Раненые светлой стрелой

Но словно бы что-то не так.
Словно бы блеклы цвета.
Словно бы нам опять не хватает Тебя…

Борис Гребенщиков

Культура — это то, что происходит из земли, взращивается и бережно хранится. У нашего народа долгие века была своя культура, не похожая на другие.

ХХ век произвел на свет молодежную культуру. До этого молодежь принадлежала культуре своего народа, и только в ХХ веке смогла заявить о своей собственной. Поскольку молодежь — это общество людей неспокойных, то и культура ее стала звучать как контркультура, или антикультура, или попкультура. Отвернуться от нее, не обратить на нее внимания было бы равносильно тому, чтобы не найти общий язык с молодежью.

Для многих молодых людей увлечение молодежной культурой стало поводом духовных исканий, и многие путем этих исканий пришли в Церковь. Чтобы помочь не ошибиться в исканиях других людей, хотелось бы немного рассказать о своих.

Хорошо помнятся те времена, когда за беседой со священником непременно следовало приглашение на разговор «в органы». Ищущая и не согласная с тем строем молодежь собиралась где-то по квартирам, домам, гаражам. Вместе читали, слушали музыку, обсуждали прочитанное и услышанное. Во всяком случае, так это было у нас. Это порождало некий бунтарский дух, хотя в основном люди были мирные. И только иногда удавалось вырваться в Троице-Сергиеву Лавру или в какой-нибудь храм, в основном в чужом городе, где находили ответы на свои вопросы.

Люди церковные воспринимали нас как каких-то юродивых или странников. Помнится случай, когда мы в Сумах зашли в собор. Прихожанки собора, глядя на нас, плакали, но не оттого, что мы выглядели нелепо, а оттого, что правильно совершали крестное знамение и «грамотно» прикладывались к иконам. Ситуация в Сумах была такая: комсомольские отряды ежедневно дежурили у храма и не пускали туда молодежь, во всяком случае, так нам сказали прихожане. Поэтому молодежь в храме вызывала у прихожан слезы, но не слезы горя, а слезы радости.

Первым наставником богословия — если это можно так назвать — был неформальный молодой человек из Минска с большой бородой, залысинами и длинными кучерявыми волосами. Он напоминал мне какого-то ветхозаветного праведника, хотя праведником назвать его было очень трудно. Этот человек рассказывал мне о том, что Бог вездесущ, что Он и на горе, под которой мы сидели, и под камнем на пляже, и в воде, и где бы я ни находился, в какое бы время я ни обратился к Нему, Он всегда меня услышит. Этот человек был первым, кто прислал мне Евангелие, за что я ему по сей день благодарен.

Еще очень вспоминается поездка в Троице-Сергиеву Лавру в середине 80-х. Тогда в Москве мы познакомились с ребятами, которые нас пригласили съездить на экскурсию в монастырь, и это была первая паломническая поездка. Среди них были Екатерина из Питера с младшим братом (тогда они сбежали из дому, и их мать подала во все храмы Питера сорокоусты). Теперь она замужем, у нее пятеро детей, она пишет иконы, а Егорка теперь служит священником в Адмиралтействе. Все, что мы увидели в Лавре, произвело неизгладимое впечатление. Нас встретил тогда пожилой человек с седой бородой, в рубахе защитного цвета, в сандалиях на босу ногу (на дворе был январь месяц). В руках он держал хлеб, а на голове и на плечах у него сидели голуби и ели хлеб прямо из рук. Между нами завязался небольшой разговор, после чего он посоветовал нам идти в храм на божественную литургию.

Все, что происходило в храме, сильно нас потрясло. Когда совершался великий вход, я увидел дьякона и подумал, что за этим человеком я мог бы идти на край света и если возможно написать икону Христа с кого-то, то ее можно было бы написать только с него.

Тогда я понял, что ответы на свои вопросы я могу найти именно здесь, то есть в православной церкви. Не могу сказать, что после этого я стал постоянным прихожанином, однако жизнь без церкви мне уже не представлялась.

Уверен, что подобные ситуации были у многих ищущих молодых людей, которых и теперь не мало.

Возникает вопрос, найдется ли сегодня такой вот дед с голубями, который после приятной беседы с молодыми людьми, отправит их в храм на литургию?

В начале беседы, мы говорили о том, что культуру взращивают. Молодежь взрастила свою культуру. Зачастую эта культура напоминает амброзию*. Но среди сорняков часто растут культурные растения то ли оттого, что были посажены раньше, то ли оттого, что случайно попали на эту почву. Однако они там есть. И сегодня среди молодежи есть много интересных и ищущих людей.

*Амброзия — сорная трава

Примерно год назад в Донецке выступала группа «ДДТ». Поскольку сегодняшняя моя жизнь связана с телевидением, то мы решили взять интервью для вечерних программ с Юрием Шевчуком. Меня очень порадовало, что этот человек, не стесняясь, сказал о том, что он православный. Но больше всего меня поразили люди, которые пришли на этот концерт (а пресс-конференция была после концерта). Несмотря на нетрезвое состояние отдельных, большинство лиц было удивительно осмысленными.

По окончанию пресс-конференции мы с Юрием еще долго общались. На память он подарил мне крестик, который лично освящал на гробе Господнем в Иерусалиме. Затем он попросил, чтобы наутро я привез ему почитать православных книг. И я отправился домой.

Время было позднее. При выезде из города я заметил молодого человека с капюшоном на голове и с рюкзаком за спиной. «Пилигрим», — мелькнуло у меня в голове. Далее на трассе я подобрал в машину двух парней, которые шли пешком в Мариуполь. В машине они сказали, что возвращаются с концерта, причем, я заметил, что они совершенно трезвые. Сколько мог, я их подвез и отправился домой. Рано утром я ехал в Донецк и на трассе встретил того же самого пилигрима. За ночь он прошел примерно 40 километров. Я задался вопросом: как мы должны жить и сможем ли мы найти общий язык с молодежью, чтобы молодой человек, несмотря на темную ночь и позднюю осень, пришел в храм?

Мне вспоминаются слова апостола Павла «Для всех, я был всем, чтобы спасти некоторых». Конечно, есть искушение для человека с таким же, как у них прошлым, в попытке вести разговор с молодежью на их языке и забыть тот, который так долго искал. Однако не стоит пугаться, тем паче, что молодежь сама ищет возможность пообщаться и поговорить со священником, особенно с тем, который сможет их понять.

Хотелось бы поделиться еще одним случаем, который произошел со мной недавно в Киеве. Там я познакомился с молодыми людьми, которые, как потом выяснилось, практикуют шаманизм. Мы долго общались, вели беседы на разные темы. Эти люди оказались разносторонне развитыми, интересовались вопросами духовности. Наш разговор закончился тем, что эти ребята по очереди просили благословения и разрешения прийти на исповедь.

Для себя я сделал очередной вывод, который, в общем-то, не нов: любовь превыше всего, только нужно найти в себе силы проявить ее. В каждом из нас ее достаточно на всю молодежь, которая встретится нам, и на всю ее культуру. Потому что любовь покрывает грехи многие и никогда не перестает.

 

Ранее опубликовано: № 1 (12) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: