Старые раны Нового Света

История для думающего человека — книга за семью печатями. Сухой перечень фактов и событий едва ли открывает суть и смысл происходящего. Различные интерпретации порой слишком далеко уводят от ответов...

История Америки в общих чертах известна. Но как подобрать ключ к её тайне? Где скрыт этот клад? Стрелка компаса честного и пытливого кладоискателя указывает в сторону Церкви.


Человек мыслит стереотипно и обобщающе. Русские — это медведи, водимые по улицам за кольцо в носу, жуткий холод, много водки и танцы под балалайку. Китай — это прорва низкорослого народа, то ли улыбчивого, то ли прищуренного, послушного вождю и способного запустить ракету в космос из большой рогатки, если резинку натянуть всем миром. Англия — это густой туман над Темзой. Франция — худощавый и высокий мужчина в плаще и берете, разглядывающий женщин из окна кафе.

Скажите только слово — и мозг среагирует фонтаном ассоциаций, если позволят знания. Если знаний мало, мозг лениво выцедит из себя какой-то шаблон, более или менее общий для одной из человеческих групп. Что делать? Таковы законы непреображённой мыслительной деятельности. А какими реакциями отвечает мозг на слово «Америка»?

Бьюсь об заклад, что здесь ассоциаций побольше будет, чем при реакции на имя «Монголия».

Америка — это Вьетнамская война и психоделическая культура. Аминь.

Америка — это страна классического рабства, объявившая раньше других рабству войну. Аминь.

Доллары, джинсы, тычущий перст дяденьки с козлиной бородкой — оттуда. Мозги президента, брызнувшие на асфальт центральной улицы Далласа, — оттуда.

Это консервативное общество с максимальным градусом разврата. Аминь.

Это самые дерзкие небоскрёбы и самая непролазная провинция в десятке миль от ближайших небоскрёбов. Аминь.

Это империя, жонглирующая понятиями свободы и равенства, ради их полной нивелировки. Аминь.

Это — строительная площадка царства антихриста, где больше всего заняты чтением Библии. Аминь. Аминь. Аминь.

Что бы мы ни сказали об Америке, это будет смесь холодного и горячего, смесь, логически невозможная, однако реально существующая. Живой труп, горячий снег. Это — Америка.

Всё можно подвергать сомнению. «А вы там были?» Не был. Другие были, вернулись и рассказали.

Мы-то сами — попроще. Мы пели «Гудбай, Америка, о-о-о, где я не буду никогда...» Раньше слово «никогда» во мне рождало грустную зависть к тем, кто был или будет. Теперь рождает нечто новое, вроде «а оно мне надо?» В Европе вон тротуары шампунем моют, и то не больно хочется во всех городах побывать. А тут: сходи в McDonald’s, пожуй жвачку, не закрывая рта, — и культурное погружение состоялось. Нас и купили яркой этикеткой американского образа жизни во времена недавнего слома эпох. Безусловно, расхожие образы Америки, навязанные массовой культурой, — это экспортный товар. Реальность другая. Но не будем забывать, что в информационную эпоху виртуальная реальность спорит с действительностью почти на равных. Так что человек, понимающий правила бейсбола, вправе считать себя на половину американцем.

Я же по грехам никак в толк не возьму, кто и зачем лупит битой по мячику и кто куда потом бежит. А между тем, результаты этой игры — чуть ли не главная новость утренней газеты.

В «Преступлении и наказании» господин Свидригайлов ассоциировал Америку с путешествием в одну сторону, на тот свет. Такой себе one way ticket. Этот господин был большой оригинал по части представлений о загробной жизни. В то, что эта жизнь есть, он верил. Но считал гораздо справедливее представлять её не в виде Города, сходящего с неба, и огня, который не угаснет, а в виде обыкновенной бани с пауками.

Холодным, серым утром, утомлённый собственным целожизненным развратом, на берегу Малой Невы господин Свидригайлов пустил себе пулю в лоб. За полминуты до отправления в баню с пауками он перекинулся парой фраз с околоточным.

— Здеся не место.

— Я, брат, еду в чужие краи.

— В чужие краи?

— А Америку.

— В Америку?

Свидригайлов вынул револьвер и взвёл курок...

— Коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку.

Он приставил револьвер к своему правому виску...

Мы не хотим совершать подобные путешествия за океан. Господь да сохранит нас от этого! Но жуть как хочется знать, почему все дороги, что раньше вели в Рим, ведут теперь на Уолл-стрит или к Белому дому?

Деньги, свобода самореализации, побег от условностей, царящих на родине? Возможно. Но должно быть что-то ещё.

Царство Божие на земле, но без Маркса, Энгельса, Ленина. Это уже теплее. Коммунизм бредил земным царством справедливости, но без религии, то есть без покаянного шёпота в исповедальне, без первого Причастия, без колокольного звона по воскресеньям. Европейский коммунизм и в теории, и в практике — антирелигиозен вообще и антихрист по преимуществу.

Америка — это опыт построения общества счастья, но без войны с религией. Это смесь европейского индивидуализма и европейской же религиозности.

С одной стороны, везде свобода, речи и крики о ней. Свобода частной собственности, свобода предпринимательства, религиозная свобода, свобода избирательных прав и гражданских собраний. С другой стороны — обязанности, долги. Ты должен быть на молитвенном собрании в воскресенье, ты должен платить налоги, интересоваться политикой, бороться с ожирением и парниковым эффектом. Ты должен улыбаться, должен быть счастливым или, по крайней мере, изображать счастье. Пункция, вытянутая из спинного мозга Европы и впрыснутая в девственные просторы нового континента, — это Америка.

Если поставить вопрос так, что человек может выбирать не только место жительства и род занятий, но и пол; что он свободен спать с кем хочет, делать что хочет, то такой тип свободы станет разрушительным явлением. Речи о свободе станут словесным прикрытием для греха. А свойство греха — убивать свободу в зародыше. «Всякий творящий грех есть раб греха». В силу логической неизбежности рабство греху следует высматривать в той стороне, где громче всего кричат о свободе.

Стоя на таких основаниях, я предлагаю нам всем — и любящим Америку, и ненавидящим её (ибо она всего этого достойна) — точку зрения, ракурс на её историю. Я предлагаю изучать её историю как историю сект или многочисленных протестантских деноминаций, как историю продолжения религиозной жизни Европы и утверждаю, что вне контекста развития протестантизма историю Америки не понять. Лучше не тратить попусту время и заняться чем-то другим. Например, собиранием пластинок Майкла Джексона.

Нет, можно, конечно, можно изобрести и другие подходы. Можно, к примеру, познакомиться с биографиями президентов на долларовых купюрах. Рыжего вояки Гранта с банкноты в пятьдесят баксов, или ирландца Джексона с двадцатидолларового билета. Это тоже путь, и на нём есть интересные открытия. Но всё равно это скольжение, а не погружение. Погружение же обязывает интересоваться жизнью духа. Да и все 43 президента США, как ни крути, христиане. Одиннадцать — члены Епископальной церкви, десять — Пресвитерианской, пятеро методистов, ещё баптисты (кстати, Клинтон), квакеры. Один иеговист (Эйзенхауэр) и один католик, чья жена Жаклин после его смерти стала женой миллионера Онассиса и о чьей насильственной смерти мы упомянули раньше.

Путь предложен. Он длинен, как китайская дорога в тысячу ли. Его одолеет идущий. Я же в развитие темы перечислю несколько фактов, подтверждающих мою теорию.

Первых колонистов в Новый Свет выталкивала Европа. Уставшая, отчаявшаяся добиться гражданского мира и согласия между разными христианскими исповеданиями, почти обезумевшая от религиозных войн Европа заставила своих детей искать счастья там, где европейский Макар телят ещё не гонял. Дети пересекли Атлантику, неся с собой Библию короля Якова и мечту о жизни тихой и безмятежной во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2). Ещё они думали, что исполняют буквально слова апостола: Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь (2 Кор. 6, 17). «Из среды их» — это из среды европейцев, уставших от Варфоломеевских ночей, папских булл и династических споров. Первые колонисты, как и их бесчисленные поздние подражатели, горели желанием начать жизнь заново, и непременно на твёрдом основании слов Христовых.

По степени ревности они были подобны древним монахам, уходившим в пустыни и жаждавшим благодати. Но они были протестанты, и ревность их воплощалась иначе. Они воевали с индейцами, копали, строили, не расставались с Библией, рожали по дюжине детей. Это была протестантская аскеза, вынужденная обживанием новой, неприветливой территории.

Конечно, перемещение в пространстве не влечёт за собой автоматического изменения жизни. Колонисты привезли вместе с собой религиозные распри, уверенность в личном спасении, подозрительность ко всем, кто верит иначе. Убегая от религиозных преследований на старой родине, они умудрились зажечь свои костры теперь уже протестантской инквизиции. Со временем у них начались свои «охоты на ведьм». В 1692 году, к примеру, в штате Массачусетс были сожжены двадцать человек. Те, кто любит отождествлять протестантизм с гуманностью и прогрессом, обязаны знать и эти истории. Если смотреть на Моисеев Закон как на книгу обязательных для общежития норм, как на уголовный и гражданский кодекс, то к числу правонарушителей будут относиться не только воры и насильники, но и колдуны и ворожеи. Диавол есть, должны быть и его слуги. Мысль, работающая в этом направлении, обязательно усмотрит в окружающей действительности нечто инфернальное. Слугой чаще всего будет женщина или девушка. Ева — первая жертва змеиной хитрости. Её дочки любопытны, доверчивы, эмоциональны. Для лукавого они — слабое звено. Всё это было ясно для пуритан как белый день. Вопрос был только в сроках, то есть когда люди решат, что голод, мор скота или ураган вызван бесовским влиянием. Когда чьё-то поведение станет подозрительным? Кого видели ночью уходящим из селения? Кто перестал ходить на службы и неодобрительно высказывается о вере?

Самый громкий процесс против ведьм в Новой Англии имел место спустя семь лет после последнего сожжения ведьмы в самой Англии.

До сегодняшнего дня одним из расхожих голливудских сюжетов является появление диавола в каком-то тихом провинциальном городке. Он внешне респектабелен и ни у кого не вызывает подозрений. Но скоро городок накроет волна взаимной ненависти, прольётся кровь, загорятся здания. Злобный хохот на фоне пожара даст нам понять, что судьба этого городка есть репетиция планетарных событий.

Говорить о бесовщине я не люблю, хотя не сомневаюсь в её наличии. Вернёмся лучше к тем дням, когда всё начиналось. В 1620 году трёхмачтовый барк под названием Mayflower причалил к восточному побережью, высадив на землю 102 поселенца. Это было рождение Плимутской колонии, зёрнышка, из которого выросло дерево Соединённых Штатов. По вере эти люди были в основном пуритане. Что это такое, мы должны знать хотя бы приблизительно — или благодаря одноимённому роману Вальтера Скотта, или благодаря специальной литературе.

Пуритане XVII века — это люди, от которых требовалось ежедневное посещение службы два раза в день и строгое почитание воскресного дня. Они должны были соблюдать крайнюю строгость в одежде, не играть в карты, не читать ничего, кроме Библии и толкований на неё. Жизненный успех, благодаря заимствованию кальвинистских идей, воспринимался как залог спасённости. Детей пуритане крестили, по поводу чего с ними жарко затем спорили баптисты.

Им было очень трудно первое время. Лютые зимы, болезни и неумение добывать пищу в новых условиях поставили жизнь первой колонии на грань исчезновения. Помогли туземцы. Местные индейцы научили белых выращивать кукурузу. Маис стал культовым явлением, далеко выходящим за рамки пищевой пользы. Вот почему и мы теперь жуём попкорн в кинотеатрах! Вот почему Хрущёву покоя не давали успехи США в сельском хозяйстве, и он мечтал обогнать Штаты в выращивании именно этой культуры. Вот почему наши местные протестанты празднуют дни урожая и благодарности за урожай. Они соблюдают традиции американских учителей, хотя нас учат презреть традиции и чтить только Библию.

Хотя жизнь плимутских братьев была спасена добротой индейцев, последних колонисты не жаловали. Они считали их злыми язычниками, врагами народа Божия и, соответственно, жестоко уничтожали. Индейцы сопротивлялись храбро и умело. Эту страницу мировой истории мы можем изучать лёжа на диване и просматривая старые фильмы киностудии «Дефа» с Гойко Митичем в главной роли.

Вообще историю США можно изучать лёжа на диване перед включенным телевизором. «Унесённые ветром» с Кларком Гейблом расскажут о Гражданской войне. Война всегда лишь фон для любовной истории, не правда ли? О Золотой лихорадке, об урбанизации, пережёвывающей маленького человека, расскажет немое кино с Чаплином. Но вернёмся к первым поселенцам.

Гораздо терпимее к туземцам были другие религиозные группы, например, квакеры. Своё имя эти люди получили от английского глагола «трепетать», поскольку родоначальники этого протестантского ответвления благоговейно трепетали от страха, думая о Боге или слыша о Нём. Квакеры основали на восточном побережье колонию под названием Пенсильвания («лесистая земля Пена») в честь отца одного из переселенцев Уильяма Пена. Свод законов этим людям заменяла Библия. Они верили в земное счастье, основанное на любви к Писанию. И хотя их попытка, как и попытки многих других энтузиастов, основать гражданское общежитие только на Слове Божием провалилась, эксперимент достоин уважения. До них подобным экспериментом был увлечен Оливер Кромвель, обязывавший членов английского парламента составлять речи на основании библейских текстов и считавший, что лучший свод законов это — Старый и Новый Завет. Квакеры продолжили на новом месте старые европейские эксперименты и доказали вновь их утопичность.

Городом «братской любви» — Филадельфией — назвали квакеры столицу своего штата. Всякий знакомый с Апокалипсисом, услышав название Филадельфии, должен вспомнить слова: И Ангелу Филадельфийской Церкви напиши... (Откр. 3, 7). Это предпоследний Ангел Апокалипсиса, к которому обращается Христос. Дальше только Ангел Церкви Лаодикийской. После него увещания заканчиваются и начинается драматургия апокалиптических видений.

В Америке текст Библии нужно знать хорошо. Там многие географические названия заимствованы из священной истории. Там боксёр, поднимаясь в квадрат ринга, бормочет псалом, пританцовывая на рэперский манер. Там преуспевающий бизнесмен непременно назовёт Божие благословение главной причиной финансового успеха. Плакаты, напоминающие о десяти заповедях, скульптуры, изображающие скрижали Завета, — такие же непременные культурные знаки, как в Италии фигурки Мадонны в специальных нишах. От Писания не убежишь даже слушая джаз. Половина классических текстов написана на библейские темы. Не стоит упускать это из виду. Как Китай не понятен без конфуцианства, так и Штаты не понятны без специальной теологической подготовки.

Белым людям все китайцы кажутся на одно лицо. Православным людям все протестанты кажутся однообразным месивом. На деле это не так. И нам придётся разбираться в отличиях протестантских деноминаций не по причине любопытства, а по причине их активного вездесущия.

Квакеры, к примеру, не любили воевать и не хотели убивать индейцев. Поэтому их успехи были менее значительны, чем успехи пуритан. Разумеется, мы имеем в виду успехи в этом мире, поскольку в ином мире любая деятельность имеет другую оценку. Ещё более веротерпимыми оказались баптисты. Один из них, Роджер Уильямс, считал, что вера индейцев угодна Богу и незачем слишком активно среди них миссионерствовать. Другой, Джон Элиот, был уверен, что индейцы — это рассеянные и потерявшиеся десять колен Израиля. Этот миссионер создавал лагеря, где учил могикан Закону Моисееву(!). Это, пожалуй, предтечи мормонов, считающих Америку новой землёй Обетованной и вместо Библии предлагающих изучать Книгу Мормона. Кроме Уильямса и Элиота были ещё сотни энтузиастов, которые изучали туземные языки, переводили Писание, шли в вигвамы с проповедью. Некоторых из них любили и слушали. С некоторых снимали скальп. Было это в те времена, когда на Руси только что завершила правление династия Рюриковичей. Так что корни американской нации поглубже будут, чем времена Авраама Линкольна и войны Севера и Юга.

Я устал рыться в закромах памяти и искать факты, подтверждающие мою теорию. Обладай я немецким сладом ума, любая статья грозила бы превратиться в исчерпывающую диссертацию. Но есть другие подходы, кроме немецкого. Можно дать направление мысли, толчок, чтобы заинтересованный человек продолжил поиск и порадовался собственным открытиям. Последняя позиция мне ближе.

Но лишних знаний не бывает. Изучать можно всё: и психологию рабства, и жизнь в индейских резервациях, и великую американскую литературу, и механизм работы Федеральной резервной системы. Но, повторяю, без знания основ религиозной жизни всё это будет знанием исчезающим, как лопнувший мыльный пузырь. Тогда как знания в области религии дают почву всем остальным знаниям и объяснение многим не понятным дотоле явлениям. Простите за назойливость.

Протестантских проповедников американского разлива на просторах матушки Руси сегодня много. Они едут сюда так, как когда-то плыли в Америку их далёкие предки. Это было, с одной стороны, бегством от безумия на родине, а с другой стороны, попыткой научить вере тёмных дикарей. Ныне всё — так же. Мы в их глазах — дикари. Они же бегут оттуда, где никого не удивишь их заезженными шуточками с трибуны. Бегут, чтоб найти себе применение и, глядишь, обратить пару-тройку туземцев.

Нам же нужно понять, что Америка — это политическое и культурное явление планетарного масштаба, корни которого — в истории протестантизма. Тот, кто замечает доллар, но в упор не видит кафедру проповедника, слеп последней слепотой. С ним спорить не будем. Всё равно он ничего не понимает.

Так же слеп тот, кто знает всё о штатовских ракетах, но не знает, что пилоты этой страны перед вылетом молятся. Такой «знаток» проиграет Штатам войну, хотя те и молятся по-протестантски.

Плюсы и минусы этой страны замешаны на идеях реформации. Если не совершить духовную победу над этими идеями, придётся попасть в рабство или в изрядную зависимость от этой специфически духовной страны. Последнее, кажется, и совершается в мире.

Вы спросите, как совершить эту самую духовную победу. Литургическими средствами. Поясняю.

Один православный священник построил храм напротив молитвенного дома, где проповедует «светило», типа Билли Грэма. Священника спрашивают: вы не боитесь, что ваши прихожане разбегутся? А он отвечает: пусть они боятся. Протестантизмом в Америке даже кошку не удивишь. Зато православная Литургия — это настоящее откровение. Серафим Роуз, в бытность Юджином, зашёл как-то в православный храм и почувствовал себя дома. Это не счастливое исключение. Это — залог массовых обращений и возможного успеха православной миссии. Я в это верю.

На Запад нужно смотреть свободно. Без зависти, без злобы, без преклонения. Не нужно ни растворяться в нём, ни проклинать его. Так говорил умнейший Георгий Флоровский. Люди вообще нужны друг другу. Так вот мы нужны Западу, а его опыт и нам не лишний, хотя бы — чтобы ошибок не повторять.

Посему не будем злобно ворчать на заокеанского монстра, а займёмся-ка тщательным изучением истории мира, истории протестантизма и священной истории, чтобы ясно понимать суть происходящих процессов. У нас в сокровищнице православного опыта в сжатом виде есть ответы на все вопросы и вызовы. Ключ к ответам — взгляд на жизнь через призму Литургии. Именно этой сокровищницей надо научиться пользоваться, и ответы на вопросы давать не поверхностные, а по существу.

Ранее опубликовано: № 4 (46) Дата публикации на сайте: 24 Август 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Старые раны Нового Света

Старые раны Нового Света

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Предлагаю нам всем — и любящим Америку, и ненавидящим её (ибо она всего этого достойна) — точку зрения, ракурс на её историю. Я предлагаю изучать её историю как историю сект или многочисленных протестантских деноминаций, как историю продолжения религиозной жизни Европы и утверждаю, что вне контекста развития протестантизма историю Америки не понять.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 32
18:22 06.02.2012 | Игорь
И Американцы и мы - люди грешные. В истории Америки и в нашей истории есть эпизоды, вспоминая которые будет стыдно .
Действительно есть за что Америку хвалить, есть за что и ругать так же как и нас.
02:17 24.12.2010 | Антон
Ув. Анатолий! Давайте внимательно прочитаем житие Марии Египетской прежде чем начнем ставить охрану из ярых неофитов или "бабушек" на вход наших храмов. Давайте дадим им(блудницам и мытарям) самим шанс сделать свободный выбор-в чем приходить в храм и для чего это нужно и на что это влияет. Человек, сделавший самостоятельный выбор выше ценится Богом. Господь пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию.
Сегодня прозрачная кофточка, а завтра глядишь и убка подлиннее, а послезатра краситься перестанет. Ведь процесс преосуществелия человека(изменения греховной природы) может произойти только с помощью Евхаристии. Будем же терпимы ко всем. И если Вы хотите кого-то поправить-сделайте это с любовью. Если же любви не хватает, лучше молча помолиться за такого человека. Потому что каждое слово, сказанное властно и укоряюще, оставляет все меньше шансов того, что человек не разочаруется.

14:26 17.12.2010 | Анатолий
2. И тогда задаешься вопросом, кто больше соблюдает заповеди они или мы православные? Когда даже во время Литургии в храме, ходят и толкают молящихся (забыли притчу о фарисеи и мытаре). Я уже не говорю, об общественном транспорте. Вы говорите о призме Литургии, но многие не знают, что на ней происходит. Детям рассказывают, что это сладкая водичка, в храм заходят в брюках, шортах, в прозрачных кофточках, не ужели от их пожертвований церкви станет лучше, еще Спаситель говорил, «что пожертвование блудниц и лиходеев мерзость пред Богом» (прошу прощение за точность цитаты) но смысл понятен. Может надо как говорит дьякон Кураев ставить прихожан для того чтобы не пускать в храм не подобающе одетым. Может православию более строго отнестись к этим всем явлениям нашего времени и начать бороться за души наших ближних? Начиная с себя (показная роскошь священников), в частности езда на дорогих иномарках и дома проживания. И тогда все увидят, что церковь это не пустой звук, а со страдание, милосердие, любовь и конечно молитва. И православие это тот путь к спасению. Простите за эмоциональность. За статью спасибо, это уже начало борьбы, но не у всех есть Интернет, а журнала в нашем храме я не видел. Спаси Господи!
14:24 17.12.2010 | Анатолий
1.Прочитал много статей на сайте «Отрок» и все коменты к ним. И такое ощущение, что напоили сладким, сладким чаем, иногда попавшим в него зернышками тмина (коменты Сергея и ему подобных) заметьте не перца, а тмина, так как он и не горький и не сладкий. И хочется сказать, что православие это хорошо, это замечательно, но как вспомнишь безпрезорных детей проходящих по вагону метро и просящих милостыню, наших пенсионеров, рекламу презерватива, спиртных напитков, разных гадалок, гороскопа, разных шоу, то хочется спросить, а где наша православная церковь? Почему не возмущается по этому поводу? По чему не лишают церковного общения наше руководство страны? По чему не накладывается эпетимия и не выносится анафема (публично)? Где волнующие проповеди священства (за частую бурмочат себе что-то под нос) и где напоминание прихожанам о соблюдении заповедей вне храма? Почему церковь не участвует в учебных процессах в школах и вузах?
Может из за этого наша молодежь не верит в православие и уходит к протестантам, и разным сектам, и восхищается Америкой и ее образу жизни? Вы говорите о протестантизме, но посмотрите, как они относятся друг к другу, как у них чисто на улицах (чисто не там где убираю, а там где не ссорят), как относится к людям власть (полиция и другие службы) и у кого больше власть воруют у них или у нас?
21:14 18.11.2010 | Николай
Сергею: Я уважаю Ваше восхищение Римом и ИМПЕРЕЙ. Но, империя - это насаждение мирских законов народам, населяющим её, не учитывающим ни вероисповедания, ни других свобод. Я же говорю о ЗАКОНЕ БОГА! Только Он ПРЕЗИДЕНТ, только по законам БОЖЬИМ должен жить человек - для этого его создал БОГ. И никакого сравнения нет с Царствием небесным, ибо его никто не видел, но по Евангилию мы знаем о нём многое. А Евангелие писано Духом Святым. И не надо говоритиь о религии, применяя к ней мирские законы: сравнивая империи, царства и США с Божьим Царством (оно в нас) и Царстием небесным, в котором мы все хотим быть с Богом.А быть, или не быть - это от ВЕРЫ!
18:48 16.11.2010 | Сергей
Все познается в сравнении.

Рим действительно был
веротерпим.

Читайте хотя бы переписку Траяна с Плинием.
Очень мягкое отношение к христианам,
как по тем временам.

Рим нигде не трогал верования
покоренных народов.
Это одна из причин долговечности империи.
Их мало интересовало то , что выходило за рамки их
политических интересов.
Пилат по рассмотрении
дела Христа - что говорит ?
Смысл примерно такой:

"Здесь нет политики - это меня уже не касается,
религиозные дела иудеев - не мое дело ."


Более того многие культы
свободно отправлялись в самом Риме , да хоть Исиды к примеру.
23:26 15.11.2010 | Удивленный читатель комментариев
Сергею: удивительную римскую веротерпимость особенно ярко характеризуют столетия преследования христиан и неисчислимые сонмы мучеников. Ага.
20:55 15.11.2010 | Сергей
Николай - свобода вероисповедания это право
человека выбирать свой собственный путь к Богу.
Человек наделен свободой воли.
Разве нет ?
Разве Христос навязывал кому-то свое учение?

А Рим вовсе не погиб из-за свободы.
Из-за свободы он пять веков
был великой глобальной империей - Pax romana - ,без свободы и веротерпимости
не состоялся бы.
19:34 14.11.2010 | Николай
"понятия свободы и равенства, ради полной их нивелировки...", "правильный котёл культур , как и Рим когда-то..." Этим Всё сказано. А теперь по порядку: Апостол Павел был ярым слугой Иудаизма. Он преследовал Христиан и отдавал на казнь всех его проповедников. И, когда ему Сам Иисус Христос явился, только тогда он понял, что вся его вера не имеет основы, а значит, что он не войдёт в Царствие небесное, ибо только через Иисуса Христа мы сможем войти в Царстие небесное. Поэтому , если свобода вероисповедания, а это --во что хочу, в то и верю-- это действительно КОТЁЛ, но не культур, а сатаны. И от этого души наши не войдут в Царствие небесное, а попадут в сети сатаны. А он им найдёт "царствие" в своём мире!И Рим, к стати, погиб из-за "свободы" ( разврата и убийств, предательства и насилия во благо" свободы делать, что хочу и царства денег возыметь, что хочу"). Ваше восхищение Римом, как и США- это восхищение мирского человека, подвласного восприятию свободы мирского человека, восхищающегося властью, деньгами и производными от них и не думающего о душе человека и о нашем предназначении - жить в Царствии небесном и прославлять в Троице Единого Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь!
22:19 13.11.2010 | Сергей
"Это империя, жонглирующая понятиями свободы и равенства, ради их полной нивелировки. Аминь."

Я отреагировал на єто место.
Єто раз.
Я бы не сводил все к протестантизму.

И вот почему.

США - мультикультурное общество.

Свобода там - не пустой звук.
В том числе и вероисповедания.
Это плавильный котел культур,
как и Рим когда-то.
15:33 10.11.2010 | Николай
Я хочу ответить Сергею. Я не говорил о нациях, полицейских и что США ( как Вы сами сказали:" мировой полицейский"). Я говорил о народе. Мы не говорим о политике( если говорить о ней, лучше на другом сайте), а о религии. Наш Президент один для всех - Единый в Троице Господь Бог!А "проповедники" Бога живого, или только Бога Иеговы, или Бога и Иисуса Христа - это не Единая Святая Соборная Апостольская Православная Церковь во главе с Иисусом Христом , это секты. И по такая этим сектам мы теряем души людей. Вчитайтесь в статью протоиерея Андрея Ткачёва. Там нет ничего о политике. Там - о литургии.
08:22 08.11.2010 | Сергей
В Югославии были впервые массово применены
высокоточные средства поражения.
Во вторую иракскую компанию
ВТО применялось по преимуществу .
Это изменило характер войн.

ВТО для того и применяют , чтобы поражать военные объекты, а не больницы и школы.
В этом отличие от предшествующих войн.

Попадания в школы или больницы - это ошибки и сбои , а не цель.

Просто наши безграмотные СМИ
устраивали истерики без
малейшего анализа.

Вам не нравится , что США
стали мировым полицейским ?
Но кто-то должен делать єту неблагодарную работу.
Уберите полицию - будет хаос.
Хотите жить в хаосе ?
ООН беспомощна.
И только американский арсенал является гарантией стабильности.
Причем больше всего недовольны ролью США как раз те , кто хотел бы на их место.

А тем , кто указывает на
Ирак стоит вспомнить , что советская армия делала в Афганистане.
07:58 08.11.2010 | Сергей
Не надо про мирное население.
Поинтересуйтесь кто были
ацтеки и майя.
Их страшными обрядами и
беспрерывными кровавыми войнами.
Уже надоело слушать про индейцев и негров.

Вся история человечества - непрерывная борьба в которой выживали сильнейшие.

И говорить , что какая то нация белая и пушистая,
а другая по уши в грехах - безсмысленно.
14:52 07.11.2010 | Николай
Ничего не имею против высказываний о религиозности Америки. Но хочу напомнить всем: кто ехал в Америку в основном.Это не только люди, разочаровавшиеся в "старом мире", но , в основном изгнанники из этого мира. Изгои, убивавшие мирное население, авантюристы, желающие в один миг разбогатеть(и на убийствах и ограблении индейцев) и мгого других. И то, что кто-то хочет сделать из этих людей како-то общество добра меня очень огорчает! Моя сестра стала сектанткой - "свидетели Иеговы". Я считаю не только её виной и моей, потому что не смог ей объяснить, потому что не знал, как это сделать, а и виной православных священников, которым и так хватает паствы. И зачем из-за одного чеовека столько трудиться? Каждый сам приходит к богу? Да! Но уму нужно объяснить и помочь, чтобы он не потерял Царствия Небесного. А унас сейчас "проповедники" отнимают души и внимая их религии люди теряют это Царсто! Потму что мы потакаем этому обществу без народа( сборище авантюристов), объявившего себя народом Божьимю
16:44 05.11.2010 | Сергей
Америка - это Боинг и Локхид Мартин.

Это интернет и большая часть открытий и изобретений второй половины 20 века.

Это большая часть нобелевок во всех отраслях.
Это лидер технического прогресса.

Это Генри Форд и Мартин Лютер Кинг.

Это Рузвельт и Кеннеди.
По поводу Въетнама - не надо все валить на Америку.
Это было противостояние двух систем - и только в таком контексте можно об этом говорить.

Америка - это второй Рим.
Это свобода и здравый смысл.
Свобода от зашорености и предрассудков старого света сделали америку тем , чем она является.
00:49 03.11.2010 | Alex37
А может стоит просто задуматься, почему Бог благословил Америку и теперь уже ВСЮ власть отдал ей?
Может по тому, что и рожали и растили они эти "дюжины" детишек, постоянно молились и соблюдали заповеди, меньше пьянствовали и развратничали скрыто, как нвши цари, в своё время? Поучиться бы у них, Американцев, в наше время в парке петь Псалмы, а не матом крыть, как у нас это "православные" делают... Библию читать, а не "ДОМ -2" смотреть и зубоскалить, и не считать, что раз исповедовался и причастие принял, значит имею право ГРЕШИТЬ ещё пуще!!! Много есть и белого и чёрного, как говориться, но стоит задуматься, почему, такая "набожная" царская Россия, была ввергнута Творцом в 70 летнее пленение коммунистическое (вавилонское) Ведь не просто же так это произошло, историю бы полистать, огрехи (грешищи) свои против Господа вычленить, РАСКАЯТЬСЯ за них, и уже навсегда от них отстать!!!!
Да! И ещё бы научиться, братьев по вере во Христа Иисуса, какой бы конфессии не были бы они, не оплёвывать, а любить, как Господь заповедал и петь вместе с ними Богу хвалу!!!
Вот тогда, глядишь, Господь и сподобит нас, опять возродиться....
22:46 18.10.2010 | Елизавета
Все читаю комментарий, и все жду когда-же кто-нибудь вспомнит про то как американцы гордясь собой и выпускающие документальные фильмы о своем героизме упоминают про свою атаку городов Японий Хиросимы и Нагасаки. Города мирные. С обыкновенными, мирными жителями. А это уже не военная тактика а самый обыкновенный терроризм. Только фашисты, террористы и американцы во время войны занимаются просто истреблением жителей. Во время войны в Югославий, в Ираке бомбы шли в основном на школы и больницы. Это документально подтвержденные факты. При этом они же в своих киношках показывают как американские солдаты общаются с иракскими детьми.
15:09 06.10.2010 | Игорь Желада
Жизнь прожить - не поле перейти. 21 сентября 2010 года американский военный пилот подполковник Гарольд Ф. - Хуч Майерс совершил самоубийство.Он не мог вынести постоянные ночные кошмары, которые продолжались с 1999 года, когда участвовал в бомбардировках Сербии http://www.vesti-online.com/Vesti/Svet/83413/Ubio-se-pilot-koji-je-bombardovao-SRJ
13:21 17.09.2010 | Ксения
Прочитала весь номер про Америку.У меня немного поменялось об Америке мнение. Не все же ведь Американцы плохие. Особенно фраза мы нужны им, а они нужны нам.А то мы скоро от этой свой ненависти к ним лопнем.Нужно менять самих себя.
14:16 12.09.2010 | Брат
Все наши экономические реформы, по разрушительности равные атомной бомбардировке, наквязаны нам американскими советниками и приняты под диктовку США. Посольство США финансирует множество деструктивных сект, например,мормонов, а также и пропаганду гомосексуализма на Украине. Посольство Канады - американского сателита, спонсирует введение ювенальной юстиции,осужденной Церковью.
Америка финансирует у нас крымско-татарских сепаратистов,
Америка - уничтожитель Югославии и Ирака. Причем в последнем за время ее оккупации этой страны убито миллион человек в поисках мифической аль-кайды, а в первом - уничтожено 150 православныз храмов.
Чего уж "ворчать нак заокеанского монстра". Будем изучать протестантизм, который в америке издыхает и никому не нужен. Америка - страна победившего дьявола, где последние островки консерватизма затапливаются деградацией, а сектанты одновременно ходят в свои храмы и на дискотеки извращенцев.
Политкорретненькая статейка.
19:58 01.09.2010 | василий
Не хочу хвалить Америку, а вот нас присрамить не помешало бы. Православные русские лётчики сбрасывают бомбы на детей Грузии, хоть я не знаю молились ли они перед вылетами, и что писали на бомбах. А у американца, блаженной памяти о. Серафима(Юджина) Роуза, который прийдя в православие смог его оценить по настоящему и жить по-христиански, нам крещеным с первых дней жизни но живущим как попало, следует многому поучится.
00:41 30.08.2010 | dimitriy01
Спасибо за статью. Об отношении к индейцам могу порекомендовать пронзительный фильм "Похороните моё сердце в Вундед Ни". Не дай Бог нам стать такими "миссионерами". Вообще, американское кино (правильно отобранное) - замечательный источник знаний об этой стране.
13:45 27.08.2010 | Дмитрий
Порадовало, что иеговисты, оказывается - христиане. :)

Непобедимые протестантские летчики молятся перед вылетом, пишут на бомбах "Счастливой Пасхи!" и сбрасывают их на православных детей Сербии...
Непонятно, почему статья в комментах воспринимается, как "хвала братской Америке"? Скорей, это предложение подумать, что выходит, когда "Мы верим в Бога" начинают писать на деньгах...
22:33 25.08.2010 | Руслан.
Что хаять Америку, когда она и из русских состоит? И не среди русских ли появился Ленин? И антихриста, вы думаете, только Америка приведёт? На самом деле - и Россия тоже: http://emigration.russie.ru/news/8/5459_1.html
Паршивых овец везде хватает. И начинать улучшаться надо именно с себя.
18:19 25.08.2010 | Ирина
о.Андрей спасибо за статью!
Ключ к ответам — взгляд на жизнь через призму Литургии. Именно этой сокровищницей надо научиться пользоваться, и ответы на вопросы давать не поверхностные, а по существу.
Посему не будем злобно ворчать на заокеанского монстра, а займёмся-ка тщательным изучением истории мира, истории протестантизма и священной истории, чтобы ясно понимать суть происходящих процессов. У нас в сокровищнице православного опыта в сжатом виде есть ответы на все вопросы и вызовы.Господи умножь и укрепи мои (наши) умственные способности и телесные силы!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: