Со времен наскальных рисунков человек пытался изобразить то, что его впечатляет. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. С фотографий смотрят на нас люди, давно ушедшие из этого мира. Можно представить, как на миг застыли, позируя фотографу, патриарх Тихон (Беллавин), митрополит Владимир (Богоявленский), Алексий Мечев, Иоанн Кронштадтский, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). И когда смотришь на фотографии новомучеников, ставшие иконами, вдруг понимаешь, как близки нам эти люди, воплотившие идеал истинно духовной жизни.
Для современных людей фотография — такое же обычное и привычное явление в жизни, как, скажем, шариковая ручка или бумага. Но прежде чем стать таковой, фотография за свои почти 170 лет существования прошла непростой путь от размытого, с трудом различимого снимка до настоящего произведения искусства.
В переводе с греческого слово «фотография» означает «пишу светом». Именно свет является основным и главным инструментом для ее создания. Первые шаги к изобретению фотографии делали еще ученые Древнего мира. Так называемый принцип камеры-обскуры был описан еще Аристотелем. Это устройство считается прародителем фотоаппарата. Принцип его работы довольно прост: когда свет попадает в темный ящик через крошечное отверстие, на противоположную от отверстия стену проецируется перевернутое изображение того, что находится снаружи. Часто таким методом пользовались художники для правильной передачи перспективы и пропорции.
Однако более детальные исследования, которые в результате и подарили миру фотографию, проводились лишь в XIX веке. Официальной датой рождения фотографии считается 7 января 1839 года. Именно в этот день на заседании Парижской Академии наук было объявлено об изобретении Луи Дагером так называемой дагеротипии — способа непосредственного получения позитивного постоянного изображения. Дагеротипиями называли и первые фотографии в то время.
Однако на звание родителя фотографии претендует не только Луи Дагер. Французский физик Жозеф Нисефор Ньепс по праву может считаться не только одним из изобретателей фото, но и первым фотографом в мире. Ньепс начал свои эксперименты примерно с 1816 года. Но получить первое постоянное изображение ему удалось лишь в середине 1820-х годов. Во время эксперимента с литографическими пластинками он вдруг обнаружил, что можно использовать чувствительный к свету асфальтный лак. Положив покрытую этим лаком оловянную пластину в камеру-обскуру (достаточно изученную к тому времени), он направил аппарат из окна своего дома на поместье и оставил открытой на восемь (!) часов. В итоге получилось расплывчатое изображение здания, дерева и амбара. Это изображение было, по всей видимости, первой в мире фотографией.
В 1833 году Жозеф Ньепс умер, и его дело продолжил театральный декоратор и изобретатель Луи Дагер. В последующие годы ему удалось добиться определенных успехов. Ему и достались все лавры первооткрывателя. Вместо асфальтного лака Дагер стал использовать йодид серебра, который обладал гораздо большей светочувствительностью, чем асфальтный лак. Дагер также случайно обнаружил, что, если после воздействия света — то есть экспозиции — обработать пластину парами ртути, изображение получится четче. Позднее он еще открыл, что если промыть пластину раствором соли, то изображение со временем не потемнеет.
Метод Луи Дагера был обнародован в августе 1839-го, после чего Французская палата депутатов одобрила закон о приобретении метода в собственность государства и назначила пожизненную пенсию не только Дагеру, но и сыну Ньепса Исидору.
В Англии известный физик Уильям Генри Фокс Тальбот был весьма удивлен известием об изобретении Дагера, так как считал фотографию исключительно своим открытием. Дело в том, что практически в один год независимо друг от друга Дагер и Тальбот изобрели одно и то же. Отличие технологии Тальбота заключалось в подборе материалов. Он также использовал серебро, но покрывал им не металлические пластины, а обыкновенную бумагу. После чего пропитывал ее воском, и так получал негатив. Затем клал его поверх другого листа бумаги, также покрытого хлоридом серебра, и оставлял на свету, таким образом получал позитивное изображение. Хотя качество фотографии, получаемой методом Тальбота, было значительно хуже, чем у его французского коллеги, все же его метод стал более перспективным. Ведь этот способ позволял делать много отпечатков с одного негатива. К тому же, работать с бумагой было дешевле и проще, чем с хрупкими дагеротипами.
Однако, как часто бывает в истории, Ньепс, Дагер и Тальбот не единственные изобретатели фотографии. После презентации Дагера в 1839 году по меньшей мере четверть сотни изобретателей по всему миру, от Норвегии до Бразилии, заявили, что фотографию изобрели именно они.
Реакция людей на новое изобретение была ошеломляющей. Ученый Гельмут Гернсгейм писал: «Пожалуй, ни одно другое изобретение не захватывало внимание людей с такой силой и не покоряло мир с такой стремительностью».
Но не все принимали новшество с распростертыми объятиями. Некоторые приписывали этому изобретению даже магическую силу и с опаской относились к нему. Так, король Неаполя в 1856 году вовсе запретил фотографию, так как считал ее причиной «сглаза». Именитые художники того времени также с тревогой отнеслись к появлению фото. Французский живописец Поль Деларош однажды заявил: «С изобретением дагеротипии живопись обречена!» Многие художники боялись лишиться своего заработка.
Со временем люди увидели в фотографии мощное средство, благодаря которому можно привлечь внимание общественности. Так, Яков Риис в 1880 году стал фотографировать нью-йоркские трущобы. Говорят, что его фотографии побудили главу Белого дома Теодора Рузвельта провести ряд социальных реформ. А серия живописных фотографий, сделанных Уильямом Джексоном, заставила Конгресс США в 1872 году принять решение о создании Йеллоустоунского национального парка — первого национального парка в мире.
По-настоящему популярной и доступной фотография стала после изобретения портативной, удобной в использовании камеры «Кодак». Ее сконструировал Джордж Истмен в 1888 году. Особенность этой камеры была в том, что вместо громадных пластин внутрь аппарата был вставлен рулон пленки. Отсняв пленку, фотограф отправлял аппарат на фабрику, где пленку обрабатывали, а в фотоаппарат заряжали новый рулон. Таким образом и начался путь массовой любительской фотографии.
Кстати, с тех пор стали применять исключительно слово «фотография» — как самое благозвучное из всех названий этого изобретения.
Очень быстро фотография стала не только предметом восхищения и развлечения, удачное изобретение стали использовать в нужных и полезных целях. В начале XX века фотография стала неотъемлемой частью некоторых документов, например, паспорта. В царской России фотографию стали вклеивать сначала в заграничные паспорта. А в СССР фотокарточка впервые появилась в гражданском паспорте в 1937 году и с тех пор остается неотъемлемым его атрибутом.
Несмотря на неимоверный ажиотаж, фотография все же через 50 лет после своего рождения уступила место на пьедестале популярности. Это произошло, когда запечатленные моменты вдруг стали оживать. На смену фотографии пришло новое открытие, потрясшее мир, — кино… Но об этом в другой истории.