«Нормальные люди»

В жизни каждого из нас случаются тяжёлые испытания, и иногда, не выдерживая, мы начинаем роптать: в конце концов, где та счастливая жизнь христианина, о которой говорит апостол: всегда радуйтесь?!


Многие мои знакомые, как и я, хотят жить как нормальные люди. Нормальные люди — «человеки», умеющие решать свои проблемы. Они смело скачут по жизни на коне удачи и размахивают саблей достижений обыкновенных. Чего им грустить? «Нормальные» знают, что делать в жизни. «У меня всё нормально» — то есть я здоров, мне есть что показать друзьям, есть причины нравиться себе самому, хотя бы иногда. Жить мне комфортно. Если же что-то создаёт напряжение, то это удаётся спрятать и не замечать. Выходит, нормальный человек — человек, которому удаётся выглядеть удачливым. И вдруг в этот кажущийся порядок вторгается серьёзная неприятность…

— Хочу как все нормальные люди, понимаешь?! — говорила, всхлипывая, моя подруга.

— А что это за люди? — отказывалась понимать я.

— Это люди, которые сидят в кафе и получают удовольствие от жизни. Они ходят по магазинам и друг к другу в гости. На их лицах можно прочесть уверенность в своих силах. Раньше я была такой, сейчас нет. Мама серьёзно больна… все деньги идут на лекарства, у меня депрессия началась. Не хочу так жить.

— Тебе кажется, что есть люди, у которых нет страданий?

— Конечно. Им не тошно от этой жизни, они радуются. Если грустят, то иногда и по пустякам. Это нормальные, понимаешь?

— А у кого серьёзные трудности, болезни разные?

— Ненормальные, ущербные, как я!

В детстве я отлично умела справляться с неприятностями — просто отказывалась их замечать. Зачем смотреть на поломанную тобой игрушку, если можно, подняв голову, мечтательно наблюдать за волшебными облаками, уносясь вместе с ними в неизвестность. Это хороший способ избежать расстройства чувств и ответственности за поступок. Так приходим к убеждению: если я не вижу неприятностей, значит, их нет.

Взрослея, не хотела видеть, что обида одноклассницы — последствие моих насмешек, а тройки по музыке — неумение себя организовать. Но я считала себя вполне хорошей, благополучной барышней. К сожалению, зрелость ставит перед тобой задачи иного уровня. Нежелание видеть свои недостатки несёт совсем другие последствия. Если я так и не признаюсь себе, что плохо вожу машину, и отправлюсь в центр Киева, то…

Одно из желаний, заставляющее нас убегать от размышления над неприятными сторонами жизни, — это желание чувствовать удовольствие и не скорбеть. Действительно, чувствовать радость гораздо приятнее, чем наоборот. Да и Православие часто ошибочно воспринимается как религия не духовной радости, а душевной. Преподобный Макарий Оптинский писал: «Не в том дело состоит, чтоб не чувствовать скорбь, но благодарно переносить её». Ведь любое развитие, в том числе и духовное, происходит через преодоление препятствий, которое не может не рождать эмоций недовольства. Стоит вспомнить, что само наше рождение происходит через преодоление боли.

Сельма Фрайберг, психоаналитик, в книге «Волшебные годы» рассказывает о последствиях запрета детям выражать болезненные чувства. «В наших попытках защитить детей от болезненных эмоций мы можем лишить их собственных способов справляться с болезненными переживаниями. Скорбь является необходимой мерой для преодоления влияния потери. Ребёнок, которому запрещают чувствовать скорбь, вынужден возвращаться к более примитивным мерам защиты, отрицать боль потери и не чувствовать ничего».

Моя подруга перезвонила через неделю. Рассказала, как встретила священника, которого любит и уважает.

— Батюшка, помолитесь, мамина болезнь одолела, унываю.

— А чего тебе унывать, у тебя всё хорошо. Болезни помогают нам Богу молиться. Лечи маму и молись.

Сказано это было не с нравоучительным высокомерием, а с любовью и теплотой. «У тебя всё хорошо с духовной точки зрения. Болезнь тебе полезна, у неё есть смысл». На сердце у девушки стало легче.

И правда, у скорбей есть смысл. Смысл делает скорбящих целеустремлёнными, поднимая от уровня быта и комфорта до уровня осознанного существования. Всё это сопровождается сложными переживаниями, которых не надо избегать. Православие отнюдь не запрещает скорбеть. Впадать в отчаяние и саможаление, то есть верить, что ничего хорошего уже не будет, разувериться в Божией любви — это грех. Но отгоревать свою меру необходимо. Достаточно вспомнить строки из псалма Давида: Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена (Пс. 6, 3–4). Не похоже на слова человека, переживающего радость бытия или не замечающего своих проблем. В то же время, переживая душевное потрясение, святой пророк твёрдо верит и взывает к Божией помощи.

Как ни странно, именно уход от оплакивания потерь и рождает депрессию. Непреходящая печаль, сниженная энергетика, неспособность радоваться обычным удовольствиям, проблемы питания и сна — всё это результат зацикливания на своих горестных эмоциях. Ведь чувствовать скорбь, расстраиваться — для многих унизительный признак слабости. Хотя именно понимание своей слабости оказывается важным для нас, ведь сила Божия в немощи совершается. Главное понимать, в чём именно я слаб.

«Страдание есть высочайшая форма человеческого существования», — считал Фёдор Михайлович Достоевский. Предположу, что он писал и о своём опыте. На его долю выпало немало испытаний. А отец-основатель позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан делится следующим выводом о жизни: «Счастлив не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, как их решать». Так что определение нормального человека можно расширить. Нормален не только тот, кто выглядит благополучным, но и тот, кто видит свои немощи и болезни, трудности и проблемы и учится их решать и с ними жить.

Ранее опубликовано: № 3 (45) Дата публикации на сайте: 20 Сентябрь 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 11 из 11
14:12 29.10.2010 | Ирина
В моем понимании скорби приходит от того что мы во всем не совершенны. Мы не совершенны, потому что наша природа грешная еще со времен Адама и Евы. Господу нужно молиться,чтобы он помог разобраться в ситуации и научил как правильно жить, то есть решить проблему и справиться со своим незнанием или своим греховным "я". То есть исправил наше греховное состояние, которое и приносит нам скорби и бедствия.
Поэтому нужна молитва, исповедь и причастие Святых Даров, как духовная исцеляющая поддержка.
Правда человек кроме просьб должен прикладывать свои усилия, твердость, решительность и желание ставать лучше и бороться с грехами души. Выкоренять их из своего характера.
14:09 29.10.2010 | Ирина
И только Господь может помочь нам избавиться от наших грехов и страстей, самим до конца справится не возможно. Наше дело приложить усилия. Поэтому нам нужна исповедь-покаяние и причастие Святых Даров, которые исцеляют нашу душу от греховных повреждений. Но этот процесс может быть не безболезненным. Так как греховное действие стает привычкой, а привычка врастается в характер.
14:08 29.10.2010 | Ирина
В моем понимании скорби приходит от того что мы во всем не совершенны. Мы не совершенны, потому что наша природа грешная еще со времен Адама и Евы. Господу нужно молиться,чтобы он помог разобраться в ситуации и научил как правильно жить, то есть решить проблему и справиться со своим незнанием или своим греховным "я". То есть исправил наше греховное состояние, которое и приносит нам скорби и бедствия.
Поэтому нужна молитва, исповедь и причастие Святых Даров, как духовная исцеляющая поддержка.
Правда человек кроме просьб должен прикладывать свои усилия, твердость, решительность и желание ставать лучше и бороться с грехами души. Выкоренять их из своего характера.



11:33 02.10.2010 | Ольга
Re: Olechka

Одна из моих любимых книг в Библии - книга праведного Иова. Оля, Вы читали ее?
Может быть, она поможет Вам немного понять о страданиях....

Вот, слова, которые врезались очень глубоко в мое сердце, и в минуты (часы, дни) страданий и скорбей всплывают в памяти, помогая преодолевать трудности:
"И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.
Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. "
11:31 01.10.2010 | Вовик
Olechka, напевно Ви спочатку проникніть в Православну віру,де,впевнений,багато пояснень стражданням та їх користи,за що вони людям.і.т.д.
Молитись потрібно,ви що, хочите щоб Господь так швиденько все зробив як вам хочеться, ми то самі не спішимо виконувати Його заповіді...з цих міркувань виходьте...
та згадайте молитву Христа в Гефсима́нському саду...
Бережи вас,Господь!
16:09 29.09.2010 | Василий
Олечка, храни Вас Господь!
Это уныние. Даже если Вы не можете/не хотите поговорить со священником, в интернете есть много цитат из святых отцов и современников в ответ на Ваш вопрос. Не отказывайтесь от молитвы, прошу Вас. Бог по милости своей дает нам её. Но невыносимо сложно бросив общение с Богом заново его начать. Молитва всегда имеет смысл, даже если кажется обратное.
Скажите, Вы никогда не замечали (пусть в детстве), как от каких-либо обстоятельств уныв, после, когда Вы успокаивались - становиться очевидно, что причина Вашего уныния не была столь важной, какою казалась.
Уныние всегда застилает взор, но понятно это становиться после, когда оно пройдет.

А страдания тяжелы, это да. Иногда невыносимо.
Но когда я не всегда готов отказать себе в малых потаканиях, то как же я могу заставить себя отказаться от большего зла.
А пути Господни неисповедимы, чтобы судить о правильности их.

Молю Вас, не унывайте. Пишите.
14:51 25.09.2010 | Olechka
Спасибо, дорогие.
"Пока гром не грянет" - то, значит и не начнешь молиться.
Молюсь я уже, если не ошибаюсь, лет 15, и даже не только тогда, когда "гром гремел", но так ничего наверно и не поняла: зачем все это и почему. Почему страдания, почему же все таки умирают малыши от рака (и т.п., и очень много), почему хорошим людям всегда плохо (ведь очень редко им бывает хорошо), а плохие почти все как сыр в масле катаются. И дошла я до того, что оставила молитву, все равно ведь Бог не слышит ее, никаких плодов от нее в своей жизни не вижу: не становлюсь я лучше сама, ни моя жизнь к лучшему не идет, а только, пожалуй все к худшему. Так вот мне видится и ничего не могу с этим поделать.
16:55 23.09.2010 | сергій
страждання, імхо, цінне не само по собі, а як засіб для очищення. це вогонь, в якому згорає сміття.
23:03 21.09.2010 | Nino
Страдание помогает молитве - когда ты болеешь, переживаешь итд, хотя бы в уважение к себе начнешь молиться - это и есть инстинкт самосохранения. Навык молитвы даст тебе возможность существовать в Вечности - там это будет основой Бытия. Скорее всего без страдания, человек не поворачивается к молитве. Только страдание или сострадание нас поворачивает к ней. В моем случае как раз было второе: молилась за сына моей приятельницы за упокой несколько дней по бумажке, что даже что-то выучила. До этого несколько лет постановляла ходить в храм.
- Раньше считалось, что, если все хорошо долго, так и Господь не посещает.
19:17 21.09.2010 | Olechka
«Страдание есть высочайшая форма человеческого существования», — считал Фёдор Михайлович Достоевский.
Свт. Лука Симферопольский тоже говорил: "Я полюбил страдание".
Но, увы, я, хоть убейте, не пойму в чем здесь "высочайшая форма" и как можно "любить страдание" - ведь это притивоестественно человеческой природе в корне, как и природе любого живого существа; если хотите - ведь это же Бог заложил во все творение инстинкт самосохранения. А то, что этому противоречит - это, получается, как извращение этой самой, Богом заложенной природы. Т.е. это уже какой-то садомазохизм получается по отношению и к самому себе и вообще. Вот объясните мне это, пожалуйста, умные люди, такой недотепе - не могу никак этого понять!
13:47 21.09.2010 | Nino
«О пользе глянцевых журналов»

- Старый черт молодому племяннику о
молитве девушки: «Помоги мне стать
нормальной и современной»: Это значит:
«Помоги стать потаскухой, потребительни-
цей, дурой».(Из «Писем Баламута»,К. Льюис)


Из мира глянцевых журналов,
Сомненья в мненье претворя,
Скользит к душе поток скандалов,
Дух сумраком чужим томя.

Молилась девушка святому,
Что современной хочет стать.
Ее сердечную истому
Похитил любодейный тать.

Ученику он объясняет,
Что дурой хочется ей быть:
Сведем со злостным негодяем,
Чтоб утолила свою прыть.

Пусть потреблением невинным
Товаров разных и услуг,
Развитием пути бесчинным
Лишим ее былых заслуг.

Став потаскухой и воровкой
Чужих лобзаний уст чужих,
Она поищет повод ловкий
Процвесть на немощах людских.

Когда умрет, мы скажем: «Наша!»
Ей в рай вовеки не попасть, -
Ад будет ждать своею чашей,
Раскрывши огненную пасть.

А нам с тобой того и надо:
Подлить болотную гнильцу,
В душе ее взрастим преграду
К возврату к светлому Отцу.


Мой друг, бульварные журналы
Напакостят душе твоей:
Придут печальные финалы
От их передовых идей.

13.01.2008

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: