Дух времени

Человек создал культуру, социум, государство. Зачастую именно в этих творениях рук своих он видит единственный источник благ. Ещё Конфуций заметил, что лучшее, что смог сотворить в этом мире человек, это государство. Богу же в этой модели отводилась лишь роль некого гаранта благосостояния и социальной защищенности.

Попытку спроектировать идеальное государство, построить рай на земле предпринимал и Платон. Его замыслы потерпели крах, и философ стал изгнанником, но идея о счастье без Бога жива до сих пор. Мечта о беструдном благоденствии вошла в нашу плоть и кровь. И Господу нужно было стать Плотью и Кровью, чтобы подарить иную перспективу счастья.

«Трагедия человека, — писал святой Максим Исповедник, — состоит в том, что способ его существования находится в противоречии с его природой». Каждый человек в определенной степени является «продуктом» своего времени. Мы стремимся вместить в свою жизнь всё то, что предлагает современная цивилизация как образ полноты счастья. И если «позавчера» этим образом был Вавилон, «вчера» Рим, то сегодня это Америка.

Так где же источник духовного кризиса во вселенной? Очень популярной нынче стала идея о геополитических махинациях мировой закулисы, о попытках навязать нам американские ценности и через них покорить весь мир. Но постоянно оглядываясь на Америку в ожидании очередной порции греха, мы не замечаем, как влюбляемся в то, что пытаемся ненавидеть. Проблема «американщины» не вовне, а внутри, в стремлении человеческого сердца к удовольствиям и наслаждениям. «Как бы к некому правилу и пределу изначала приспособлена была человеческая любовь, столь великой и столь обширной, что могла вместить в себя только Бога — писал святой Николай Кавасила, — а владеющие всеми благами жизни никакого не получают от них насыщения, ничто не останавливает на себе желания, но будут жаждать ещё, как бы ничего не получив из того, что желали».

Замечательный американский писатель Теодор Драйзер описал это состояние раздвоенности души человека между тем, чем она есть по своей природе и тем как и в чем стремится себя реализовать, в романе «Американская трагедия». Человек, пытаясь насытится конечным, разжигает в себе бесконечную алчность и страдает от этого несоответствия. «Душа терпит тем большую нищету, чем большее количество пытается охватить», — писал блаженный Августин.

Господь раскрывает перед человеком очень простую, но непопулярную истину: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Блаженство это не результат и не следствие каких либо достижений, а дар. И если удовольствие от жизни это то, что от нас зависит, но очень быстро утомляет, то радость это то, что от нас не зависит, её нужно просить. Источником счастья для человека является живой Бог, а не мертвое состояние удовлетворенности, респектабельности и успеха.

Мир материальных ценностей очень важен, но только как условие, как средство для постижения ценностей вечных. В современной цивилизации — это абсолют, к которому стремится человек. Поэтому присутствие Божие в мире и Его благость познается ещё и в том, что мы не достигаем в полноте того, чего желаем: «Когда животные ищут хлеба как первое и самое главное, то им дается, потому что это животное. Когда люди ищут хлеба как первое и самое главное, то им не дается, чтобы они поняли, что они люди, а не животные» (святитель Николай Сербский).

Стремление к материальным благам ничего аморального само по себе не несет. В постоянном стремлении к лучшему заключается сущность человека. Но остановка на этом пути — это уже падение. Поэтому христианство никогда не осуждало прогресс, если он служил нравственным идеям. Господь создал Церковь не на задворках цивилизации, Он растворил её как лекарство в самой сердцевине высокоразвитой, но больной греко-римской культуры. Христианство явилось в мир для того чтобы его исцелить.

В Церкви так и не прижилось стремление жить замкнутой, отдельной от всего остального мира жизнью. Церковь не выродилась в секту, ощетинившуюся на все прекрасное в мире человеческой культуры. С другой стороны, она также не стала составной частью этой культуры. Она всегда была современной именно потому, что умела подчинить себе моды и вкусы, а не исчезать в анналах истории, следуя им. Церковь всегда шла тесным путем золотой середины. И суть этого пути очень точно определил святитель Василий Великий: «Удаление от мира заключается не в том, чтобы телом быть вне мира, а в том, чтобы душою отвращаться от пристрастия к телу».

Христианство всегда осуждало гордость, порожденную неправильным пользованием материальными благами, а это то, что является доминирующим фактором в современной культуре. Человек может и даже призван быть счастливым в Боге и при этом успешным в своем разностороннем развитии: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20). Если бы человек не согрешил, то, возможно, достиг ещё более высокого уровня развития технологий. Ведь прогресс — это тоже Промысл Божий о человечестве.

Господь пришёл не для того чтобы переделать этот мир под Себя и создать новое пространство бытия. Он пришел не для того, чтобы увести человека из мира культуры, семьи, общества в мир грез и фантазий об абсолютном счастье на земле. Он не создал никакой универсальной модели решения общечеловеческих проблем. Он вошел в переделанный грехом мир для того, чтобы его преобразить изнутри. «Странно, — размышляет протоиерей Митрофан Серебрянский в своих дневниках, — как это христиане мечутся, мечутся туда-сюда и ищут ответа на вопрос как жить, чтобы на земле правда и счастье царили? Господь Иисус Христос так ясно и просто раз и навсегда разрешил этот вопрос, сказав, что Царствие Небесное внутри вас. Кажется ясно: займись каждый переделкой себя, своей внутренней жизни. Преобразись по образу Христа, а внешние формы жизни сами по себе будут хороши». В этом смысле время и всё, что оно нам дарует очень дорого, как средство для стяжания Духа Святого. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5,15-16).

Дата публикации на сайте: 04 Ноябрь 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Дух времени

Дух времени

Денис Таргонский
Журнал «Отрок.ua»
Стремление к материальным благам ничего аморального само по себе не несет. В постоянном стремлении к лучшему заключается сущность человека. Но остановка на этом пути — это уже падение. Поэтому христианство не осуждало прогресс, если он служил нравственным идеям. Господь создал Церковь не на задворках цивилизации, Он растворил её как лекарство в самой сердцевине высокоразвитой, но больной греко-римской культуры. Христианство явилось в мир для того чтобы его исцелить.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 9 из 9
23:57 03.07.2012 | Элона
(эта единственная пара,которую я выбрала себе в пример и мне всегда так приятно и интересно наблюдать за ними,спрашивать..когда я их спросила в чем секрет такой их безумно сильной любви, то его жена мне при его присутствие ответила, что мол, знаешь, когда мы были студентами и я его, как только увидела, так сразу и сказала ему,что за таким как ты, я буду с радостью стирать носки и пить эту воду, меня немного шокировала такое заявление "интелегентной пары"..я знаю,много и других семейных пар, которые в принципе "брезгают" своими мужьями, ну тоесть, там брезгуют пострич ему ногти, помочь вымать больную ногу, постирать в ручную трусы, носки и тд. и та её фраза о, том, что она, как и тогда много лет назад, готова стирать ему носки и пить эту воду, наверное и отображает их ну настолько близкую близость, что стали едины, а свое нам все родное,мы даже болячками своими не брезгаем и не страшимся их) они проживя вместе жизнь не мечтали о золотых горах, они просто всегда работали, чтоб у них и у их детей было все самое необходимое и во многом благодаря трудолюбию и умению принимать правильные решения в своем труде, у них все ест ьи даже больше.
23:56 03.07.2012 | Элона
Был интересный случай, когда моих родственников, уже не молодую, но очень счастливую,"интелегентную" пару, со светящимися глазами, увидели мои знакомые, и поговорив с ними, у них был шок, "это на сколько же они богаты, что могут позволить с таким безразличием относиться к деньгам, (не с без рассудством, а именно без "жажды") и рассуждать, что у меня все, есть, мне больше ничего не надо, что мол как же они круто живут, что им больше ничего не надо".Да, они не бедны.., но и заграничных Вил и самолетов у них нет, они умиротворенны.., у них светятся от счастья глаза..они так нежны друг к другу и так едины..
23:33 03.07.2012 | Элона
Я благодарна Богу за, то, что у меня нет жажды наживы, жажды благ,да, я знаю, что в моем окружении некоторые считают меня "наивной, простотой", которая мол, еще глупа, не знает, как важно сесть на место по выше и по комфортнее. Я внимательная и замечаю реакцию некоторых таких людей на меня.. и мне их немного жаль..я часто у Бога прошу-
"Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе."
и Бог дает мне все самое необходимое и даже больше..но я живу не на показ..я не участвую в гонках крутизны, я сдерживаю и ограничиваю себя..чтоб душа моя не ушла во все тяжкие имея возможность, и я благодарна Богу, за то, что он дарит мне душевное спокойствие..и безразличие к материальным вещам..
23:33 03.07.2012 | Элона
Я благодарна Богу за, то, что у меня нет жажды наживы, жажды благ,да, я знаю, что в моем окружении некоторые считают меня "наивной, простотой", которая мол, еще глупа, не знает, как важно сесть на место по выше и по комфортнее. Я внимательная и замечаю реакцию некоторых таких людей на меня.. и мне их немного жаль..я часто у Бога прошу-
"Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе."
и Бог дает мне все самое необходимое и даже больше..но я живу не на показ..я не участвую в гонках крутизны, я сдерживаю и ограничиваю себя..чтоб душа моя не ушла во все тяжкие имея возможность, и я благодарна Богу, за то, что он дарит мне душевное спокойствие..и безразличие к материальным вещам..
18:02 04.01.2011 | назар
Именно крайности увлекают чаще всего. "Удаление от мира заключается не в том, чтобы телом быть вне мира, а в том, чтобы душою отвращаться от пристрастия к телу" - золотое правило золотой середины. Спасибо за напоминание Денис.
22:08 09.11.2010 | Валентина
На счет времени правильно сказано, но ведь не всегда вспоминаешь эти слова, когда они очень нужны сознанию...
10:28 08.11.2010 | Владимир
*"И если «позавчера» этим образом был Вавилон, «вчера» Рим, то сегодня это Америка"*
Как ни назови современную цивилизацию, как ни крути, — Вавилон получается, "смешение", попытка соединить несоединимое.
22:18 07.11.2010 | vowa
«Трагедия человека состоит в том, что способ его существования находится в противоречии с его природой».

Дорого Денис,
человеческая жизнь - это трагедия. Человек рождается и выростает и в нём крепнут и развиваются стремления, которых он не хочет и не знает, откуда приходят, но которым он противостоять, порой, не в силах, и с каждым днём всё больше и в конце концов у него опускаются руки. И он обречён жить и видеть всё то прекрсное, что творит Бог и в то же время весь тот ужас, что представляет собой его природа.
Я совсем не имею ничего против Церкви, которая признаёт то, что должна. Но тот Бог, который создал меня ошибкой природы, уродом, Бог, который запретил мне то, стремление к чему он заложил в меня при моём творении, тот Бог, который при всём этом дал мне видеть крастоту своего создания, как я должен относиться к такому Богу?

Поэтому для меня больше всего дороги слова "блаженны алчущие и жаждущие правды", и Страшный суд для меня не суд над человеком, а суд над Ним Самим...

Спасибо Вам за размышления.

С уважением,
Владимир
03:50 06.11.2010 | Kseniya
Василий Великий: «Удаление от мира заключается не в том, чтобы телом быть вне мира, а в том, чтобы душою отвращаться от пристрастия к телу».
Spasibo za statju!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: