Из Швеции с любовью: Журнал «Отрок.ua»

Из Швеции с любовью

Мои студенческие воспоминания о Швеции — это смесь юных лет, романтизма и отсутствия забот о хлебе насущном. Тогда шведская реальность казалась мне идеальной, и я мечтала пожить там подольше. А то и остаться навсегда. Но, как оказалось, и розовые очки способны менять цвет. Пять лет спустя все оценивалось мною уже по другому принципу: а хотела бы я, чтобы здесь выросла моя дочь?

Прошлым летом я наконец-то вернулась в Швецию. Пусть ненадолго, а только в отпуск с маленькой дочкой, но именно вернулась. Там я училась, и с тех пор считаю эту скандинавскую страну своей студенческой родиной. А студент — это хоть и не местный житель, но уже и не турист. Он разделяет с аборигенами не только раскрученные туристские радости, но вынужден нести и местные тяготы. Например, студент наслаждается чистыми улицами точно так же, как турист. А вот платит за вывоз мусора абсолютно как местный житель!

Рай для студентов

Все-таки коммунизм построить можно. И даже в отдельно взятой стране. Шведы с этим заданием справились вполне. Теперь у них — не жизнь, а сказка. Правда, не для всех, а только для молодых. Швеция любит свою молодежь: бесплатно учит ее и лечит. Предлагает деньги по любому поводу. Здесь студентам платят бонусы за каждую успешную сессию. На многие товары и услуги есть две цены — обычная и студенческая. Что можно купить у нас на двадцать долларов — и так известно, а вот юный швед за эти деньги сможет полететь в Амстердам экономклассом. Да, и обратно вернуться тоже! При таких ценах, пятьсот-шестьсот долларов стипендии — очень неплохие деньги. Можно не только есть-пить-платить за общежитие, но и позволить себе излишества типа бассейна, новых джинсов и модной стрижки.

Молодые шведы ценят свою финансовую независимость, но воспринимают ее как должное. Говорят, что это в интересах государства — с юности приучать своих граждан к самостоятельной жизни. А раз это нужно государству — пусть оно и платит.

Вообще-то, стипендия является студенческим займом, и его придется отдавать — в виде налога с будущей зарплаты. Но налог этот невелик и для кармана необременителен. А если вдруг случится, что до пенсионного возраста гражданин не успел расплатиться за беззаботную молодость — государство прощает ему долг.

У этой системы есть интересный побочный эффект. Вопрос «кем быть?» не решается сразу после гимназии раз и навсегда. Многие шведы предпочитают попробовать себя в нескольких «амплуа» прежде, чем поймут, чего же им действительно хочется. В студентах можно «ходить» десятилетиями — годик поучиться на физика-ядерщика, пару лет — на психолога, а потом вдруг понять, что твое настоящее призвание — это кулинарное искусство!

После первого курса из нашей группы «выпало» пять человек, разочаровавшихся в избранной специальности. Да и в нынешний мой приезд, повстречавшись с бывшими однокурсниками, я узнала, что некоторые все еще успешно грызут гранит науки на разных факультетах.

Шведская семья

Да, так и хочется процитировать старую советскую песню: «молодым везде у нас дорога». А вот как насчет почета старикам? А «старики», то есть родители, теряют право наставлять родных детей, как только те «перебираются» под опеку государства.

Молодежь считает (и заявляет об этом на каждом шагу!), что раз родители не тратят на них деньги, то и советовать, как им жить — не имеют права. Ни при каких обстоятельствах. Помню, как одна девушка не смогла сразу ответить, поедет ли вместе со всеми на экскурсию в соседнюю страну. Ей нужно было убедиться, что родители не против. Замечу, что она, хотя уже и шведка по паспорту, происходила из семьи восточноевропейских эмигрантов. Все остальные студенты начали бурно возмущаться: ведь не родители же будут платить за поездку, так какие у них могут быть возражения?

Привычка ни от кого не зависеть превращается в потребность, без которой шведы уже не представляют себе нормальной жизни. Может быть поэтому так много пар, которые прожили вместе долгие годы и даже вырастили детей, и слышать не хотят об официальном браке. А большинство стариков, которые пережили супруга и остались в одиночестве, предпочитают поселяться в домах престарелых. Шведы воспринимают эти заведения как неизбежный «антураж» старения, как некое логическое завершение цепочки «детский сад — школа — собственный дом — дом престарелых». Вот что сказала по этому поводу моя шведская подружка: «Ведь не возмущаются же малыши в яслях, что за ними ухаживают профессиональные няни! Просто возраст у них такой».

Север — не юг

Я очень быстро поняла, что шведы делятся не только на молодых и старых, но еще на северных и южных. Оба вида — бурные географические патриоты своих широт, а искренний патриотизм — заразное чувство! Я училась в Норланде — недалеко от Полярного круга — поэтому точно знаю, что север лучше юга по всем параметрам. Северяне скромно называют себя истинными потомками викингов, а всех, кто живет ниже Стокгольма, дразнят «южными соплями». Считают, что люди на юге — другие: более занятые, равнодушные друг к другу и к природе. В общем, не скандинавы, а обыкновенные европейцы! Не знаю, как насчет особенностей менталитета — но то, что южные города погрязнее северных, это точно.

Норландцы жутко гордятся своим климатом, где полгода — зима, да еще такая, которую мы видели только в советских мультиках про Новый Год: елки, снег, олени и северное сияние. Поэтому там все просто обожают зимние виды спорта и долгие походы с привалами. Помню, как в первый же снежный выходной мой класс рванул в лес на лыжах во главе с деканом факультета. Полдня мы шли и пели мужественные песни, а остальную половину — копали снежные хатки для ночевки. Сначала рыли длиннющий коридор в снежной толще, потом — расширяли его до размеров крохотной комнатки, где может поместиться три человека. Спать в таких норах — тепло и уютно, особенно если на ночь можно спеть еще парочку героических песен на три голоса!

Негеографические координаты

Все же есть кое-что, объединяющее шведов в единую нацию. Всех — и молодых, и старых; и северных, и южных. Это — не паспорт и не место жительства, а национальные черты характера.

Например, пресловутая шведская законопослушность — вовсе не общеевропейский феномен. Ведь курят же голландцы везде, даже в детской зоне Макдоналдса, стряхивая пепел в миленькие стаканчики с ушками Микки Мауса. А французы щедро посыпают мусором прекрасные парижские тротуары и лихо ездят на красный свет. Совсем другое дело — шведы. Они законопослушны где-то на генетическом уровне. Шведу просто в голову не придет парковаться в неположенном месте или пытаться купить водки до исполнения двадцати лет. Сначала меня это раздражало. Ну в самом деле, зачем пристегиваться ремнями безопасности в междугороднем автобусе, который будет ехать всю ночь? Как спать-то в «привязанном» состоянии? Но автобус не двинется с места, пока хоть один пассажир игнорирует собственную безопасность. Или зачем автомобилю переползать перекресток в безлюдной сельской местности черепашьим шагом, если вокруг на многие мили — ни души?

Оценить шведскую дисциплинированность по достоинству я смогла, лишь приехав сюда с ребенком. Ну до чего же все-таки здорово, что можно без опаски отпустить трехлетнего малыша гулять во двор, зная, что проезжающая мимо машина ни за что не превысит «черепаший» барьер!

А еще я абсолютно не согласна с расхожим мнением, что в западной Европе каждый живет лишь для себя, не обращая внимания на проблемы ближних. Может, шведы в этом плане — исключение, но только это на удивленье радушная нация. Приехав сюда учиться, я с первых же дней была окружена заботой своих однокурсников. Они делали все возможное, чтобы единственная среди них иностранная студентка побыстрее интегрировалась в их родное общество. Помогали учить язык, ездили со мной в поликлинику, а на первых порах даже провожали домой, чтобы я не заблудилась! Шведская дружба тоже похожа на нашу — и душевные излияния за чашкой кофе на тему «он меня не любит», и денег «до понедельника» друг другу одалживают.

Делу — время, а потехе — швед

И опять не обойтись без противопоставлений! Оказывается, что швед в будний день и в выходной — это тоже два разных человека! Первый раз, посетив субботнюю дискотеку, я была поражена: неужели можно так много пить?! И неужели это те же самые люди — мои одногруппники, спокойные флегматичные скандинавы?! Литры пива, реки сидра, откровенные танцы… Это — стандартная дискотечная картинка. И «гуляют» там не маргиналы, не наркоманы, а обыкновенные граждане — добропорядочные шведы.

Может, это тоже одно из проявлений национальной законопослушности? То есть с понедельника по пятницу мы работаем, к работе относимся ответственно, и поэтому не пьем. А в субботу нам положены безобразия (в рамках закона, конечно). Что не запрещено — то разрешено?

Спиртное и его последствия тоже строго регламентированы. Выпивку в Швеции так запросто не купишь — места знать надо! Никакого алкоголя в супермаркетах. А есть специальный государственный магазин. Спиртное продают только там. В нашем городке он был всего один — и это на десять тысяч жителей. В будни магазин работает до пяти вечера. Так что купить пива, чтобы расслабиться после работы — не выйдет. Идите в бар и платите тройную цену! Приходится «затариваться» на выходных. Субботние очереди растягиваются километра на полтора. Знакомый учитель истории объяснил мне, что все эти неудобства — результаты борьбы государства с алкоголизмом. Швеция очень страдала от пьянства вплоть до восьмидесятых годов, в чем некоторые историки склонны винить еще Вторую Мировую. Дескать, пока остальная Европа воевала, шведы маялись в своем нейтралитете. С тоски начали пить. Ну, и пристрастились… Теперь вынуждены лечиться очередями. Есть ли в этом объяснении доля правды — не знаю, но очереди видела собственными глазами.

Шведы — вообще большие любители порассуждать на исторические темы. Книг по истории — море. А главное — их тут читают! В одном книжном магазине я даже видела труд под названием: «Полтава. Могло ли быть иначе?» Книжку я не купила. Но мне тоже любопытно: могло или не могло? А главное, если бы тогда случилось иначе — жили бы мы сейчас по-шведски?

Боюсь, что с нашим «державным» счастьем мы бы получили в наследство не пятьсот долларов стипендии, а только километровую очередь за пивом.

Хотела бы я жить в Швеции? Студенткой меня устраивало все. Да и летний отпуск с дочкой казался сказочным — первую неделю. А потом трехлетняя Маруся все расставила по местам одним простым и естественным для нее вопросом: «Мама, сегодня воскресенье. Мы в храм к Причастию пойдем?» Мне пришлось объяснять ей, что здесь нет православных храмов. Вернее, есть, но только в трех городах, да и литургию там служат раз в месяц. В ответ — удивление: «А как же они там все помещаются?»

Ранее опубликовано: № 1 (25) Дата публикации на сайте: 18 Октябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 4 из 4
13:47 16.09.2011 | Татьяна
прекрасная статья, спасибо!
13:29 30.09.2008 | Елена
Вот спасибо за статью.Теперь я понимаю, почему уникальная для России услуга, которая предоставляет компания, где я тружусь, придумана именно в Швеции(это возврат ключей и телефонов владельцам).НАСКОЛЬКО она плохо приживается на нашей почве, мне судить легко -- разговариваю и с нашедшими и с владельцами.С обеих сторон -- полное недоумение и недоверие.А там -- прекрасно.Вы просто открыли мне глаза! А с ребенком тоже захотелось съездить туда.
23:47 24.07.2008 | Белоснежка
Православные храмы есть более чем в трех городах Швеции, туда, где нет, приезжают батюшки по необходимости. В Стокгольме служат ЧУТЬ ЛИ НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Приходите обязательно!
19:14 25.01.2008 | grettir
Здорово... спасибо, очень интересно написано. Всё никак не соберусь взяться за шведский язык, а каждая такая статья подгоняет. Кто знает, может когда-то даже туда попаду! :)

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: