Путь
2010
В Испании едва ли найдётся уголок, где не слышали о Камино де Сантьяго, Пути святого Иакова, ведь для Западной Церкви это третий по важности паломнический маршрут после Иерусалима и Рима. Со времён Средневековья тысячи людей прошли по пути, конечная цель которого — городок Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Там в величественном кафедральном соборе хранится рака с останками апостола Иакова, лодка с которыми, по преданию, однажды причалила к галисийским берегам.
Главный герой фильма, врач-домосед, принимает спонтанное решение пройти Камино после трагической вести о том, что его сын погиб в начале пути, попав в бурю в Пиренеях. В дороге герой встречает трёх попутчиков, с которыми поначалу его мало что связывает. У каждого свои причины отправиться в путь: кто-то жаждет культурного опыта, кто-то прячется от своих проблем, кто-то ищет новых знакомств. В фильме узнаваемы все непременные атрибуты Пути: морская раковина — символ апостола, паспорт пилигрима, убогие ночлеги-альберге, «компостела» — сертификат о прохождении Пути. Пусть не всеми пилигримами руководят религиозные мотивы, фильм повествует о главном: Камино де Сантьяго — это, в первую очередь, путь к самому себе.
Ирина Малишевская
Залечь на дно в Брюгге
2008
Криминальная драма… Чего, казалось бы, можно ожидать от этого жанра?
С первых же кадров завораживает операторская работа и красота самого Брюгге — бельгийского города, одного из самых живописных мест Европы. Однако красоты, поражающей зрителя, не способен оценить один из героев фильма — Кен. Для него Брюгге — дыра, где он вынужден «залечь на дно» после неудачно выполненного задания. Кен и его напарник — киллеры. Делать им здесь нечего, да и что можно делать в этом Брюгге? Днями напролёт бродить по улицам, осматривая соборы и галереи, плавать в лодке по каналам — словом, заниматься тем, что составляет мечту всякого поэта… Но Кен — не поэт, и для него это становится настоящим испытанием.
Картина показывает изменение души чёрствого, жестокого, ко всему привычного циника. Метаморфоза происходит, когда он становится свидетелем душевных мук и раскаяния другого человека. Ирландский режиссёр МакДонах рассказывает историю, удивительно достоверно свидетельствующую о глубоких нравственных основах, живущих в душе каждого человека и в какой-то момент изменяющих её — неожиданно и бесповоротно.
Фильм рекомендуется трезвым и умным людям, готовым преодолеть смущение от созерцания некоторой жесткости, и имеющим уши — слышать, сердце — чувствовать, и разум — рассуждать. Среди нескольких вариантов перевода (в том числе и с ненормативной лексикой) лучший, на наш взгляд, — многоголосный дубляж.
Протодиакон Сергий Зуев
Планета людей
2011
За последние годы компания ВВС создала немало документальных сериалов «нового поколения», и «Планета людей» — несомненно, один из самых впечатляющих.
Восемь эпизодов о том, как выживают люди в различных условиях, порой самых экстремальных. Пустыни, горы, саванны, снега Арктики и экваториальные джунгли — в любом уголке мира человек сумел приспособиться к окружающей среде и пустить корни. Высокоразвитые сообщества и дикие, внеисторические племена; разнообразие жизненных укладов, бережное отношение к вековым традициям на фоне прогресса технологий…
Съёмки проходили в сорока странах и заняли два года. Некоторая незамысловатость сюжетов и текстового ряда вполне компенсируется красотой съёмок, завораживающими пейзажами и великолепным подбором персонажей, каждый из которых делится своими секретами выживания.
В конце каждой серии зрителя ждут любопытные подробности работы съёмочной группы. Некоторые редкие кадры достаются очень дорогой ценой и порой требуют рисковать жизнью.
Фильм вполне подходит для семейного просмотра и вызовет живой интерес у детей.
Екатерина Ткачёва
Гавр
2011
Если вы окончательно утратили веру в людей, то, скорее всего, этот фильм именно для вас. Картина «Гавр» финского режиссёра Аки Каурисмяки расскажет историю, которая могла бы произойти в любом современном городе Европы, но декорацией к своей повести автор избрал портовый город в Нормандии — Гавр. Здесь вы не увидите привычной парадной Франции, фотографии которой красуются на туристических буклетах, это провинция, город, населённый рыбаками, портовыми грузчиками и скромными владельцами продуктовых лавок. Тихую, размеренную жизнь Гавра всколыхнуло появление чернокожего мальчика — нелегального иммигранта из Африки. Участие в его судьбе чудесным образом меняет взаимоотношения жителей Гавра, и те, кто был для зрителя очевидно отрицательными героями, вдруг преображаются…
Язык Аки Каурисмяки минималистичен, с помощью скромных средств кинематографа, можно даже сказать — приёмов середины XX века, он рисует предельно выразительную композицию, где нет ничего лишнего. И фильм, по своему сюжету, в общем-то, предсказуемо сентиментальный, заставляет зрителя искренне, по-настоящему переживать, страдать, изменяться и в финале окончательно поверить в реальность чудес.
Варвара Зуева