Камиль Сен-Санс. «Карнавал животных»
Исполнитель: Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижёр Леонард Бернстайн
Представьте себе композитора, который неустанно ведёт споры с лучшими умами своего времени об археологии, ботанике, математике, физике... При этом является ещё и музыкальным критиком, дирижёром и концертирующим пианистом. О разносторонности и многочисленных дарованиях Сен-Санса ходили легенды, кстати, он был первым композитором, написавшим музыку для немого кино.
В 1886 году, будучи в отпуске, в виде развлечения Сен-Санс сочиняет большую зоологическую фантазию «Карнавал животных». Интересно, что при жизни автора произведение прозвучало лишь раз, а затем Сен-Санс запретил исполнение «Карнавала». Популярность, которую в итоге приобрело произведение, сложно недооценить, сегодня это визитная карточка французского композитора, а сам автор меньше всего рассчитывал на такой исход, потому и наложил запрет на исполнение. Сен-Санс полагал, что исполнение «Карнавала» пагубно отразится на его композиторской репутации. И только в 1921 году публика услышала сочинение вновь. Единственная часть, которая не подпала под запрет композитора, — это «Лебедь», известный не одному поколению как балетная миниатюра. Зоологическая фантазия представит слушателю аквариум с его обитателями, кенгуру, черепаху, льва и почему-то музыкантов-пианистов, невесть как затесавшихся в эту компанию... Словом, несложно угадать, что всё произведение представляет собой большую музыкальную пародию в четырнадцати частях.
Бенджамин Бриттен. «Путеводитель по оркестру»
Исполнитель: Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Бенджамин Бриттен
Туманный Альбион не особо богат композиторами, почти за три века не появилось ни одного сочинителя, который бы вошёл в историю мировой музыки. Но наконец век двадцатый явил миру личность Бенджамина Бриттена. Сочинять он начал ещё в детстве и к шестнадцати годам был автором симфонии, десяти сонат для фортепиано и шести струнных квартетов. Наследие композитора огромно: он создал немало произведений почти во всех жанрах и стал широко известен ещё и как композитор-просветитель. Одним из самых знаменитых его инструментальных сочинений стал «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», знакомящий слушателей с составом оркестра и тембрами различных инструментов. В качестве темы для вариаций Бриттен взял основную тему из барочной музыки Генри Пёрселла. Сначала весь оркестр исполняет тему — рондо Пёрселла, а затем группы инструментов по очереди играют вариации этой темы, завершая — снова вместе — исполнением фуги на ту же тему. «Путеводитель» был сочинён для документального образовательного фильма «Инструменты оркестра». Но теперь исполняется и отдельно от видеоряда. При желании в Интернете можно найти чёрно-белый фильм, в котором звучат ещё и комментарии «рассказчика». А диск, рекомендуемый к прослушиванию, интересен тем, что за дирижёрским пультом стоит сам композитор.
Эдуард Элгар. «Энигма-вариации»
Исполнитель: Королевский филармонический оркестр, дирижёр Иегуди Менухин
Когда-то Бернард Шоу написал, что Эдуард Элгар «в английской музыке занимает то же место, что Бетховен в немецкой». Но справедливости ради стоит сказать, что Элгар вряд ли займёт место рядом с венским классиком, хотя и знаменит своими шифрами, адресованными потомкам. Английский композитор-романтик Викторианской эпохи сочинил одно из самых загадочных произведений в истории музыки — вариации «Энигма» («Загадка»). Секрет заключается в том, что в каждой вариации, а их всего четырнадцать, автор с помощью аббревиатур зашифровал имена друзей. По словам композитора, музыка первой вариации дополняет мелодию знаменитой песни другого автора. Что это за песня и кто её композитор — Элгар не счёл нужным сообщить. А музыковеды и исследователи утверждают, что слышится русская бурлацкая песня «Эй, ухнем». Любителям головоломок есть над чем подумать.
Прошло более ста лет, а эта музыкальная тайна привлекает и современных меломанов, знаменитая композиция «Clubbed to Death» из саундтрека к фильму «Матрица» — не что иное, как реминисценция на первую и двенадцатую темы вариаций «Энигма» Элгара.
Бах-Вивальди. Четыре концерта для органа
Исполнитель: Антон Хейлер
Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди — два гения эпохи барокко. Кстати, оба были забыты публикой вскоре после смерти. И потребовалось не одно десятилетие для того, чтобы их произведения вернулись к слушателям. Бах очень ценил и любил итальянского коллегу и даже, можно сказать, был в творческом союзе. Правда, Антонио Вивальди об этом так и не узнал... Его концерты и сонаты занимают особое место в органных сочинениях Баха. Но есть шесть концертов, которые не являются оригинальными сочинениями композитора. Это прекрасно выполненные транскрипции скрипичных концертов Вивальди и других авторов. Бах был подлинным виртуозом транскрипции для своего времени и сделал много превосходных аранжировок как собственных, так и чужих произведений. В эпоху Баха орган был инструментом не только сопровождающим богослужение, но с его помощью композитор мог донести до публики свои мысли и эмоции. Органная музыка в Германии обладала особой традицией, сложившейся на протяжении нескольких веков, а своеобразный темперамент концертов Вивальди внёс свежую струю в величавое звучание старинного инструмента.