Подписаться на рассылку новых статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуем посетить

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наши друзья

Путь к пустыне

Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне (Пс. 54, 8).

О святых людях, оставивших мир и ушедших в пустыни, говорится, что они «убегали от мира». Думаю, что это не образный речевой оборот. Они, скорее всего, бежали так, как бегут километровую дистанцию, сдавая норматив...

Километр — самая тяжёлая дистанция. На стометровке нужен взрыв и мощное ускорение. На трёх километрах нужна выносливость и расчёт сил. Там может открыться второе дыхание. На километре же нужны и взрыв стометровки, и стайерское, длительное усилие. Те, кто убегал из мира, бежали километровую дистанцию.

Так могут бежать на перрон к отходящему поезду те, от кого собирается внезапно уехать любимый человек. Они бегут, огибая препятствия и ненароком задевая кого-то.

Точно так же, максимально напрягая силы, бегут те, кому угрожает опасность, те, за кем гонятся многочисленные и вооружённые враги. Мы все видели это в кино, и дай Бог нам не знать, что это такое на практике.

Мне кажется, именно так убегали из мира Антоний, Онуфрий, Пимен. Так ли вообще бегут в монастырь? Должно быть, так, потому что уход в монастырь — это бег за Любимым, Который хочет уехать. Это бег от врагов, которые вооружены и не знают жалости.

И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в своё место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени (Откр. 12, 14). Пустыня Библии — это не географическое понятие. Барханы, верблюды и «белое солнце» могут отсутствовать. Главное — чтобы не было людей и их отравленной грехом цивилизации. Лесные дебри и горные утёсы — это тоже пустыня, если там живёт в молитве добровольно сбежавший из мира человек.

Даже не будучи богатыми верой, люди находят разные формы бегства от суеты. Туристы, геологи, охотники, скалолазы — все эти люди, количество которых в иные времена достигало заумных чисел, пили чай у костра из железных кружек, а кто-то из них под гитару пел, зачем они сюда забрались. Оказывалось, «за туманом и за запахом тайги».

Отсюда, с привалов и ночёвок, из-под сияющих звёзд, огни больших городов казались тусклыми. Жизнь в этих городах казалась суетливой и мелкой, а человек, глядя в опрокинутую чашу неба, ощущал себя философом и вдыхал воздух свободы.

Цивилизация кажется значительной вблизи. Она мощна, сложна, «хитросплетённа». Как у бегемота, которым Бог напугал Иова, у этого «животного» сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бёдрах у него переплетены, ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья (Иов. 40, 10-13). С таким зверем невозможно воевать. Но от него можно уйти, и это будет победой.

Дело в том, что мир не только угрожающе велик, организован, мощен. Дело в том, что он не любит пользоваться силой и предпочитает скорее пленить, обмануть, влюбить в себя, нежели ломать через колено и насиловать. Эта вавилонская блудница хочет любви, а не покорности, ищет сердца, а не уплаты налоговых сборов.

Неотразимо красивая и одновременно неистово развратная красавица смотрит с презрением на всех, кто в неё влюблён. На вершинах безумия она даже может требовать смерти за одну ночь любви с нею. Все ей желанны как жертвы, и все ей безразличны как личности. Словно древний демон из сказки, она любит вас, пока ест вас. Проглотив, она вас забывает, и глаз её выискивает новую жертву. Таковы богини разврата и кровавых жертв. Тот, кто пренебрёг её красотой, тот, кто не поддался её очарованию, для неё смертельный враг и обидчик. Такова же цивилизация. Таков «мир», если говорить о нём словами Иоанна Богослова и Исаака Сирина.

От мира нужно бежать. Для начала, его нельзя любить. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2, 15-16).

Господь Иисус мог смирить искусителя в пустыне сильной рукой, мог без труда победить его и подвергнуть позору. Но тогда этой победой не смогли бы воспользоваться люди. Нужно было победить так, чтобы способ борьбы мог быть усвоен всеми детьми Адама. И Христос победил именно так: на каждый соблазн отвечая цитатой из Второзакония, смиренно и сдержанно. Спаситель выбил из рук врага, один за одним, все три вида оружия: похоть плоти (сделать камни хлебом), похоть очей (прельститься красотою царств мира) и гордость житейскую (сделать чудо: броситься с высоты в надежде на ангельскую помощь).

Давид победил Голиафа и, как трофеем, пользовался его мечом. Христос победил лукавого и открыл нам его козни, и научил сопротивляться, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11).

Всё это — плоды пустынной победы. И можем ли мы усвоить эти дары, не имея опыта пустыни? Думаю, нет. Нужна, как говорил Григорий, «неподвижность глаз и языка». Нужна сознательная отстранённость от дел мира, хотя бы на малое время; отстранённость, подобная безразличию мертвеца к осеннему показу модных новинок. Так, как в стихах сказано:

Уединение. Уйди
В себя, как прадеды — в феоды.
Уединение. В груди
Ищи и находи свободу.
М. Цветаева

Выше всех те, кто жил в пустыне, не уходя из мира. Например, блаженная Ксения. В акафисте сказано, что она жила «в суете града великого, как в пустыне, молитвы Богу возносящи непрестанно». Или Василий Блаженный. Это ведь вам не Антиохия и не Палестина, чтобы всю жизнь прожить одетым лишь в набедренную повязку. Однако долгие годы промучился, синея от холода на улицах Третьего Рима «нагоходец Василий», согреваясь словами сорока Севастийских мучеников: «Люта зима, но сладок рай».

Во внутреннюю ли, или во внешнюю пустыню; навсегда ли, или время от времени, но нужно уходить, убегать, удаляться. Причём пораньше, чтоб не так, как запутавшийся барин-писатель (разумею Толстого), уйти на старости в никуда и умереть без Причастия.

Вслед уходящему завоет и заломит в отчаянии руки разукрашенная блудница-мир. Плюнь в неё, скажи «чтоб ты пропала» и уходи, ускоряя шаг.

Затем будет страшное знакомство с собой. Сам себя человек не знает, пока не окажется в полном одиночестве, в земле сухой, в земле тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек (Иер. 2, 6). Все страсти проснутся, все мелкие змейки станут драконами. Всё, о чём даже не подозревал человек, станет явью, и горькое познание себя родит плач такой силы, что нужно будет воистину жить в пустыне, чтобы так плакать.

Уже вслед за тем, как останется далеко позади мир со своей обманчивой ложью; вслед за тем, как страх и недоумение родят слёзы и первые крохи смирения, даст почувствовать своё приближение и главный виновник всех трагедий.

Он не любит проигрывать и не умеет прощать. Ты и так плюнул в него, когда крестился. Этот плевок он тебе не простил. Крепись. Дальше говорить не о чем. Зови Иисуса, зови Его Мать, зови Предтечу. Теперь твой голос, призывающий их имена, надолго станет признаком этого места, независимо от времени года и времени суток. Такова последовательность: уйти от мира, смирить себя, именем Божиим сразиться со змеем.

Только в пустыне возможна настоящая встреча человека с самим собой, настоящий взгляд Дориана Грея на свой портрет. Пустыня красива, молящемуся человеку она вожделенна, но всё же жизнь в ней страшна.

Какие слова должны звучать в сознании, чтобы смотреть на мир, не прельщаясь? Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).

Или, может, это: Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми (2 Кор. 6, 17).

Конечно, не стоит бежать на вокзал за билетом. Но стоит, вместо просиживания вечера у телевизора, выйти в соседний парк, чтобы, подняв воротник и засунув руки в карманы, не спеша прогуляться, читая в уме псалмы. Возвращаясь домой, можно отказаться от лифта и подняться на свой этаж пешком. Можно лечь спать, не ужиная, и перед сном досыта почитать Исаию или Откровение. Уже засыпая, можно вспомнить о том, что патриарх Иаков спал, подложив под голову камень, а некоторые сейчас вовсе не спят, стоя на молитве. Сокрушённо вздохнув, можно уснуть. Ваш путь к пустыне начался.

Ранее опубликовано: № 2 (38) Дата публикации на сайте: 03 Март 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 23 из 23
23:51 01.04.2013 | Л.
Благодарю Вас о. Андрей
23:40 01.04.2013 | Л.
Отчасти догадываюсь, каково было преподобной Марии Египетской
08:10 24.03.2011 | Евгений
Батюшка написал: "...перед сном досыта почитать Исаию или Откровение".
А что мне это Откровение?! Я в нем все равно ничего не понимаю. Мне сейчас по пустыне идти тяжело. Этого поста ждешь - не дождешься. Предвкушение, эмоциональный подьем, тишина, ограничения в удовольствие, молитвенное настроение.
Как по мне, то первые две недели поста - лучшие недели в году.
А вот на третьей неделе начинается рассеивание, появляется привычка без благоговения. Вот, где помощь нужна слабому человеку.
07:31 23.03.2011 | Евгений
«Эта вавилонская блудница хочет любви, а не покорности, ищет сердца, а не уплаты налоговых сборов.
Неотразимо красивая и одновременно неистово развратная красавица смотрит с презрением на всех, кто в неё влюблён. На вершинах безумия она даже может требовать смерти за одну ночь любви с нею. Все ей желанны как жертвы, и все ей безразличны как личности. Словно древний демон из сказки, она любит вас, пока ест вас. Проглотив, она вас забывает, и глаз её выискивает новую жертву».
Этот кусок классный.

А в целом, батюшка, мое субъективное впечатление от статьи нехорошее. Понятно, что статья и вы здесь не причем, это проблемы во мне. Такое впечатление, что вы рванули на свой любимый километр, как на сто метров и на финише, как иногда говорят профессионалы, слили воду.
Давид, Голиаф, Ксения, Василий Блаженный, Севастийские мученики, Откровение… А кончилось все рекомендацией не пользоваться лифтом.
07:29 23.03.2011 | Евгений
Благословите, батюшка.

Батюшка, а как они бежали, «сдавая норматив»? Больше бедром работали или стопой? Если по песку, то лучше бедром.
С рассуждениями о дистанциях в легкой атлетике (кстати, такая дисциплина, как километр, за пределами школ не существует) вам лучше не торопиться. Специалист поймет, что вы слышали звон, но не знаете, где он. Поймет и перестанет всему остальному, о чем вы пишите верить.

«…уход в монастырь — это бег за Любимым, Который хочет уехать».
Спасибо за разъяснение. Ошарашен! Он хочет уехать?! Может, Он еще и пожалел, что две тысячи лет назад приехал?

«Туристы, геологи, охотники, скалолазы — все эти люди…».
Всех в одну кучу? Смелый вы. Между охотником и туристом разница, как между митрополитом и туземцем. Это касается и философии, и свободы, о которых вы упоминали.
22:00 22.03.2011 | Борис
И так возлюбил Бог сей мир, что послал Сына своего единородного !
14:04 22.04.2009 | Владимир О.
Благодарю...
21:32 17.03.2009 | Юлия
спасибки. очень интересная статья:)
13:24 15.03.2009 | Катя
Очень интересная и актуальная статья! Спасибо!
18:52 12.03.2009 | Аня З
Как и Андрей я считаю, что сейчас во время Великого поста эта статья как раз к стати. Хотя бы не надолго отказаться от нашей суеты
22:53 09.03.2009 | Киномеханик
Главное, уходя в пустыню посреди города, не нужно забывать, о том, что мир - это не только и не сколько некая метафорическая блудница со всеми ее соблазнами, сколько люди, которые нас окружают. И большинство из них такие же несчастные и жаждущие любви, веры и помощи. А мы, уходя, часто закрываемся и не хотим видеть ближнего. Большинство из тех, кто бежит из пустыни - бежит от ближнего. Я говорю не о монахах, а о тех людях, о которых пишет отец Андрей. О всех нас.
21:49 06.03.2009 | Тамара
Мир в душе каждого из нас, прежде всего. И от себя самого (и проблем,в т.ч. взаимоотношениями с ближними и дальними) никуда не убежишь и не уедешь, как бы порой не хотелось. Не усвоенные уроки будут настигать везде (наверное, и в монастыре тоже). Не очень трудно быть праведником, когда вокруг тебя нет ни одного человека. И гораздо сложнее пытаться быть праведником среди окружающих тебя в обыденной жизни, не всегда просто не злиться на них, не мстить им, не отвечать злом на зло, не всегда просто хотя бы их понять для начала, не говоря уже о том, чтобы полюбить. Конечно, порой просто жизненно необходимо оставаться наедине с самим собой, и лучше всего, при возможности, именно в пустыне (горах, лесах). Но и внешняя пустыня - это как постная пища в пост: можно объесться и забыть, зачем ты сюда пришел.:) Это из моего наискуднейшего личного опыта.
Не обращали ли Вы внимание на тот факт, что вавилонская блудница (особенно мегаполисов) стремится превратить Свою Жертву в не осознающего себя потребителя-иждевенца всяческих "благ" цивилизации? Мало уже кто задумывается о том, что кроме умения нажимать на кнопки и пользоваться "мышкой" и "баранкой", все-таки необходимо еще уметь выполнять "мужскую" ("женскую") работу. Люди становятся неспособными выжить во внешней пустыне.
Простите, если по-пусту отняла Ваше время.
18:12 06.03.2009 | Оля
Николай, Вы, видать, лучше, чем протоиерей Андрей Ткачев, знаете как правильно вести духовную жизнь. Уверена, Вы выразили свое мнение не только здесь, в комментариях к этой чудесной и вдохновляющей проповеди, но делитесь им также с близкими или окружающими людьми.... Берегитесь давать поспешные советы людям. Согласна с замечанием Максима, что "Ваше торопливое добро без "зацикливания на всякой пустыне" может обернуться не во благо - и Вам, и тем, кому Вы "помогли". Сначала надо понять, что есть добро, а потом уже делать." Молите Бога, чтоб послал Вам благие помыслы.
18:25 05.03.2009 | Николай Б.
А стишок ничего...
14:51 05.03.2009 | Николай Б.
Кстати, ещё о пустыне можно прочитать на моей персональной страничке:
http://sites.google.com/site/kolyabortsov/Home/put
13:38 05.03.2009 | Николай Б.
О пустыне много говорится здесь:
http://lib.ru/EKZUPERY/planeta.txt
09:57 05.03.2009 | Максим
Николай, мне кажется, что Ваше торопливое добро без "зацикливания на всякой пустыне" может обернуться не во благо - и Вам, и тем, кому Вы "помогли". Сначала надо понять, что есть добро, а потом уже делать. Вперед - в пустыню!
23:11 04.03.2009 | Анна Репина
Спаси Вас Господи, Батюшка!
Переворачивается все внутри от ваших слов. И Канон Андрея Критского как подмога вашим словам.
23:11 04.03.2009 | Анна Репина
Спаси Вас Господи, Батюшка!
Переворачивается все внутри от ваших слов. И Канон Андрея Критского как подмога вашим словам.
21:12 04.03.2009 | Николай Б.
По-моему, это инструкция, как по-быстрому стать шизофреником.
Люди! Делайте добро и не зацикливайтесь на всякой пустыне!
14:58 04.03.2009 | Андрей
Проповедь на Великий Пост! А ведь я и забыл обо всех этих истинах, пребывая в суете. А мню же о себе... Спаси вас, Господи, батюшка.
08:42 04.03.2009 | Катя
вот он мир, как паутина, крепко держащая тебя за руки и ноги, и нет сил вырваться- крепко погрязла в ней...
и как тяжело, вырвавшись из похотливых лап этой блудницы, убежав в пустыню, не сломаться увидев свое уродливое естество... Познаешь себя и понимаешь, что ты лицимерка и недостойна ни капли Его любви, внутри тебя - гниль, в тебе нет правды...
А за тобой стоит блудница-мир и манит тебя к себе, говоря, что ты самая лучшая, что она тебя любит такой какая ты есть, что ты ее любимая дочь...
А с другой стороны- твой ангел. Стоит молча. Ведь все уже сказано в Библии...
И как поступаешь?
Возвращаешься в мир?
Остаешься в пустыне?
Да по разному бывает...
18:07 03.03.2009 | Сергей
Батюшка, спасибо за проповедь.
Слова истины пробуждают, волнуют совесть.
Спаси Вас Господи.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: