Застава Ильича (1964)
В начале 1960-х годов в СССР приехал великий итальянский режиссёр Федерико Феллини. На вопрос услужливых советских дипломатов, что маэстро непременно хотел бы увидеть в России, Феллини ответил: рабочие материалы к фильму Марлена Хуциева «Застава Ильича». Разумеется, просьба незамедлительно была выполнена.
Молодой режиссёр Марлен Хуциев к тому времени снял уже несколько картин, и о его особом, поэтичном стиле уже ходили легенды. Так в советском кино ещё никто не работал.
Картина, которую мечтал увидеть Феллини, вышла на экраны с названием «Мне двадцать лет», и её сразу признали манифестом «кинооттепели». Хуциев создал портрет поколения шестидесятников, юных, влюблённых, открытых навстречу жизни. В фильме звучат стихи Вознесенского, Ахмадулиной, Окуджавы, Евтушенко, которые без лишних комментариев ёмко и образно выражают настроения и надежды послевоенного времени. В этой картине в эпизодических ролях снялись молодые Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский, сочтя это за огромную честь. С героями фильма нас разделяют пятьдесят лет, но их переживания, их мечты, их ошибки созвучны и нашему поколению.
Гамлет (1964)
450-летний юбилей со дня рождения Уильяма Шекспира отмечает в этом году весь мир. Полвека назад в 1964 году на экраны вышла картина Григория Козинцева «Гамлет». Она появилась в эпоху «оттепели», поэтому так остро и глубоко звучала в ней тема противостояния личности и системы.
Эта экранизация «Гамлета» — безусловный шедевр, созданный созвездием гениальных актёров и художников, — отличается от других, пожалуй, особым мистическим прикосновением к миру Шекспира. Режиссёр шёл к этой постановке восемь лет, ставил Шекспира на сцене театра, изучал эпоху, копил и записывал свои мысли и переживания. Над созданием декораций Датского королевства и замка Эльсинор трудились лучшие в Союзе специалисты по истории эпохи: архитекторы, искусствоведы и художники. А в роли мятущегося принца Гамлета выступил Иннокентий Смоктуновский. И превзойти его в этой роли, пожалуй, невозможно. «Неладно что-то в датском королевстве» — с первых же кадров заговорит со зрителем музыка Шостаковича и поведёт за собой в историю, на осмысление которой, должно быть, уйдет вся жизнь.
Прошлой ночью в Нью-Йорке (2011)
В жизни любой супружеской пары наступает время испытаний. Фильм рассказывает историю, произошедшую в одну ночь в семье молодожёнов — американцев Джоанны и Майкла. С первого взгляда может создаться впечатление абсолютной идиллии в этой паре: они молоды, красивы, успешны, ну разве что бешеный ритм огромного города мешает им побыть наедине друг с другом.
Вечер в Нью-Йорке, корпоративная вечеринка... и одного мимолётного взгляда достаточно, чтобы в сердце закралось сомнение. Недосказанность, чувства, которые, казалось, ушли в прошлое, — и вот героев картины ждёт испытание — испытание их верности. Этот фильм полезен всем, кто переживает кризис в отношениях, да просто всем, кому интересна анатомия семейных отношений. Стоит отметить, что «Прошлой ночью в Нью-Йорке» — дебют режиссера Мэсси Таджедин, и это особенно приятно, потому как рождает надежду, что в американском кино серьёзные режиссёры будут работать не только в стиле артхаус.
Девушка и смерть (2012)
Эта картина, по признанию самого режиссера — нидерландца Йоса Стеллинга, — своеобразный оммаж великой русской литературе. Но, пожалуй, та концентрированная патока, с которой встречается зритель с первых же кадров фильма, несколько сбивает с курса и уводит от правильного прочтения самой идеи картины.
Джентльменский набор романтической истории: стихи Пушкина, вуали и кудри, Шопен и слёзы разлуки, — но, как ни парадоксально, этот фильм не из категории костюмных мелодрам, которые так обожают женщины во всём мире. Йос Стеллинг известен как мастер психологического кино, и «Девушка и смерть» — картина, повествующая об эволюции мужской души. Какая она — жизнь человека: в юности, с её возвышенными романтическими идеалами и пылкостью; в зрелости, с её энергией, уверенной силой и жаждой побед; и в старости, когда, вспоминая жизнь, человек вдруг понимает, что что-то необыкновенно важное было упущено, что-то хрупкое и невероятно ценное, чем он пренебрёг и что в этой жизни потерял уже навсегда.
Варвара Зуева