Дыханье вдохновения

Творчество — дело тонкое. Заглянуть в лабораторию гения, препарировать его труд, разложить его на молекулы невозможно. И всё же если речь идёт о создания шедевра, одна аксиома очевидна: вдохновение — необходимое, но не достаточное условие.


В своём первичном значении еврейское «руах» и греческое «пневма» имеют вполне материальное значение. Это «дыхание» или «дуновение», т. е. некий процесс, связанный с движением воздуха. Со временем эти термины прочно связались сначала с действиями Бога, а затем с Личностью Утешителя, «Иже от Отца исходящаго». Именно так мы понимаем выражения «Руах Элогим» и «Агиос Пневматос», т. е. Дух Божий и Дух Святой.

В русском языке слово «дыхание» — со своим изменчивым корнем «дух-», «дых-», «дох-» — используется совершенно аналогично языкам библейским. Это и имя Божие — Дух Святой; это и дыхание живого существа; это, конечно, и вдохновение.

Сама лексическая близость вдохновения к Духу Святому влияет могущественно на носителей нашего языка, и творческое действие, действие «по наитию», рассматривается у нас очень часто как некая «блаженная одержимость». Поэт сказал:

Служенье Муз чего-то там не терпит.
Зато само обычно так торопит,
что по рукам бежит священный трепет
и несомненна близость Божества.

В пользу подобного понимания природы творчества есть тысячи аргументов, спорить с которыми незачем. Есть только одна серьёзная ремарка, и касается она тех, кто с пренебрежением относится к учёбе и труду, а весь центр тяжести переносит на то самое «вдохновение», «наитие», «нашёптывание на ухо» и «священное рабство у высших сил».

Всякий не лишённый напрочь эстетического чувства человек находит удовольствие, и даже больше — наслаждение, видя работу мастера. При этом может показаться, что музыкант играет так легко, так одновременно и виртуозно, и естественно, что родился он не иначе как во фраке и со скрипкой в руках. И только близкая дружба с маэстро, или знание закулисной изнанки, или же личная причастность музыке открывают человеческому взору изнурительный, титанический труд гения.

Точно так же самое приблизительное знакомство с другими видами творчества заставляет человека, сей предмет изучающего, взяться за голову. Оказывается, писатели могли переписывать одно (причём масштабное) произведение десятками раз. У некоторых работа останавливалась на месяцы из за отсутствия одной нужной фразы в абзаце. И эти месяцы они проводили в мучительных поисках нужных слов. Непосвящённому человеку это может показаться уже признаком психического расстройства. «Надо же! Слов человеку мало!»

Совершенно прав Маяковский, сказавший:

Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

Речь здесь идёт не только о требовательности художника к своему творению, но и о готовности к чрезмерным усилиям. Дело творчества не сводится к одному лишь «наитию» и «горнему посещению».

Конечно, это вмешательство из другого мира в процесс творчества есть. Если бы его не было, поэзия, искусство вообще стало бы тем, чем его хотели видеть различные «цеховики» от культуры, т. е. ремеслом. Не было бы и той пугающей немоты, которая на долгие годы овладевала многими и которой так боятся истинные поэты.

Толчок к творчеству можно сравнить с зачатием. Есть много женщин, чьё чрево бесплодно, несмотря на то, что им известна мужская ласка. Очевидно, не всё здесь зависит от человека, но к любви двух должно примешаться благословение Третьего. Это знал Иаков, который в ответ на Рахилино «дай мне детей!» отвечал в сердцах: «Разве я — Бог?» Точно так же для творчества не хватит механически добавленных друг к другу эрудиции, свежести чувств, ума, сильного желания. Нужно то самое «ещё что-то», которое всегда — тайна и без которого творческий процесс заканчивается, как в детских стихах: «Не хватило мне чернил и карандаш сломался».

Поскольку поборников первенствующей роли вдохновения всегда больше, чем упорных тружеников, вернёмся к правоте последних.

Нужен труд. Те, кто живёт через стенку с оперным певцом или пианистом, знают — их соседи редко остаются без дела. Конечно, никто, пребывая в здравом рассудке, не станет утверждать, что стоит ему взять в руки кисть художника, или флейту, или резец скульптора, как тут же от его усилий родятся шедевры. Любому понятна оторопь Розенкранца и Гильденстерна, возникшая в ответ на гамлетовское «сыграйте». Им, играющим особую роль в той путанице, что воцарилась в Датском королевстве, принц протянул музыкальный инструмент. Когда же они стали отказываться, ссылаясь на то, что не учились музыке, Гамлет пристыдил их, сказав, что он сложнее какой-нибудь дудки, однако на нём они пытаются играть.

У всех видов искусства есть заслоны и границы, черту которых не пересечёт человек, совсем ничего не умеющий в данной области. Только бедной поэзии повезло меньше всего. Любой, кто умеет читать и писать, ощутив себя «избранником Небес» и «любимцем вдохновения», начинает лепить слова и строчки друг к дружке в полной уверенности, что после движения шариковой ручки по листу на бумаге остаётся нетленное произведение.

Ситуация только ухудшается, когда предметом поэзии становятся сюжеты и темы Божественные. Тогда к «оправданию вдохновением» добавляется «оправдание тематикой», и ситуация грозит стать неисцелимой.

У Р. М. Рильке есть ряд писем «Молодому поэту», которые под этим названием были опубликованы как отдельная книга. Стоит прочесть её тем, кто чувствует в себе призвание к поэзии. (Притом, что вообще нужно учиться до закипания мозгов и душевного изнеможения, что я боюсь повторять часто, дабы не надоесть.)

Среди множества глубоких и удивительных подсказок там есть совет не браться до времени за темы всеобщие, например, за тему любви. Подобные темы — самые сложные и требуют уже не пробы пера, а настоящей самобытной силы и выкованного стиля. Я лично хотел бы, чтобы этим советом воспользовались люди, пытающиеся писать стихи о Боге, поскольку «тема Бога» в поэзии неизмеримо сложнее и ответственнее «темы любви».

Не все мэтры так внимательны и тактичны в обращении с начинающими поэтами, как Рильке. Мандельштам, например, мог выгнать вон из редакции молодую «непризнанную гениальность» и ещё, выбежав, вдогонку кричать: «А Андрея Шенье печатали? А Иисуса Христа печатали?» Так что лучше, по совету Спасителя, сесть пониже самому, чем дожидаться, пока тебя «попросят» с занятого места.

И физически, и хронологически наше поколение появилось и «после», и «благодаря» поколениям предшественников. Чтобы сказать нечто новое, нам необходимо кропотливо и упорно, бережно и внимательно изучать всё, что было создано до нас. В противном случае разговор о творчестве невозможен.

Ранее опубликовано: № 5 (41) Дата публикации на сайте: 21 Декабрь 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 8 из 8
20:02 22.05.2012 | Инна
Я с детства пишу стихи но поначалу только некоторые из них были достойны того что бы их прочли.Но уже в детстве без вдохновения ничего не получалось! Несколько лет назад просто хотела бросить =кому оно надо? Но буквально через месяц или даже раньше я не смогла пройти мимо дочькиной новой тетрадке и всё что в голове держала или выбрасывала из неё лягло такими стихами на бумагу что когда я по телефону прочьла несколько стихов своей подруге.она тут же спросила_ что у тебя случилось?А стихи были про аборты .ей понравились но она сказала что после их чтения ни одна дамочька на абборт не пойдёт.Труд,вдохновение две руки одного человека.Стихи это боль и радость но и она пройдёт! Ангела-хранителя ОТРОКИ.
01:57 16.05.2010 | Певчая
Поэт - юродивый,но верю,
Христа ради.
Как счетчик Гейгера,
невидимое зло
Он ощущает. И кричит!
Мне жаль его.
Он - как ребенок, часто рвет
стихов тетради.
21:05 21.01.2010 | ЖивущаяСнадеждой
Статья очень точная и важная. На счет соотношения труда и вдохновения – согласна полностью и об этом стоит не забывать. Но хочется обратить внимание на еще один, не менее важный, момент в этой статье: нужно иметь внутренние силы, чтобы самокритично относиться к новоиспеченному произведению…чувствуете, что ему нужна доработка – подождите, потрепите, доработайте. Количество произведений – это совсем не то, чем может восхищаться автор…в них должна быть душа…но не только понятная вам. Она должна быть понятна и вашему читателю.
Еще одна поднятая тема – стихи о Боге. Хотя вроде бы эти стихи должны вызывать некие возвышенные чувства, часто из-за халатности авторов – они отталкивают и это не просто вопрос вкусов…Это, как ни парадоксально, фактор, преграждающий путь к Богу людям, которые колеблются в вере. Так, что помните: на ВАС, дорогие авторы, лежит не малая ответственность….кому дано много, с тех и спрашивается много…
13:08 24.12.2009 | Александр
Мастер!Ещё размышлений!!!
12:19 24.12.2009 | Аня З
Особенно понравился отрывок с Гамлетом.
В принципе , согласна с автором, но как объяснить, когда сама я стихов никогда не писала, а тут среди ночи - рифмы одна за другой, бери и записывай. Было уже не один раз. Или какое-то правильное решение, именно во сне.
18:40 22.12.2009 | Никита
И всё же одного труда в искусстве тоже не достаточно. Сколько бы человек не старался, если он не имеет врождённый талант - он никогда не нарисует то, что рисовал Рембрандт, например.
Порой бывает, что в попытке написать что-то изведёшь огромнейшее количество слов, сложных метафор и словосочетаний, а когда перечитаешь - так сразу и удалишь. А бывает - варишь на кухне картошку и вдруг раз - сел за компьютер, написал несколько фраз, и понял, что это ОНО.
Понял, что попал в яблочко.
Понял, что это именно то, что ты хотел передать.
11:22 22.12.2009 | Слава
Творчество - удел терпеливых. Часто бывают периоды спада в творчестве - отсутствие вдохновения. Только настоящий гений способен выдержать данные муки и дождаться тот миг - когда ВОТ ОНО!!!
00:07 22.12.2009 | Лидия
Когда занимаешься творчеством тебя одолевают разные чувства. То тебе кажется, что ты сам себя ешь, мучаешься. С другой стороны, если что-то выходит, хвалишь Господа и радуешься. Жаль, что в статье не упомянуто творчество в научной сфере, без вдохновения статей и диссертации не напишешь. Слава Богу, по-тихоньку, несмело ученые, особенно, правоведы, начали уделять внимание каноническому праву. Плохо, когда церковь отделена от государства, которому еще очень далеко до правового. Для себя я сделала один вывод, на который натолкнула меня эта статья - к тому кто много трудится, вдохновение приходит всегда. Как труд бывает разнообразным, так и вдохновение - многолико.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: