Экстрим: взлет или падение?

Нам часто в жизни не хватает приключений. Все течет своим чередом, и дни проходят за днями. Житейские заботы, маленькие радости и небольшие печали меняют друг друга. И порой нам попросту становится скучно. А хочется «чего-то такого», чтобы «аж дух захватывало!».

Экстремальные развлечения или, как сегодня говорят, «экстрим» становятся все более популярными в молодежной среде. Не замечать этого невозможно. Прежде чем осуждать и критиковать, попробуем выслушать и попытаемся понять тех, для кого такой необычный отдых стал естественным…

Дмитрий, 27 лет. Новоначальный. Трудоголик. Не находит ничего экстремального в сноубординге.

Я стал на сноуборд, потому что люблю скорость. Сноуборд дает чистое ощущение скорости. Здесь нет двигателя, как в автомобиле, нет корпуса, как у яхты, нет даже палок, как у лыж. Есть только доска — все очень просто.

А еще я выбрал сноуборд, потому что очень люблю горы. Сноуборд особенно прекрасен на целине, когда есть только ты, горы и ни с чем не сравнимая тишина. Я иногда себя спрашиваю, почему эта тишина так притягательна? Хаос городской жизни так поглощает внимание, что мы часто забываем о своих мечтах и тех обещаниях, которые давали себе. И вот после часа спуска, когда тело вспоминало позабытый за сидением в кресле навык, внимание занято поиском тончайшего равновесия, а сознание переполнено радостью движения, восхищением красотой и адреналином, можно совершенно безответственно бухнуться в снег, еще раз оглядеться по сторонам и насладится красотой, которую способен создать только Бог… и задуматься о том, кто ты и чем ты занят, и на что уходят твои силы и твоя жизнь.

Наверное, у праведников эти мысли приходят за молитвой, в храме или в пустыне, но грешников посещают озарения неожиданно и в самых неподходящих местах. Поэтому иногда солидная перегрузка сознания Божественной красотой природы, физической нагрузкой и адреналином может дать какой-то неуловимый, но такой ценный сигнал, какую-то ниточку, к которой мы потом обращаемся, и которая нас потом выводит на тот самый узкий путь, который дано пройти не всем.

Юрий, 22 года. Студент Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета. Делится впечатлениями о первом прыжке с парашютом.

Мне известны три типа «православного взгляда» на прыжки с парашютом:

Нигилистически-православный — впечатления не засолишь, прыгать незачем;
Пофигистически-православный — надо прыгать, чего тут думать;
Золотая середина, взвешенно-церковный — нужно взять благословение духовника.
Когда мне предложили прыгнуть, первым движением было сразу согласиться — это же осуществление детской мечты! Когда-то даже ходил на парашютную секцию, а прыгнуть — так и не случилось тогда. Потом все же задумался. Ясно, что не «для адреналину». Ожидал чего-то подобного тому, что и от походов в горы (тоже рискованное дело в некотором роде). Всегда, абсолютно всегда есть ощущение, что на последней глубине смысл и конечная цель похода в горы ускользает, остается недостигнутой, непонятой, несформированной. Открываешь нечто, но всегда кажется, что это — тени главного. И снова, и снова хочется в горы.

Кто-то может увидеть тут просто классическую формулировку страсти. Но и сами отношения с Богом похожи на это. Бог то приласкает и поцелует, то спрячется, то откроется еще как-то неожиданно. И все мало Его, хочется еще и еще. Никогда Его до конца не исчерпать. Греховная страсть оставляет опустошенным и озлобленным — скорбь и теснота всякому делающему злое. Жажда искания Бога что-то открывает. Горы тоже открывают и не оставляют просто пустым. Поэтому считаю, что это стремление само по себе не греховно, хотя и может быть таковым.

Подобного ожидал и от прыжка с парашютом. Не надеялся понять и прочувствовать все, нет (иначе, зачем люди прыгают сотни раз?). Разницу между горами и парашютом в шутку представлял себе как разницу между долгой медитацией и стаканом водки. Так оно и есть, но лишь в плане скорости действия, а не его качества. Выпрыгнуть из самолета, ступить в бездну — нужно было произвести усилие над собой. Затем наступил на несколько мгновений хаос. В голове — обрывки слов и звуков, в глазах — мелькание. Потом встряска — и тишина. Над головой — купол и небо, внизу — земля. Всюду — удивительная, яркая тишина. Во всем — порядок и красота. Сразу стали ясны слова инструктора, что слышимость в воздухе отменная, можно прокричаться. Спасибо всем, кто прыгал тогда. Никого не поперло, как от стакана водки, никто не кричал, все слушали тишину.

Вот эта тишина — самое-самое в этом прыжке. Все ли это? Опять же, кажется, — это тень чего-то. Буду ли искать это? Да, пожалуй, буду. Надеюсь ли исчерпать все до конца? Нет, не надеюсь.

Отец Николай Могильный, 33 года, настоятель тюремных храмов Киевской области. Проповедует христианство с помощью экзотического увлечения — подводной охоты.

Как-то после перенесенной болезни врачи посоветовали мне закалять иммунную систему плаваньем в бассейне. Но природа с ее интересным подводным миром привлекала меня намного больше, чем кафельный пол бассейна. И вот, уже будучи в сане, я увлекся подводной охотой. Господь послал мне прекрасных наставников, которые обучили меня особенностям охоты (задержке дыхания, обращению с ружьем, повадкам рыбы). Слово «охота» в данном случае меня не смущает. Священнику запрещено проливать кровь животных, но рыбная ловля не запрещается. Ловить рыбу на удочку или из ружья — мне кажется, нет большой разницы.

Труд священника непрост. Он состоит не только из выстаивания долгих богослужений. Сколько людей несут батюшке свои проблемы, свое горе, скольким судьбам сопереживает его сердце!.. С рыбалки я возвращаюсь с мощным зарядом положительной энергии, с новыми силами для своего главного служения. Просто необходимо бывает остаться наедине с собой, подумать, помолиться. Под водой у меня получается по-настоящему отдыхать, это прекрасная эмоциональная и физическая разгрузка.

А еще для меня подводная охота во многом является проповедью. Выезжаю я, как правило, не один, стараюсь брать с собой тех людей, которым именно сейчас необходимо общение со священником. Ведь немногие готовы сразу прийти на исповедь в храм… А увидев православного батюшку в гидрокостюме, в ластах и с фонарем, люди легко расстаются со многими своими предрассудками. Расскажу один случай. Моя прихожанка долго жаловалась, что никак не получается зажечь огонь веры в ее муже. Он категорически отказывался от исповеди, причастия, поста, хотя было очевидно, что душа у этого человека прекрасная. Я постарался заинтересовать его подводной охотой, и он так загорелся, что вскоре купил всю экипировку и стал моим постоянным спутником. Через год наблюдений, общения с верующими людьми у костра с ухой вся его жизнь изменилась — во главе ее стал Христос. И таких случаев немало.

Игумен Валериан (Головченко):

Ну, что ж! Для чистых все чисто (Тит. 1, 15) — православные глаза везде видят благодать Божию. Конечно, «экстрим» бывает разным.

Риск для жизни в большинстве «экстремальных форм отдыха» минимален. Не больше, чем риск убиться, поскользнувшись в ванной. Есть лишь «ощущение». И здесь важно, зачем ты это делаешь. Если ради развития своей личности, то это может быть и похвально. Если ради гордыни и кичения, то это будет предосудительно. Если ради поиска «состояний», то это тлетворно. Адреналин — это некий «самонаркотик», и «подсесть на него» несложно. Неоспоримо одно — в нашем сложном сумбурном мире «экстрим» может стать своеобразной формой психологической закалки. При повальной беспомощности и инфантильности может очень пригодиться умение не паниковать в то и дело возникающих «нештатных ситуациях». Иногда может спасти жизнь…

Но, одно дело прыгать с парашютом, другое — лазить по домам без страховки. Ибо написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). А рисковать жизнью лишь ради собственного тщеславия не стоит.

Игумен Сергий (Рыбко):

Господь бережно и заботливо относится к человеку и даже в том, чтобы рисковать своей жизнью, дал человеку свободу. Мне кажется, за гранью риска человек ищет какую-то духовную реальность. Конечно, лучше ее найти в Церкви, но каждый идет своим путем.

Нет канонов, запрещающих отпевать человека, погибшего при прыжке с парашютом, как самоубийцу. Поэтому, если ко мне придут за благословением влезть на гору или прыгнуть с парашютом, я благословлю. Недавно показывали по телевизору, как одни ребята встречали Новый год на дне моря, в аквалангах, с шампанским и елочкой, причем взяли на это благословение священника (сам он рядом на лодке плавал). И я бы благословил, из икономии*, потому что все равно ведь полезут, если собрались. А прямого греха я тут не вижу. Одна сторона медали экстрима — это риск, а другая — познание Бога. Кстати, с одной прихожанкой нашего храма так и было. Они с мужем любили лазить по горам и однажды попали в сильный туман — ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Решили остановиться, поели, легли спать. Утром просыпаются — тумана нет, а они лежат в полуметре от края огромной пропасти, и рядом множество венков и крестиков, т.е. масса людей погибла. Тогда они встали на колени и помолились — впервые в жизни. Бог есть везде…

* Икономия — принцип снисхождения к человеческой немощи и отклонение в исключительных случаях от точного смысла канонов в их практическом применении с целью духовной пользы человека.

Ранее опубликовано: № 2 (13) Дата публикации на сайте: 10 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 2 из 2
17:50 28.09.2010 | Вера
Уже достаточно давно хожу в церковь, что не мешает мне заниматься альпинизмом. В Евангелии есть строки: "15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
(Матф.24:15-16)
". Так что умение жить и передвигаться в горах может пригодиться именно христианам!
21:23 24.07.2008 | Вит
еще раз убеждаюсь, что полнота в Православии... 10 лет был протестантом, чего-то искал...

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: