Имя Антонио Вивальди знакомо даже тем, кто никогда не увлекался классической музыкой. Как это ни странно, но подлинных фактов о жизни столь известного композитора совсем мало, многое из того, что обычно можно узнать о нём, — слухи, за несколько веков ставшие легендами. Сложно представить, но имя и сочинения итальянского композитора были не просто забыты, а потеряны почти на триста лет. И только счастливый случай вернул миру Вивальди в середине XX века. Вероятно, именно в это время человечество как никогда нуждалось в гармонии.
В путеводителе по Венеции конца XVII века значился непременный пункт для посещения — концерт капеллы собора святого Марка, который можно было услышать после воскресной мессы и в праздничные дни. Этот камерный ансамбль состоял из лучших музыкантов Италии. Дело в том, что в XVII веке музыкальным центром Европы была именно Венеция. Здесь в 1637 году открылся первый оперный театр, в который могли попасть как аристократы и городская знать, так и простые лавочники и крестьяне. Венеция буквально дышала музыкой, её можно было слышать везде: в храмах, театрах, ежедневных домашних концертах и на улицах, где, как настойчиво утверждали многие иностранцы, им доводилось слышать лучшие музыкальные импровизации.
Посещавшие Венецию путешественники не только наслаждались поэзией и музыкой, но и искренне восхищались высоким уровнем исполнения простых итальянцев, не получивших никакого музыкального образования. Вот что записал в своём путевом дневнике один поражённый слушатель: «Гармония царит здесь повсюду, и если двое идут вместе рука об руку, они непременно поют, словно беседуя посредством песни; то же и на воде, если несколько человек плывут в гондоле, — и ни одной мелодии без второго голоса, но всегда полифония… На мою удачу в прошедшую ночь барка, в коей помещался отменный оркестр из скрипок, флейт, рожков, контрабасов и литавр, сопровождавший пение превосходного тенора, проплывала по Большому Каналу и причалила в непосредственной близости к дому, где я остановился, — причиной тому была галантность innamorato*, заплатившего за серенаду для дамы своего сердца».
* Влюбленный (итал.)
Именно в этой музыкальной столице мира 4 марта 1678 года явился в мир будущий композитор Антонио Вивальди. Он родился слабым, семимесячным ребёнком; прося Господа спасти малыша, мать младенца дала обет, что сын станет монахом. Антонио рос болезненным ребёнком, что вызывало постоянное беспокойство родителей, и вскоре была выяснена причина — врождённое сужение грудной клетки. По мнению медиков XVII века, именно это и вызывало приступы удушья.
Отец Антонио — Джованни Батиста Вивальди — содержал цирюльню, но это ремесло не помешало ему достичь высот в истинном призвании, в музыке. Он был виртуозом-скрипачом в капелле собора сан Марко, так что неудивительно, что юный Антонио обожал музыку, и любимейшим развлечением его была игра на скрипке, которую он получил в дар от отца. Вероятно, из опасений, что страдающий тяжёлой болезнью сын мало проживёт, родители торопились исполнить данное Богу обещание, и когда юноше исполнилось пятнадцать лет, он принял монашеский постриг.
В двадцать пять Антонио Вивальди был рукоположен в сан священника, но обострения астмы не давали ему полноценно совершать богослужения. Однажды он вынужден был даже прервать мессу из-за приступа удушья. Этот факт породил слухи о том, что Вивальди частенько убегал в ризницу, чтобы записать внезапно посетившую его мелодию — в то время он начал сочинять музыку. В Венеции молодой аббат-композитор стал широко известен ещё и благодаря прозвищу prete rosso — «рыжий священник»; его золотистые длинные волосы были нехарактерной чертой для жителей северной Италии.
Несмотря на болезнь, которая преследовала композитора всю жизнь, он был на редкость энергичен и деятелен — иначе как объяснить его назначение педагогом по классу скрипки в приют для девочек-сирот Санта Мария делла Пьета? Музыке в этом богоугодном заведении уделяли самое серьёзное внимание; слушать пение и игру воспитанниц на музыкальных инструментах приходили высокопоставленные гости и даже члены европейских императорских фамилий. Руководство приюта Пьета было крайне заинтересовано в демонстрации талантов своих учениц.
Строго воспитанные в скромности и послушании девушки были отличным инструментом в руках самого маэстро. Стараясь подчеркнуть мастерство своих учениц, он сочинил многочисленные кантаты, фуги и концерты. Многие богослужебные произведения он посвящал Деве Марии, о чём свидетельствуют сохранившиеся надписи на партитурах. Благодаря труду учениц Пьета — они неустанно совершенствовали свои умения — Вивальди смог вводить в сочинения вошедшие тогда в моду инструменты, такие как волынка, виола да гамба, теорба, псалтерион, кларнет и рожок.
В 1716 году по заказу приюта Пьета Вивальди создал «Торжествующую Юдифь» — ораторию, самое грандиозное из его духовных сочинений. С этой задачей он справился блестяще, уникальная деталь, все партии в произведении были написаны для женских голосов. В основе сюжета оратории библейская история о Юдифи, которая готова пожертвовать собой ради спасения родной Ветилуи. Вивальди смог провести параллели между XVIII веком и ветхозаветной историей. Правда, далеко не все современники смогли прочесть этот подтекст.
В 1716 году, во время очередной турецко-венецианской войны, корабли Османской империи осадили крепость острова Корфу — морские ворота Республики. В те месяцы, когда сочинялась оратория, Республика одержала победу при освобождении венецианской крепости от турок на Корфу. Для Вивальди не было сомнений в том, что осаждённая Ветилуя символизирует Церковь, Олоферн — Порту, а Юдифь, соответственно, воплощает собою Венецию в её служении и преданности Господу. «Торжествующая Юдифь» стала подлинным гимном Венеции, призывающим воюющих венецианцев к подвигу. Вскоре после премьеры оратории, которая была встречена публикой с большим восторгом и стала триумфом аббата-композитора, Вивальди покидает приют Пьета.
Творческая энергия Вивальди была необыкновенна, он сочинил сотни произведений; вероятно, причиной тому послужило ежедневное исполнение музыки: композиций требовалась много, прозвучав один раз, произведение отходило в прошлое. Аббату Вивальди приходилось колесить по всей Италии, совмещая обязанности композитора, исполнителя и даже импресарио постановок и концертов собственного сочинения. Главенствующая роль в его сочинениях всегда отводилась скрипке: двести пятьдесят три из пятисот концертов — скрипичные, с совершенно новой для эпохи барокко специфической окраской. Вивальди-композитор писал «на себя», учитывая собственное виртуозное владение скрипкой. Своеобразие этих концертов, однако, и в голосах других солирующих инструментов — виолончели, мандолины, флейты, фагота, рождавших особую атмосферу.
Такое погружение в музыкальный мир не способствовало укреплению добрых отношений со священноначалием, к тому же вокруг Вивальди ходили недобрые сплетни из-за его тесной творческой дружбы с певицей Анной Жиро. Все эти слухи привели к тому, что в 1738 году в Ферраре Вивальди было запрещено даже отслужить мессу. Справедливости ради надо заметить, что феррарский архиепископ, вероятно, сделал это в назидание другим священникам-музыкантам: всё-таки священнослужители обязаны были не забывать о своём истинном предназначении.
Театральные постановки его опер требовали немалых денежных вложений, и Вивальди, совершенно не умевший вести дела, вскоре погряз в долгах. Он принял решение, сильно затруднившее будущим исследователям поиски его произведений: прекратил всякие контакты с издателями, стал продавать рукописи своих сочинений лично, таким образом, многие произведения Вивальди рассеялись по всей Европе.
Сложности в отношениях со священноначалием и долги заставили композитора в 1740 году покинуть Венецию, в которой он прожил всю жизнь, и уехать в Вену. Вероятно, Вивальди чувствовал необходимость начать новую жизнь. К тому же известно, что он надеялся обрести в Вене новые заказы. В его планы входило получить место придворного композитора у императора Карла VI, для которого он уже писал музыку. Но судьба внесла свои коррективы. Вивальди так и не удалось выбраться из долгов, он почти не получал заказов на новые произведения и так и не удостоился аудиенции императора — буквально через месяц после прибытия композитора в Вену Карл VI отошёл в мир иной. Пришлось распродать все нотные рукописи, которые он привёз с собой из Венеции. Все эти душевные потрясения, пережитые за последний год, привели к скоропостижной смерти композитора. В июле 1741 года аббат Антонио Вивальди умирает, и его скромно хоронят на кладбище для бедных.
В 1926 году в Пьемонте на севере Италии церковная школа затеяла ремонт. Разбирали библиотеку и нашли маленькую, затянутую паутиной дверь в кладовку, в которую лет сто, а может, и больше, никто не входил. Среди хлама и остатков того, что когда-то было книгами, под толстым слоем пыли нашли девяносто семь томов старинных нот. У руководства школы возникла идея продать эти партитуры какому-нибудь коллекционеру. Для оценки был приглашён эксперт из Турина — университетский профессор истории музыки Альберто Джентилли. Можно только догадываться о том, что он почувствовал, когда понял, что держит в руках считавшиеся утерянными навсегда партитуры Антонио Вивальди. К тому времени лишь немногие произведения были известны, да и то в узком кругу специалистов. Имя Вивальди не было окончательно забыто ещё и потому, что музыку итальянского композитора как неиссякаемый источник для вдохновения не раз упоминал в своих письмах сам Иоганн Себастьян Бах. На обработку и изучение найденного клада ушёл не один год, и только в сентябре 1939 года в Сиене был проведён традиционный теперь фестиваль «Неделя Вивальди», который символично стал праздником возвращения миру музыки Вивальди.
Среди музыкальных произведений, которые земляне не раз отправляли в космос как послание предполагаемым цивилизациям, было и одно произведение Вивальди, известное как Le quattro stagioni — «Четыре времени года». Мы неоднократно слышали эту музыку, но всякий раз она захватывает сильным чувством, в ней чувствуется пульсирующая жизнь и дыхание Самого Создателя. Право, не знаю, услышит ли кто-нибудь ещё в нашей Вселенной эту музыку, но осмелюсь предположить, что в ней заложены размышление о человеке и его предназначении в этой жизни. Жизни, в которой есть место меланхолии, любви, тоске и созерцанию. В этом произведении есть гамма чувств, дарованная человеку Создателем, вот почему это, казалось бы, старинное произведение звучит так современно.
Пришлось подождать до конца двадцатого столетия, чтобы собрать и записать всё наследие композитора. И, наверно, не случайно музыка Вивальди явилась миру вновь. Заметьте, нашему поколению посчастливилось.
Скрывавшаяся более двух столетий во мраке музыка явилась при ярком свете дня — музыка, в которой «живительная мощь солнечного ритма царит от первой до последней ноты».
дізнався багато цікавого.