Интермеццо

Людвиг ван Бетховен. Сонаты для фортепиано № 8, 14, 23

Исполнитель: Владимир Фельцман. 2010

Бетховен ещё в детстве проявил себя как яркий импровизатор. По заказу друзей он мог моментально изобразить поле битвы или снежную бурю, любые изобразительные фантазии были ему подвластны. Блестящие способности пианиста позволяли сочинять довольно сложные для исполнения произведения. Похоже, Бетховена даже забавляло, что он «ставит в неловкое положение некоторых пианистов».

Фортепианные сонаты, которые «Отрок» предлагает вниманию читателя, относятся к числу лучших сочинений Бетховена. Фантазия композитора не всегда могла уложиться в строгую форму сонатного цикла с должной структурой. Так, например, 14-ю сонату он начал с медленной части, и это было так необычно, что композитор сделал пометку: «Quasi una fantasia» («Почти фантазия»). Знаменитое аdagio, вызвавшее у поэта-романтика Людвига Рельштаба образ ночного озёра, освещённого лунным светом, натолкнуло издателей сонаты (уже после смерти Бетховена) на мысль дать ей название «Лунная». Это музыка, располагающая, скорее, к размышлению, и письма автора только подтверждают это. «...Уже на 28-м году жизни я был вынужден стать философом», — с горечью писал композитор, вспоминая, как начиналась его глухота, поначалу незаметная для окружающих, но окрашивающая для него весь мир в трагические тона.

Арам Хачатурян. Сюита «Маскарад»

Исполнитель: RCA Victor Symphony Orchestra, дирижёр Кирилл Кондрашин. 1958

В завершение юбилейного для Лермонтова года хочется вспомнить сюиту к драме «Маскарад», вальс из которой давно стал международным хитом.

В 1941 году Московский театр имени Вахтангова ставил «Маскарад», и музыка для спектакля была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма „Маскарад“, написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год», — вспоминал Арам Ильич. Особо композитору запомнились слова главной героини Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает о вальсе, заставившем сжаться её сердце в предчувствии.

«Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к „Маскараду“. Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил им».

В результате вальс — одно из самых ярких произведений Хачатуряна. Литературовед Ираклий Андроников определил, что это «обобщение романтической вальсовости, её квинтэссенция». После исчезновения со сцены спектакля музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты.

Пётр Чайковский. «Евгений Онегин». DVD

Исполнители: Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Рамон Варгас, оркестр и хор Метрополитен-опера, дирижёр Валерий Гергиев. 2007

Идею написать оперу по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» подсказала композитору певица Елизавета Лавровская. Пётр Ильич наотрез отказался. Прикоснуться к поэме Пушкина просто страшно... Но всё же эта идея захватила его: «...Я побежал отыскивать томик Пушкина... перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы. Какая бездна поэзии в „Онегине“. Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».

Менее чем за год «Евгений Онегин» был закончен. И всё-таки перед премьерой композитора охватило сомнение: слишком мало были похожи эти лирические сцены на грандиозные спектакли, к которым так привыкла столичная публика.

Первое исполнение состоялось в 1879 году в московском Малом театре, пели студенты консерватории. О том, как прошла премьера, можно судить по высказыванию самого автора: он был доволен оркестром и хором, однако солисты оставляли желать лучшего. Особого восторга у слушателей композитор не наблюдал, но рукоплескания разразились после арии Гремина и комичных куплетов Трике. Похоже, публика смогла оценить лишь иронию Чайковского, а лирика, как ни парадоксально, прошла мимо их сердец.

Современные режиссёры смело экспериментируют, расставляя свои акценты. Одной из самых удачных постановок последнего десятилетия можно назвать спектакль американской Метрополитен-опера, который «Отрок» и рекомендует к просмотру.

Адольф Адан. Балет «Жизель». DVD

Исполнители: Наталья Осипова, Карлос Акоста, артисты Королевского театра Ковент-Гарден, дирижёр Борис Грузин. 2014

В 1841 году в Париже был создан романтический балет «Жизель», в основу его сюжета легла легенда о мистических виллисах — юных девушках, не доживших до свадьбы. Первой исполнительницей партии Жизели стала итальянка Карлотта Гризи, парижская публика буквально влюбилась в этот образ, и Гранд Опера в течение многих лет дарила зрителям спектакль. По неизвестным обстоятельствам балет всё же исчез с парижской сцены почти на сто лет. Но «Жизель» ставили на других европейских сценах, а в конце XIX века спектакль появился в Мариинском театре.

Образ девушки, олицетворяющей чистую и жертвенную любовь, всегда находит отклик в сердцах зрителей. Труднейшая партия, помимо хореографических сложностей, содержит в себе всю гамму драматических переживаний, подвластных исключительным балеринам, наделённым особой выразительностью. Сотни танцовщиц исполняли эту партию, но история сохранила имена лишь избранных. Знаменитые русские Жизели — Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Наталья Бессмертнова покоряли своим танцем не одно поколение балетоманов. А сегодня, пожалуй, по силе трагической энергии в этой партии мало кто может превзойти несравненную Наталью Осипову.

Ранее опубликовано: № 6 (72) Дата публикации на сайте: 29 Декабрь 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: