Перед тем как признаться в любви

А не спеть ли мне песню о любви?
А не выдумать ли новый жанр?
Чиж и Ко

фото С. МилицкогоО чём бы человек ни говорил и как бы ни «проталкивал» свою тему, его услышат и оценят только тогда, когда он живёт тем, о чём идёт речь, когда он весь «в теме». Именно поэтому я вынужден заблаговременно признаться, что никогда не любил и, соответственно, будучи «не в теме», ничего не скажу о любви из своего опыта. Всё, что я здесь пишу, — только размышления…

То, что я не любил, мне стало понятно, когда, переступив порог храма, я услышал о Том, Кто не мог не любить даже тогда, когда Его распинали на Кресте. Я не один такой. Вот уже две тысячи лет это повторяется с каждым из нас: Он не мог не любить, а я не могу полюбить. Иными словами, мне очень трудно ступить на узкий путь осознанной, разумной любви, где мысль предваряет поступок, а источником мысли является любовь. Мне кажется дерзкой и неудобной мысль, которую принесло в мир христианство: любить нужно научиться. Об этом знал ещё Сократ и множество философов, которых можно смело назвать «христианами до Христа». Но это знание просто осталось монументом несостоявшейся любви. Это знаем и мы, современники, но не понимаем простой истины: просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7), ведь дано будет не только знание, но и сила, воплощающая его в жизнь. Поэтому «спеть песню» о любви мне не удастся, но попробую сделать ремикс, используя жизненный опыт тех людей, которые действительно любили и раскрыли всю красоту человека в любви — этом постоянном чувстве присутствия кого-то другого в каждом обстоятельстве нашей жизни. Ведь любовь — это творчество, а если точнее, сотворчество, преобразующее каждое мгновение нашей жизни; это творение «из ничего», причём венец этого сотворчества — человек.

Так может ли человек не любить, если сама его природа — это любовь? Ведь Бог, Который сотворил человека по образу Своему и по подобию, есть любовь (1 Ин. 4, 16). Но люди часто то ли по недоразумению, то ли по малограмотности путают понятие и его определение, и получается — «любовь есть Бог». Боюсь предположить, но, по-моему, в этой маленькой на первый взгляд ошибке заключается целое мироощущение, утилитарное, требовательное и требующее, но не отдающее. Но ведь требует человек тогда, когда просить не умеет, а если ещё глубже взглянуть — когда не хочет признаться сам перед собой, что он нищ и ему просто нечем поделиться. Именно об этой нищете говорил Господь: Блаженны нищие духом… (Мф. 5, 3). Именно эту нищету духа поставил Господь главным условием счастья человека — потребность в другом человеке, потребность просить.

«Ближний мой — спасение моё», — любил говорить Серафим Саровский. Эту, казалось бы, простую мысль мне пришлось осмыслить после смерти моей любимой бабушки. Её можно смело назвать мученицей ХХ века благодаря дедушке, который пил и бил её почти всю жизнь. Она могла со спокойной душой и по всей справедливости бросить его, но сделала это только переступив порог смерти, и то ненадолго. Вскоре умер и дедушка, но не из-за болезни, а от тоски по ней. Казалось бы, обычная ситуация. Если бы не одно «но». Она за всё тихонько благодарила Бога. Под покровом её смирения свершалось чудо любви. Ведь всё по-настоящему чудесное всегда кажется обычным, потому что Божии чудеса смиренны. И главное чудо на земле — это смирение, которое, по слову Иоанна Лествичника, является последней ступенькой, предваряющей вход в Божественный чертог любви.

Я понял загадку бабушкиной жизни, прочитав воспоминания митрополита Антония (Блума). Он рассказывал о молитве, которую увидел над нарами в Освенциме, приблизительно следующего содержания: «Господи, если мы будем иметь дерзновение предстать пред Тобой, то мы не войдём в твои чертоги без наших мучителей, чьими руками зиждилось наше спасение». Возможно, так же молится моя бабушка за дедушку. И ни о справедливости, ни о правосудии здесь и речи быть не может. В этой молитве-жизни чувствуется присутствие иного мира, который человеку даже в рамки общечеловеческой морали вместить очень трудно, мира любви, о котором человечество до Христа только догадывалось. Поэтому думаю, что каждый из нас, окажись он на месте диавола, описанного в одной из притч «Древнего патерика»*, с американским чувством собственного достоинства и правоты заявил бы Богу: «Господи, будь справедлив к людям». «Но ведь справедливость бесчеловечна», — сказала Аглая князю Мышкину в романе Достоевского «Идиот». Может быть, поэтому святые отцы говорили, что перед тем как стать Богом, нужно стать сначала человеком. «Если ваша правда, — писал в своём дневнике священник Александр Ельчанинов, — разрушает ваш внутренний мир, откажитесь от неё». И это самая трудная для человека жертва любви — отказаться от своей собственной правды друг о друге, о мире, о Боге. Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19), т.е. смирение, которое, согласно святым отцам, является совокупностью всех добродетелей.

* В притче диавол упрекает Бога, что Тот несправедливо судит людей. Господь же отвечает, что Его суд — не справедливость, а милосердие.

Моя бабушка стала для меня первой иконой Христа, единственного в мире Человека в полном смысле этого слова. Благодаря ей перед тем, как сказать кому-то: «Я тебя люблю», я вынужден буду подумать: «А смогу ли я вырастить эту любовь? Смогу ли я понести немощи и недостатки того человека, к которому обращено моё сердце?» Уже упоминавшийся митрополит Антоний говорил, что мы должны до конца доверять тем людям, которых любим, понимая при этом, что они могут предать нас. Так, как Бог верит в человека до конца, зная при этом, что мы обязательно предадим Его. И самое главное: «Полюбить легко; намного сложнее сохранить любовь» (свт. Григорий Богослов). А мы часто ждём «светлого будущего», убегая при этом от настоящего, тоскливо вопия: «Время б наступило, чтоб любовь царила» (А. Рембо). И не замечаем, что оно уже наступило: оно уже дано нам, чтобы сохранить то, что имеем.

Как-то, обсуждая эту тему, моя мама мне призналась: «Знаешь, у меня в жизни было два пути. Один путь заключался в достижении карьеры. Но в этом случае мне пришлось бы пожертвовать самым дорогим для меня — моей семьей. И твоим отцом, которого я бы, зная свой характер, загрызла за то, что он не смог достигнуть того, чего достигла я. И это, честно говоря, более соответствовало моим устремлениям. Я выбрала другой путь — путь семейного счастья, и теперь меня грызут окружающие за то, что я не достигла того, чего могла бы. Люди не понимают или не хотят понимать самого главного: я счастливый человек, потому что мы с отцом сохранили семью. И мы до сих пор нужны друг другу, и не для карьеры, и не для интерьера».

Есть такая мудрость: «Тот, кто говорит: „Моё — это мне, и твоё — тоже мне!“, — дурной человек, а тот, кто говорит: „Моё — это моё, и твоё — это твоё“, — обыкновенный человек. Но благочестивый человек говорит: „Твоё — это твоё, и моё — это тоже твоё“». Заметьте, отношения между людьми чаще всего разваливаются именно тогда, когда неукоснительно соблюдается безупречный закон справедливых упреков: «Моё — это моё, а твоё — это твоё».

В еврейской агадической традиции этот закон называется «содомским правилом», потому что Содом — это, оказывается, не только средоточие всякого разложения, но также и место, где законы справедливости соблюдались с неукоснительной жестокостью. Именно здесь потребительские отношения друг ко другу освящались в сознании человека с лёгкой руки слепой Фемиды. Именно здесь прячется зародыш страсти. И человек предчувствовал это. Поэтому даже в культуре древних евреев, на почве которой выросло христианство, исключительное следование своим интересам вопреки интересам других осуждалось как содомское правило. Так же, как принесение реальных человеческих чувств в жертву формальной справедливости. Ведь это, согласитесь, воистину содомское сладострастие, только по отношению к себе. Главная же заповедь, данная Христом как лекарство от самолюбия, звучит так: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39).

Но когда ближний стоит слишком близко, тогда у нас и возникает претензия на должность божества (к сожалению, часто вакантную). Св. Иоанн Златоуст говорит в толковании на Книгу Бытия, что грехопадение произошло потому, что Ева стала ближе сердцу Адама, чем Господь. Сознавая это, Ева ещё более усугубляла его чувство. Ева почувствовала себя (не без помощи Адама) то ли Венерой Милосской, то ли Клаудией Шиффер, и в сердце человека появилась тень, в которой он пожелал спрятаться от доверия Создателя. В результате в жизни человека возникло много трагически нового: зависть, ненависть, страсть. «Ненавижу твою веру… — кричит одна из героинь К. Льюиса, потерявшая сына, — Ненавижу твоего Бога… Я его презираю. Я верю в Бога любви». Лишь подчеркну: в удобного Бога, в удобных людей с комфортной лестью на устах. А ведь это крик оскорблённого самолюбия в каждом из нас. Это разочарование в том, что мир, человек, Бог намного сложнее того понятийного манекена, которого мы сконструировали в собственных мозгах. В Боге же мы видим человека таким, каков он есть, единственным, неповторимым и непостижимым, как Сам Господь.

Где нет Бога, там нет искреннего благоговения пред человеком, зато присутствует cверхъестественное желание обладать — страсть. По слову Исаака Сирина, страсть — это вечная несытость. Где нет Бога, там нет полноценного диалога с другим человеком, а есть лишь монолог, сверхъестественная любовь к себе. «Когда естественное кажется божественным, бес поджидает за углом» (К. Льюис).

Адама и Еву он поджидал под сенью древа познания добра и зла, как и до сих пор поджидает каждого из нас под сенью благовидных предлогов и ложных понятий о мире. Причём с одной и той же целью: «Двоим, разумею жену и мужа, надлежало составлять одно, как сказано: будета два в плоть едину (Быт. 2, 24). А это вызывалось желанием общаться, которое и соединяло оба пола друг с другом. Диавол, истребив эту взаимную склонность и давши ей иное направление, таким образом разделил между собою полы и, вопреки закону Божию, из одного целого сделал две части. <...> Вот первая брань. Опять, каждая из этих двух частей стала враждовать как сама с собою, так и друг против друга <...>. <...> Видишь ли вторую и третью брань, четвёртую и пятую?» (Иоанн Златоуст). Мы разрушили единство друг с другом, а это по законам духовной арифметики прямо пропорционально расколу единства с Богом. То есть наша разобщённость с ближним равна разобщённости с Богом. По законам же духовной геометрии, выведенным блаженным Августином, чем дальше каждый из нас от центра круга, от Бога, тем дальше мы друг от друга, как отдаляющиеся радиусы. А по законам духовной физики центром гравитации тогда становится наше «я».

В одном из патериков рассказывается, как бесы, приняв вид мирян, пришли к пустыннику и слёзно просили быть у них епископом, указывая при этом на великую пользу ближним и на христианскую любовь к ближним. Старец, не помолившись, сразу же согласился, а по дороге эти «миряне» чуть было не сбросили его с обрыва по попущению Божию. Приняв со смирением это вразумление Божие, старец понял, что не любовь, а самолюбие заставили его бросить пустыню и уйти в паломничество на поклонение к идолу своего величества в шумные и щедрые на похвалу города. Ведь идол, по слову св. Макария Великого, — это то, о чём человек думает всегда, чему постоянно воскуряет фимиам своих чувств. Такое внутреннее устроение человека и является плодотворным грунтом для страстей, которые плодоносят страданием.

Можно сказать, что страдание — это искажённое желание быть любимым. А сродное ему этимологически слово «страсть» таит в себе желание сказать: «Я люблю». Св. Исаак Сирин по этому поводу замечает, что всё, что выходит за рамки спасительного смирения, искажает природу человека («страсть — это искажённая добродетель», если дословно), даже любовь, которая в этом случае становится богом. «Когда же, спросишь, мы любим против воли Божией? -вопрошает Иоанн Златоуст в толковании на послания апостола Павла. И отвечает: — Всякий раз, как не обращаем внимания на Христа, томимого голодом, а детям, друзьям, родным даём более, чем сколько им нужно. <...> Каждый из нас, если испытает совесть свою, найдёт, что это бывает у него во многих случаях. Не таков был блаженный Павел, который умел любить, и любить как должно и как приличествовало, и который, превосходя всех в любви, не переступал её границ».

К. Льюис в «Расторжении брака» замечательно раскрыл эту мысль. Он описывает мать, которая, попав в рай, сразу же заявляет о праве видеть своего ребёнка. Ей мягко намекают, что здесь нет никакого права, здесь можно просто попросить. Она же всё равно настаивает на том, чтобы ребенок был с ней, даже если придётся вернуться с ним в ад! Тогда ангел объясняет ей: «Люди не могут долго давать друг другу счастье. <...> Он (Бог) хотел, чтобы твоя животная, инстинктивная любовь преобразилась, и ты полюбила Майкла, как Он его любит. Нельзя правильно любить человека, пока не любишь Бога. <...> Твой инстинкт стал неуправляем, превратился в манию. <...> Оставалось одно: операция. И Бог отрезал тебя от Майкла. Он надеялся, что в одиночестве и тишине проклюнется новый, другой вид любви».

Думаю, не стоит после этого родителям обвинять своих детей в чёрствости и эгоизме. Они просто честно и непринуждённо, как налоговый инспектор, который не берёт взяток у совести, раскрывают фальшь нашей любви.

И только тогда, когда мы преодолеем в себе самолюбие, мы сможем полюбить другого человека. Когда сможем понять всё лукавство самоудовлетворения, тогда почувствуем, что нужны другим людям. Только почувствовав свою немощь, мы ощутим потребность в ком-то другом. Только сумев правильно полюбить себя, мы сможем полюбить другого как самого себя, но не свои страсти в других. «Страсть — насмешливое, лукавое божество <...>. Она любит подшутить над нами. Когда наконец мы можем ей предаться, она уходит от обоих или от одного из нас» (К. Льюис). Прибавлю только, что, убегая, она оставляет за собой следы ненависти и страданий.

Понятно, что причиной наших страданий являемся мы сами. Они проявляются, как химическая реакция, которая отделяет элементы эгоизма от элементов любви. Страдания блокируют, как иммунитет в организме, хорошо отработанную человеком методику расщепления личности страстями. Сам жизненный опыт подсказывает нам, что мы не можем кого-то или что-то не любить, и относительно того, куда направлен наш вектор любви, мы можем сказать, кто или что является нашим богом, нашим идеалом, образом и подобием.

Страсть — это диктат по отношению к объекту (жертве). Любовь — это покорность и благоговение перед Богом в ближнем. И как мы вслушиваемся в ближнего, так и Бог вслушивается в наши молитвы. Вспомните преподобного Серафима, и вы почувствуете чудо и радость покорности в любви. Он каждого, кто бы и с чем ни приходил, начиная с последнего проходимца и заканчивая архиереями, усаживал на пенечек, как на царский престол, а сам становился перед Богочеловеком на колени.

Ранее опубликовано: № 7 (18) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 13 из 13
16:51 30.08.2013 | Олександр
"Є така мудрість: «Той, хто каже: „Моє — це мені, і твоє — теж мені!“, — погана людина, а той, хто каже: „Моє — це моє, і твоє — це твоє“, — звичайна людина. Але благочестива людина каже: „Твоє — це твоє, і моє — це теж твоє“». Зауважте, стосунки між людьми найчастіше розвалюються саме тоді, коли неухильно дотримується бездоганний закон справедливих докорів: «Моє — це моє, а твоє — це твоє»."

Ось є ключ, як бути разом. Це має бути головним правилом - навіть не правилом, а просто потрібно так жити: "Твоє — це твоє, і моє — це теж твоє".
17:16 28.06.2012 | Элона
Ваша фраза мне очень понравилась, запомню,«Страсть — насмешливое, лукавое божество . Она любит подшутить над нами. Когда наконец мы можем ей предаться, она уходит от обоих или от одного из нас» (К. Льюис). "Да, уходя она оставляет страдания...когда ж они закончатся..
В страсти, есть секрет. Девушка, если она в трезвом уме, не может возбудиться просто так от тела, ласк, чтоб что то зажглось, обязательно сначала должен быть душевный контакт...и не важно, что, разговор...или обнаженность слова или просто желание полежать на любимом плече и чем теплее у неё на душе.., тем белее не незабываемы мгновения...
И даже если что то не срослось,не переживайте, все довольны, если ласки горячи и от души, вы ж не на соревновании в публичном доме, а наедине с любимой...а для неё вы всегда самый лучший!
16:37 28.06.2012 | Элона
По поводу любви- любовь, это подарок от Бога, но и большой труд, по её сохранению, да, это и самопожертвование своим великим «Я» с заменою на «Мы» в делах, словах, поступках и забота о своем или своей родной и вроде как все знают, что такое забота о близком, но это труд, да, для нас молодых, единственных детей в своей семье, это, труд...«да, я буду, каждый день в 6 утра вставать, чтоб сделать тебе завтрак и с улыбкою встречать»но для этого мне надо знать, что ты мой законный муж, что ты тот, кого мне послал Бог и ты тот с которым я хочу прожить свою жизнь, что ты самый родной и любимый, без которого жизнь не имеет цвета и другие мне уже не нужны, только в этом случае, я соглашусь на совместную жизнь и возьму на себя ответственность по сохранению домашнего очага. Данный аргумент со вставанием в 6 утра я привожу всем, кто зовет меня в гражданские .. «жены».
Много всего лежит, на наших женских плечах, это и налаживание душевного диалога и теплота обогревающая домочатцев и сглаживание углов нежностью и желание удивлять и вносить постоянно новые краски разнообразия в повседневную жизнь..
т.ч. Если ваша жизнь однообразная и серая...то просто вы забыли в свою жизнь впустить женщину...она бы уж точно, придумала бы озорного солнечного зайчика, танцующего у вас на ладошке...
15:49 28.06.2012 | Элона
По поводу «Моё — это твоё, Твоё- это моё», меня с детства родители учили, что это должно быть именно так.. и еще научили никогда не говорить о деньгах в семье, не ссориться из-за них, не устраивать торг, и никогда не слышала упреков в этом плане.В моем примере, папа всегда зарабатывал больше мамы, мамины средства находились тоже у папы, а он как глава семьи обеспечивал нас всегда и всем, по малейшей просьбе и без просьбы и всегда все было.
И именно такая модель заложена родителями и я нахожу её единственно верной.
15:32 28.06.2012 | Элона
какая то схожесть мысли, в ответ на каждую сказанную вами мысль, мне есть что сказать и хочется это сделать, хотя обычно я предпочитаю по жизни отмолчаться.. чтоб не оказаться "заумной" в глазах окружающих и тем самым не вызвать "раздор". Хотя поговорить я люблю, если есть инетересная тема.
Ну, так вот, я не знаю, сколько вам лет, но не может быть, чтобы вы никого не любили, вы просто также, как и я боитесь "оступиться", постоянно не хватает, какого то рывка "точно ли?" и лишь в минуты отчаяния приходит мысль, что "да, видно, это точно моя половина".
Хотя, как мне сейчас кажется, я все же оступилась..
Вы правы, в том, что именно этот вопрос был у меня в начале пути- Смогу ли я понести немощи и недостатки того человека, к которому обращено моё сердце? Ответ я поняла такой, если любишь кого то, то его недостатки- это такая мелочь.. что из года в год они лишь вызывают нежную улыбку... и иногда можно встретиться и с теплотой сказать, а ты, как и всегда не закрываешь тюбик пасты и снова сидишь в маске? ))) а ты все так же забываешь выключить свет и таишь молчания секрет?))) и просто обняться от того, что с тобой такой родной человек.
01:19 27.11.2010 | Катерина
любовь-это когда ищешь кого-то. Ищешь ощупью сердцем. Есть люди, которые нравятся, - это можно назвать влюбленностью. Но настоящее чувство отличается от влюбленности. Это когда отдаешь, и не думаешь о том, чтобы получить что-то взамен, а свет, тепло и радость прибывают. Умение отказаться от своих интересов и желаний, если нужен другому человеку. И умение слушать и слышать любимого человека. Какое это счастье, когда двое так относятся друг к другу. Как и автор статьи, ко мне пока не пришло это светлое и радостное чувство - Любовь. Но с нами всегда прибывают вера, надежда и любовь. С верой и надеждой смотрю в будущее) Всему свое время и время всякой вещи под небом. Ваши размышления, Денис, первый шаг к любимому человеку - мы достигаем цели, только если знаем направление.

15:55 26.07.2010 | Ирина
Спасибо, Денис за статью,интересно сколько Вам лет! Мне показалось, что Вы молоды, но уже размышляете на такие глубокие темы. Я искренне желаю Вам Любви, пусть это прекрасное чувство прийдёт в Ваше сердце и душу...
15:01 29.03.2009 | Семен
Спасибо,)))Да,как многому еще предстоит учиться...
Действительно,легче дружить 1000 лет,чем Любить по-настоящему 1 день!)))
20:51 14.12.2008 | Ирина
Спасибо, Денис. НЕЛЮБОВЬ эта болезнь века. От того-то и все наши беды на земле. Нарушая основополагающие заповеди о любви к Богу и ближнему, у нас есть только одна возможность - вымолить у Творца милость познать ЕЕ и жить во имя НЕЕ. У одной католической монахини я прочла фразу, что перевернула во мне все - "Выше справедливости может быть только любовь". Спаси нас Всех, Господи!
16:15 08.08.2008 | Мария
Спасибо Вам, Денис, за вашу искренность. Я согласна со всем, что вы написали. Я тоже могу сказать, честно, что не умею любить. Но я ВЕРЮ, что Господь научит меня. Господу все возможно. Помоги, Господи, вам полюбить по-настоящему. Ведь без этого, жизнь человека не имеет смысла.
14:32 27.06.2008 | Rem
Присоединяясь к своему другу (Bayard) во мнении о статье, хочу добавить к сказанному в ней. Цените время, как данную нам возможность сделать кого-то счастливее, даже в самых ничтожных мелочах. Каждый может улучшить мир, улучшив себя. И разум поможет нам в этом. Не зря же Он дал его нам. Мы дети Его.
12:48 27.06.2008 | Bayard
Очень глубокая статья. Заставляет задуматься, понять причины того, почему, мы, грешные, искажаем великое чудо из чудес - Любовь. Но, более того, позволяет не только это понять, но и, осознав наши ошибки, вернуться на путь истинной Любви к Богу, к нашим ближним, к самому себе.
Уверен, что с таким пониманием, автор сможет любить по-настоящему!
Денис, спасибо Вам за статью! Бог в помощь во всём!
01:24 06.01.2008 | елена
хорошая статья,заставляющая задуматься над человеческими отношениями вообще,над тем как часто самые умные из нас невольно обманываются и обманывают ближнего в понимании величайшей из таин-Любви.В ней,по-моему, говорится,о том, как люди из лучших побуждений, "которыми вымощена дорога в ад", совершают ошибки в общении и воспитании-пример,-собственническая любовь матери. Каждый найдет в статье что-то полезное для себя, надеюсь на это. Спасибо за пищу для размышлений.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: