Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав!
В Пасхальную ночь весть о Воскресшем Христе льётся волнами духовного света из каждого православного храма, превращая тьму и ночь в радостный златозарный день. Христос воскресе! Из глубины этих слов, как из световой бездны, лучи расходятся по всей Вселенной. В этих словах заключена необъяснимая притягательная сила, как прикосновение руки Христа к самому сердцу человека.
Пасха — это утверждение нашего бессмертия, образ будущего воскресения мёртвых, начало вечной жизни, победа Христа над двумя тиранами человечества — адом и смертью. Смерть — это болезнь и порча, которая поразила мир, как раковая опухоль. Когда грех вошёл в мир, история стала трагедией, написанной алой краской крови и чёрной краской греха. Грех разрушил мировую гармонию и оторвал человека от Бога.
Цветок, оторванный от стебля, превращается в прах и пепел. Человек, духовно оторванный от Бога, обречён на гибель. Когда высыхают источники, то растения судорожно пускают корни в глубь земли, ища влаги. Они как бы протягивают руку за милостью. Человечество, потеряв Бога, искало спасения, обращалось к философии, к языческим мистериям. Оно протягивало руку каменным изваяниям, но спасения не было. Мир могла спасти только такая жертва, которая в своём значении превосходила бы всю Вселенную. Эта жертва должна была быть по природе тождественной и подобной тому, за кого она приносилась. Такую жертву принёс Христос. Будучи Богом, Он заключал в Себе всю Вселенную. Будучи Человеком — заменил Собой человека: как друг осуждённого на казнь, обменявшись с ним одеждой, поднимается вместо него на эшафот. Безгрешный — принял на себя последствия и мучения всех грехов человечества. Божественное достоинство Христа сделало Его жертву беспредельной и безграничной. Распятие и Воскресение Христа уничтожило духовную смерть. Христос заменил человека Собой. Он вывел его из метафизической тьмы в свет Божественного Логоса. Он указал путь к спасению, дал пример любви всей Своей жизнью. Он основал Церковь с её таинствами и богослужениями, в которых Воскресение Христа из прошлого становится настоящим.
Господь уничтожил душевную смерть. Некоторые говорят: «Весь мир задыхается от лжи и обмана, стонет от несправедливости и ненависти, как в руках убийцы. Как же Господь уничтожил душевную смерть? Почему Господь не выжег огнём, как раковую опухоль, зло и грех?» Кто говорит так, тот забывает, что в таком случае мы сами должны были быть уничтожены и испепелены, потому что множество раз изменяли Христу, переходили ту черту, где простирается область тьмы, греха и зла. Терпение Божие — это наше общее спасение. Господь дал нам средства бороться и побеждать зло. В этой борьбе происходит становление человека как нравственно свободной личности. Господь оставил на время зло, но заставил его служить добру. На Страшном Суде произойдёт полное разделение, дифференциация света и тьмы.
Господь уничтожил телесную смерть. Это ещё более непонятно людям, ведь мрачные картины смерти окружают нас со всех сторон. Умирают наши близкие. Смерть вырывает ребёнка из объятий матери. Даже каменные скалы она грызёт своими стальными зубами. Около каждого города и села растёт другой город — кладбище, безмолвный город мертвецов. Как же Господь победил смерть?
Господь обещал нам вечную жизнь не как продолжение земного существования, а как преображение, одухотворение человека и Вселенной. Земное бессмертие было бы жалкой карикатурой на обещанную Библией вечную жизнь, вроде той карикатуры, которую нарисовал Свифт: дряхлые старики с дрожащими руками и трясущимися головами, отмеченные знаком бессмертия, как клеймом, завидуют тем, кто лежит в могиле, и напрасно молят смерть прийти к ним.
Бессмертие — как продолжение земной жизни, где находились бы все вместе: развратники и целомудренные, христиане и демонопоклонники, где Нерон, Калигула и Тамерлан продолжали бы творить свои дела, где люди бы страдали от болезней и душевных страстей, — было бы не меньшим проклятием, чем сама смерть.
Христос победил смерть. Иоанн Златоуст пишет, что когда повреждается серебряная чаша, то мастер бросает её в огонь, расплавляет, а затем изготавливает из металла новую, целую чашу. Так человек проходит через пламя смерти, которое выжигает следы грехопадения из его тела и души, и затем воскресает в новую жизнь со своим телом, но с обновлённым, имеющим иные свойства, телом утончённым, подобным духу.
Некоторые задают вопрос: если душа бессмертна, то нужно ли воскресение тела? Человек как богоподобная личность — это не только душа, но душа, соединённая с телом. Воскресшее тело будет подобно телу Христа Спасителя. Человек у древних философов называется микрокосмосом. Тело сохраняет индивидуальность человека. Некоторые недоумевают: если преображение Вселенной зависит от преображения и воскресения человека, то почему Господь создал миллиарды миров, которые человек никогда не видел, а его поселил не как царя, а как слугу в углу Вселенной? Во-первых, Земля — это духовный центр Вселенной, потому что Христос сошёл на Землю и взял от Земли Свою плоть. Мы сказали: воскресение — это не повторение земной жизни, не реанимация, а переход в другое существование, где тело обретает новые свойства, оно не будет уже рабом пространства и времени. И человек в едином духовном видении будет созерцать всю преображённую Божественным светом Вселенную, как дивную картину, созданную Богом.
Недаром древние философы называли Вселенную Космосом, а Космос значит «украшение, наряд». Человек будет созерцать Космос как своё владение, он откроется перед ним, когда поднимется занавес — власть смерти, времени и тления. Само пространство не будет преградой для человеческого тела, как теперь оно — не преграда для человеческой мысли. Он увидит Космос в новой красоте, как сокровище, которое отец спрятал от ребёнка, а затем дал ему в день совершеннолетия. В воскресении увидят друг друга родные, те, кто были соединены в этой жизни любовью. Надежда осуществится, вера перейдёт в видение, а любовь останется вечной. Там уже не будет разлуки и смерти, даже само время исчезнет. Небесное Царство — это царство Божественного света, вечная жизнь — это вечное приближение к Богу. Человек, оставаясь по природе человеком, не теряя своей личности и индивидуальности, становится богоподобным, как дерзновенно сказал Афанасий Великий, «богом по благодати». Максим Исповедник говорит: «Меч, положенный в пламя, приобретает свойства огня. Он не только режет, но жжёт». В вечной жизни всегда всё ново. Изменяется сам человек по образу Христа Спасителя, изменяется мир в осиянии Духа Святого. Апостол Петр говорит: взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1, 19). Это — тайна.
Сегодня мы приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!». В этих словах — свет нашей веры, радость нашей надежды, крепость нашей любви. И на это приветствие отвечает Церковь, земная и Небесная: «Воистину воскресе Христос!»