. Он с гневом запрещает апостолам препятствовать приходу к Нему детей. Ревность о доме Божием рождает в Нём гнев дважды, и Он выгоняет из храма торговцев. Приводить примеры можно продолжить.

Гнев есть обратная сторона любви, вернее, одна из форм действия любви. Не умеющий любить не умеет и гневаться. Он умеет раздражаться, когда его самолюбие ущемлено, но гневаться он не умет. Он толерантен — безразличен, то есть. Иисус в высшей степени нетолерантен.

Это действительно самый удивительный Человек. И вся история, которую мы называем христианской, в лучшей своей части наполнена усилиями, направленными на подлинное и глубокое познание Его. Он ищет нас, а мы забываем о Нём. Когда нам весело, мы зачастую в Нём не нуждаемся. Но зато когда нам страшно, тягостно, одиноко, мы становимся способными к встрече с Ним. И это потому, что Сам Он не имел на земле где главу приклонить, был преследуем, был не понят, был многократно оболган и оклеветан, жил под угрозой смерти и, наконец, сделал то, ради чего пришёл, — умер за наши грехи и воскрес.

Ранее опубликовано: № 1 (49) Дата публикации на сайте: 06 Январь 2011

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 22 из 22
23:07 12.01.2014 | Валентина
как интересно...люди до сих пор спорят Кем и Каким был Иисус, думают о Нем, пытаются представить себя рядом с Ним (по крайней мере мне иногда хочется представить как бы я поступила), а ведь это удивительно - как Он близок к нам, и Ему наверное интересно и сейчас что мы о Нем думаем, ведь Он нас сначала создал, потом выкупил. Чтобы как-то сгладить восприятие Его гнева я подумываю себе, что это похоже на гнев любящего, который говорит в приближенном к отчаянию состоянии "Я же так тебя люблю - почему ты уходишь от меня?" Кто любил и расставался - тот поймет.
13:49 24.12.2012 | Никола
От подобных протестантских "откровений" про "Иисуса-просто-человека" и веру потерять недолго.

Искренне сочувствую автору. До православной веры, от веры Отцов и Соборов его текст, увы, далече отстоит..
11:55 05.06.2012 | Гончаров
(00:54 24.01.2011 | interesting)
(
Вопрос к автору- как вы пишите в своей статье про Иисуса и Бог и Человек, хотя Иисус признавал себя сыном Бога, не уравнивая себя со своим Отцом?)
Сын Бога -Бог,а сын осла-осел
13:22 01.03.2011 | Александр
А в журнале автором статьи выступает Иван Андреев... странно...
21:54 25.01.2011 | Александр
Спаси вас Господи,отец Андрей за ваши проникновенные статьи и прошу вас, будите нас,наставляйте нас,просвещайте наш засоренный всякой нечистотой ум своими статьями почаще.Ваша статья попала прямо в десятку, в сердце.
00:54 24.01.2011 | interesting
Иисус гневался часто не потому,что он постоянно был раздражён кем-то или угнетён. он проявлял гнев в случаях,когда происходящее было не угодно его Отцу( ведь Иисус любил своего Отца и с радостью подчинялся ему).
По поводу того, что Иисус был постоянно больше в гневе или скорби сказать так нельзя. Есть много примеров в Библии, где Иисус призывает к радости- в Матфея 6:16 он говорит, чтобы постящиеся не напускали на себя печаль, чтобы это видели другие. В Матфея 12:34,35-Иисус ясно говорит, что не может человек говорить доброе будучи злым. Иисус учил на протяжении всей своей жизни доброму и с любовью. То как можно изображать его страдающим на всех иконах или мудрым и любящим?
Вопрос к автору- как вы пишите в своей статье про Иисуса и Бог и Человек, хотя Иисус признавал себя сыном Бога, не уравнивая себя со своим Отцом?
15:37 19.01.2011 | Павел Днепропетровск
Батюшка,с Праздником Богоявления!Прочитал очередную Вашу статью и... был бы сентиментальнее наверное бы заплакал.В Вашей статье,как мне кажется, Христос Есть Тот, кто пришёл подарить нам Любовь,а мы отказались от этого Дара. Как часто Ему приходится слышать от нас "уйди Ты нам мешаешь".
Спаси Вас Бог за прекрасную статью !

14:49 18.01.2011 | Ольга
спасибо!
03:46 17.01.2011 | Ирина
Спасибо за статью о.Анрей. Прочитав сегодня главу из ветхого завета, думая о исправлении себя (о исповеди) из глубины сердца вышли такие строки:Господи! Если я больна -исцели меня;
Если я грешна - прости меня; Если я слепа - просвети меня;
И как просительное обращение:
Если я бедна - обогати меня. Простите может немного не по теме, но искренне.(вопрос: можно ли так молиться в Православном Храме на или лучше дома?
23:36 16.01.2011 | Евгений
Спасибо Отец Андрей ! Ваша статья абсолютно созвучна с моими мыслями о земной жизни Иисуса, он чувствовал все, что может чувтсвовать человек созданный по образу и подобию Своему, но был безгрешен и поэтому одинок среди людей:" Но они так ужасающе далеки от Его образа мыслей, от понимания Его миссии".Сейчас я много размышляю о том что такое ЛЮБОВЬ ? Бог есть - ЛЮБОВЬ ! Это как результат , но путь к этому результату у каждого свой и наверное не многие доходят! Пару дней назад я прочитал в 1 Послаии Коринфянам гл. 13 стихи 4 - 8,(первый раз я прочитал эти строки в 1993г.) которые считаю как отправную точку для познания ЛЮБВИ (и сейчас как никогда хочу приблизиться к пониманию этого чувства/состояния) ! У Вас я с интересом прочитал новое для себя: "Гнев есть обратная сторона любви, вернее, одна из форм действия любви. Не умеющий любить не умеет и гневаться".Сейчас размышляю еще над понятием НАСТАВНИК и МИССИЯ, первое не дается просто так , хороший наставник дается тем кто ХОРОШО и настойчиво Его ищет/готов к принятию наставничества и осознает свою миссию,созвучную с жизнью человека по образу и подобию создателя. Спасибо.
14:12 10.01.2011 | Анна
Спасибо !
11:32 10.01.2011 | Наталия
Спасибо за статью. Позволила как то по новому взглянуть на Христа, критичнее посмотреть на свою жизнь, на свою любовь к людям, на свою толерантность, часто проявляемую не там, где она нужна.
19:49 08.01.2011 | Славик
Благодарим о. Андрей ! С Рождеством Христовым ! Спаси Господи !
15:09 08.01.2011 | Василий
Христос раждается!Славиме его!Похвалой автору за статью да будет наша молитва,наше принятие того малого.что нас сподобит рожденный Богомладенец сделать для ближнего во имя Его.А нащот одиночества-так никто и не обещал что легко будет...Спаси Вас Господь всех,читая отца Андрея я благодарю Господа,что дал ему талант выразить словом то,что мы все думаем,переживаем но не можем изложить вот так.Дерзну сказать что напрашивается написать мы все ниже подписавшиеся...
14:43 08.01.2011 | Aleks
"похоже,что одиночество и некая грусть у христианина - это закономерность,следствие отрыва от земных привязанностей. когда еще не ТАМ, но уже и не ЗДЕСЬ..." -- Георгий, респект! Проблема одиночества очень актуальна, животрепещущая, особенно среди молодежи. Я бы сказал скрытая рана, которая наконец появилась на ружу, чтобы ее вылечили. И ты теперь реально видишь что она есть, а как вылечить не знаешь... Был бы очень рад увидеть статью по этому поводу...

Комментарий редакции:
Отец Андрей однажды писал на эту тему: http://otrok-ua.ru/sections/art/show/laboratorija_odinochestva.html

12:51 08.01.2011 | Лидия
Спаси Господи! О. Андрей, Ваши проповеди всегда радуют, даю слушать их другим.С праздником Рождества Христова!
02:13 08.01.2011 | Андрей
С Рождеством Христовым о. Андрей. В мирском понимании одиночества хотел би привести такой пример. Не редкость в православный семьях молодые люди и их родители мало воцерковленные люди. И если вера одного из них, мужа, жени, отца, матери возрастает по благодати божей, а при этом в лице своих родный не видиш или нету этого роста, то те, хто с этим живут или видят смогут понять, что такое одиночество в повседневной молитве, осуждениях за пости и всякое старание уловить тебя в каком то "грехе", на взгляд кого со стороны. И при всем этом найбольшие одиночество чувствуешь в церкви, но не в коем случае не завить, когда на исповедь и причастие ходят всей семьею (муж, жена и дени)
19:25 07.01.2011 | Георгий
похоже,что одиночество и некая грусть у христианина - это закономерность,следствие отрыва от земных привязанностей. когда еще не ТАМ, но уже и не ЗДЕСЬ...
13:45 07.01.2011 | OLKI
Да нет , Влад.Чувство одиночества просто пронизывает, как ощущение хлолода.
""Есть норы у лис и гнёзда у птиц небесных, но нет места у сына Человеческого"
Все мы , наверное, не раз испытывали чувство одиночества и не понимания, когда что -нибудь постигали и вырастали над общепринятыми понятиями.
Одинок был Галилей,
"Восстал он против мнений света.Один, как прежде... и убит!"
Это очень тяжелое состояние, когда тебя не понимает подавляющее большинство.
Но все это относится лишь к нашим суетным человеским понятиям.
А каково было Иисусу, зняния которго были абсолютны, а Сам Он был совершенен.
Он ведь постоянно чувствовал это непонимание даже со стороны апостолов.
А вспомните Сталкера из фильма Тарковского.
Сколько страдания в этом
человеке . которому приходилось даказывать простые истины людям , из чистого любопытства вторгшиммся в его Зону.
Мы все не совершенны.
Да, мы можем верить но не понять Все.
И мне почему-то кажется , случись нам на пути ОН , но в облике незнакомца , прхожего без пиара, то мы бы Его до конца и не приняли.
Зарекаться не нужно.
Петр тоже ведь зарекался.
В этом , по-моему , и заключается одиночество.
12:16 07.01.2011 | vlad
С Рождеством Христовым! Позволю себе не согласиться с Вами, о.Андрей. Не был Он одинок! Один среди людей, не принятый ими, непонятый и непризнанный - да. Но не одинокий, как не может быть одиноким и верующий человек. Ощущение Неодиночества, постоянное чувство Причастности - это величайшее из благ, которым Он одарил нас, грешных и суетных. Извините, но мне кажется, что это так. Еще раз с Праздником, и спасибо
11:25 07.01.2011 | Игнатий
Аминь.
С Рождеством!
07:35 07.01.2011 | Алла
С Рождеством Христовым! Спасибо, о.Андрей!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: