Украина — не Руанда?

В 1994 году в результате вооруженного переворота в Руанде к власти пришли военные из племени хуту. На улицах появились блок-посты и ополченцы-хуту. Местные СМИ начали подогревать обстановку, называя тараканами всех, кто принадлежал к племени тутси. Новая власть вооружила ополченцев при помощи мачете. Волна насилия и убийств захлестнула Руанду.

Эта скупая хроника очень напоминает события в Украине. Те, кто смотрит украинское телевидение или читает украинские новости, без труда могут переиначить эту хронику так:

В 2014 году в результате вооруженного переворота в Донбассе к власти пришли боевики из самопровозглашенной ДНР и диверсанты из ГРУ. На улицах появились блок-посты и ополченцы-сепаратисты. Российские СМИ начали подогревать обстановку, называя фашистами и нацистами всех, кто принадлежал к приверженцам единой Украины. Новая власть Донбасса вооружила ополченцев при помощи автоматов. Волна насилия и убийств захлестнула Донбасс.

Те, кто смотрит российское ТВ или читает российские новости, легко прочтут вот так:

В 2014 году в результате вооруженного переворота в Украине к власти пришли бандеровцы из фашистской хунты. На улицах Донбасса появились блок-посты и ополченцы, выступающие против фашистов. Украинские СМИ начали подогревать обстановку, называя сепаратистами всех, кто принадлежал к протестующим против фашизма. Новая власть вооружила нацгвардию и правосеков при помощи автоматов. Волна насилия и убийств захлестнула Донбасс.

Какой бы ни была правда, очевидно, что наша история сейчас развивается по тем же законам, что и история небольшой африканской страны — Руанды. Там все закончилось геноцидом, за 100 дней число убитых составило 800 тыс. человек (в основном тутси), а это более 10% населения страны. Если мы в Украине еще не дошли до массового истребления, то лишь потому, что взаимная ненависть пока не достигла нужной точки кипения. Но ведь это еще не конец.

Нам может казаться, что мы — не такие. Мы никогда не дойдем до таких страшных зверств, какие были в Руанде. Уж я-то — человек положительный и здравомыслящий. Уж меня-то никто на такое не подвигнет. Но лучше не зарекаться.

В социальной психологии широко известен эксперимент Милгрэма. В ходе этого эксперимента испытуемому предлагали поучаствовать в исследовании обучаемости человека. Испытуемому доверяли роль «учителя», ему предстояло обучать «ученика». Экспериментатор задавал вопросы «ученику», а «учитель» должен был за неправильные ответы подвергать «ученика» воздействию электрического тока. За каждый последующий неправильный ответ напряжение тока возрастало на 15 вольт. Пределом же было 450 вольт. «Учитель» не знал, что Милгрэм исследует не способности человека обучаться под воздействием тока, а способность человека сопротивляться бесчеловечным приказаниям. Подсадной «ученик» был актером и изображал боль, истерику и даже потерю сознания при «воздействии» воображаемого тока. Если «учитель» отказывался «бить» током «ученика», экспериментатор авторитетно призывал «учителя» продолжать эксперимент, увеличивать силу тока, несмотря на крики и мольбы истязуемого «ученика». Только если «учитель» категорически заявлял о выходе из эксперимента или четыре раза подряд пытался сопротивляться авторитету экспериментатора, истязания прекращались. Так вот, если описать этот эксперимент случайным людям, то 100% из них заявят, что никогда в такой ситуации не дойдут до того, чтобы ударить другого человека током напряжением в 450 вольт. Опрошенные эксперты-психологи довольно единогласно предсказали, что лишь 1% людей (т. е. лишь явные садисты) смогут дойти до конца, до 450 вольт. Однако результат эксперимента всех шокировал: 65% участников подчинились воле экспериментатора и дошли до 450 вольт. Это значит, что 2/3 людей легко совершают злодеяния в случае, если они уверены, что не несут ответственности за них. Потому не стоит быть столь уж уверенными, что руандийский сценарий у нас не повторится, что мы не такие.

Год назад на русский язык была переведена книга еще одного социального психолога Ф. Зимбардо, автора не менее известного Стэнфордского тюремного эксперимента. В ходе этого эксперимента добровольцев из вполне благонамеренных членов общества случайным образом поделили на «заключенных» и «надзирателей» и попросили пожить в воображаемой тюрьме. Через 5 дней эксперимент пришлось прекратить из-за жестокости, которую стали проявлять «надзиратели» к «заключенным». Зимбардо назвал свою книгу «Эффект люцифера, или почему хорошие люди превращаются в злодеев». Изучая результаты психологических экспериментов, а также историю Второй мировой войны, геноцида в Руанде, он пытается ответить на вопрос, почему же хорошие люди совершают бесчеловечные злодеяния. Из его работы можно выделить три основных фактора, которые приводят к массовому насилию:

1) Дегуманизация жертвы. Совершить насилие значительно легче, если отказать жертве в человеческом достоинстве. В Стэнфордском эксперименте «заключенных» не называли по именам, а только по закрепленным за ними номерам. Нацисты называли евреев крысами и паразитами. Хуту называли тутси тараканами. И сегодня мы слышим нескончаемый поток унизительных прозвищ, которые отказывают людям в человеческом достоинстве: майдауны, майданутые, фашисты, нацисты, хунта, каратели, бандеровцы, укры и т. д. С другой стороны им пытаются ответить: колорады, ватники, рашисты. Сложно убить человека, у которого есть семья, дети, свои мечты, стремления, свое представление о счастье, есть имя и фамилия. И значительно легче убить «фашиста» или «ватника», ведь это уже вроде бы и не люди.

2) Деиндивидуализация агрессора. Значительно легче агрессия проявляется тогда, когда царит атмосфера анонимности или обезличенности в толпе. Если никто не знает, что это именно я, то мне легче совершать беззаконие. Темные очки, раскрашенные лица, всевозможные маски, одинаковая военная форма, которая сливает толпу в одно целое, неразложимое на отдельных людей, — все это способствует проявлению насилия.

3) Наличие системы или авторитета, на которые человек перекладывает ответственность за свои поступки. Иногда эта система или авторитет могут быть вовсе надуманными и несуществующими, главное, чтобы человек сам с себя снял ответственность и переложил ее пусть и на нечто вовсе не существующее. Всевозможные организации, полевые командиры, органы власти (как законные, так и самопровозглашенные), воображаемые особые порядки военного времени, — на все это с легкостью можно переложить ответственность и освободить свою совесть.

Но что же можно сделать, чтобы не повторить путь Руанды? Большинство из нас мало влияет на течение истории: другие люди дергают за ниточки, придумывают, как лепить общественное мнение, как достичь своей выгоды за счет народа... И все же на свое место в истории может влиять каждый. Христианин просто обязан сопротивляться перечисленным факторам, чтобы не стать участником какого-либо злодеяния над людьми. Христианин может противопоставить этому веру в то, что каждый человек есть образ Божий. Каждый человек призван Богом от небытия в бытие потому, что Бог полюбил этого человека. Потому и я как христианин не могу, не имею морального права унижать какого бы то ни было человека, отказывать ему в человеческом достоинстве, не видеть в нем человека. Также христианин знает, что Бог его видит всегда, и спрятаться от ответственности перед Богом за чужой спиной не получится. Обмануть можно себя, других, но Бога — никак не обмануть. Потому ни система, ни командир, ни маска не освобождают от ответственности перед Богом.

Большинство христиан скажут, что они и так все это знают, и зачем было томить этими рассказами про Руанду и психологические эксперименты? Но почему-то и среди христиан полно людей, которые кипят злобой на «фашистов» или на «ватников». Множество из нас, зная Евангелие и зная заповеди, все же позволяют себе растить в душе ненависть к мыслящим иначе. Так может, когда закрутится кровавое побоище, многие христиане позволят себе лишать жизни тех, кого они возненавидели, с такой же легкостью, как допустили в сердце ненависть?

Если мы христиане, то наши главные враги — это смерть и ее причина — грех. А значит, тот, кто иначе представляет свое счастье и будущее нашей страны — не враг мне. А вот тот, кто говорит мне, что такой человек и не человек вовсе, а «фашист» или «колорад», и таким образом склоняет меня ко греху, такой человек работает на того, кто первый согрешил, на диавола. Те же, кто поддаются этому темному влиянию, заражаются ненавистью к оппонентам и унижают их, отказывая им в человеческом достоинстве, те не просто согрешают, но и льют масло в огонь конфликта. Вне сомнения, если не потушить этот огонь, мы докатимся до Руанды. Таков закон развития ситуации. И пусть каждый знает: любое унизительное слово в адрес мыслящих иначе, — это его личный вклад в тот страшный огонь, что опустошает нашу страну.

Дата публикации на сайте: 29 Май 2014
Код для блогов / сайтов
Украина — не Руанда?

Украина — не Руанда?

Савва (Гамалий)
Журнал «Отрок.ua»
Наша история сейчас развивается по тем же законам, что и история небольшой африканской страны — Руанды. Там все закончилось геноцидом, за 100 дней число убитых составило 800 тыс. человек. Это более 10% населения страны. Если мы в Украине еще не дошли до массового истребления, то лишь потому, что взаимная ненависть пока не достигла нужной точки кипения. Но ведь это еще не конец.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 26 по 50 из 68
22:58 11.06.2014 | василий
Действительно пропаганда с обеих сторон накалила конфликт между людьми, между теми кто стоит с одной и другой стороны, и видишь проявление этой агрессии в коментариях, но слава Богу есть такие люди как отец Савва, для которых в христианстве важен Христос и Евангелие а не национальные и империалистические идеи, "блаженны миротворцы", дай Бог всем нам смирения, терпения друг ко другу и хоть капельку любви.
Я понимаю что трудо сейчас сохранять холодную голову тем кто находится под обстрелом, вам тяжело на востоке, но да не подвинет с сердец ваших ненависть которая от врага,то милосердие которое от Господа. Молимся за вас, молимся о мире.
12:06 11.06.2014 | Ярик
Человеку для того , чтоб оскотиниться много времени не надо. Что тут говорить после тех недель и месяцев последних событий и массированных информационных атак на умы населения. Как раз СМИ сыграли решающую роль в разжигании ненависти в сердцах людей . Это видно и по комментариям...
11:17 11.06.2014 | Anna
Действительно,отец, почему вы должны верить,когда можно приехать и проверить?! Приезжайте, мои родные с радостью проведут для вас экскурсию по теперешнему Славянску, а я - по донецкому аэропорту и Точмашу. За одно и с батюшкой познакомитесь, который в кафедральном соборе Славянска служит. Хотя, может ему и не стоит верить... мало ли что может показаться, украинским генералам оно, конечно, виднее, из чего обстреливать города.

Где я говорила о том, что правы люди, развязавшие гражданскую войну?
В чем, по-вашему, правда? В том, чтобы хлебом-солью встречать людей, которые приехали к нам на танках?


Да, Восток восстал.
Что было сделано, для того, чтобы снять напряжение,чтобы услышать голос людей, КРОМЕ ввода войск?

Кстати, не знала, что "Их тоже священники кропили святой водой, отправляя воевать.", что РПЦ благословила участников карательной операции. Спасибо за информацию.
21:48 10.06.2014 | Архим. Савва
Anna, вот Вы вслед за фронтменами из ДНР утверждаете, что украинская армия обстреливает город из "Града". А украинская армия заявляет, что не использует "Град". Почему я должен быстренько принять одну из этих точек зрения? Есть ли у меня основания верить Вам больше, чем генералам из армии?
Мне кажется, что большинство людей сейчас просто делает выбор кому верить исходя из своих внутренних и зачастую иррациональных предпочтений. А сделав выбор, делит мир на черную половину и на белую, и конечно же проводит границу так, что сами-то они оказываются на белой. И как удобно и хорошо быть воином света и воином добра! Главное, нисколько не сомневаться в этом и не ослабевать в противостоянии злу.
Вот только на другой стороне баррикад тоже есть христиане, православные. У них на шеях такие же крестики. Их тоже священники кропили святой водой, отправляя воевать.
Так может нету правды в том, что толкает православных воевать друг с другом? Или "православие" у кого-то уже не Христа славит, а что-то другое? А может нету света, а вместе с ненавистью пришла в сердце тьма?
Конечно же, быть воином света лучше, чем искать тьму в своем сердце. А именно с этого и начинается сопротивлению злу: с искоренения зла из своего сердца.
17:13 10.06.2014 | Anna
Отец архимандрит, а разве вы говорили в своей статье о путях примирения? Я что-то не заметила...
Возмутило то, что трагедию Донбасса вы, да и киевская Церковь в вашем лице, низвели до детской разборки в песочнице. Многие, по-вашему,"все же позволяют себе растить в душе ненависть к мыслящим иначе".
Вы это серьезно? Вы считаете,что именно поэтому Донбасс взял в руки оружие?

Вы свои рассуждения дайте почитать духовенству, которое осталось в Славянске. Например, священнику, который в кафедральном соборе несет чреду, ежедневно рискуя жизнью, а в короткие выходные едет,если повезет, под пулями к матушке с пятью маленькими детьми, находящейся на пмж за 200 км. Ему расскажите,как надо относиться к тем, кто с Карачуна обстреливает город залпами "Града"...

Ильин сто лет назад произнес замечательные слова " человек, не сопротивляющийся злу, рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не является злом".
21:03 08.06.2014 | Архим. Савва
Аnna, я не предлагаю способов решения конфликта. Меня ужасает то, что происходит. Но у меня нет рецептов как вернуть мир. Я не политик. Мне кажется, что церковь в целом и любой священник в частности должны проповедовать евангельскую истину. А Господь в Евангелии говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6:33). Если у меня не получилось, простите.
11:47 07.06.2014 | Аnna
Как все гладко в этой статье причесано!
"Кто иначе представляет свое счастье и будущее нашей страны — не враг мне" - вы действительно считаете, что суть конфликта в том,что Донбасс считает жителей
правого берега врагами???

Враги - это те, кто пришли на нашу землю с автоматами, с артиллерией, те, кто имеют совесть бомбить города!
Вы хоть одного человека из "сепаратистов и ватников"видели с оружием в руках вне Донбасса? Хоть один "террористический" отряд с оружием в руках вышел доказывать свою правоту в Киев, Львов или на ту же печально знаменитую Волынь? Что там сми вещают?

Идет истребление жителей двух бывших областей Украины. Страшно, отец архимандрит, вещи своими именами назвать, да? Где же голос Церкви киевской, всечестные отцы? Конечно, молчать, оно-то спокойнее...

Донбасс защищается и будет защищаться!!! Наши дети должны жить!
12:05 06.06.2014 | Константин
Вопрос к редактору и корректору сайта. В этой замечательной статье не поправлено "сила тока возрастала на 15 вольт". Сила тока измеряется в амперах, а в вольтах - напряжение.

Комментарий редакции:
Спасибо. Поправили.

16:54 05.06.2014 | василий
отец Савва исповедует в этой статье истинное Православие, ту веру основа которой любовь, помолитесь за нас отец Савва, чтобы и мы были научены Господом такой вере, спаси вас Господь!
15:34 05.06.2014 | blood clot
дякую за статтю, отче!
09:16 04.06.2014 | Анюта
Продолжение
Обычных людей я люблю и у меня много хороших друзей из западных областей, но ведь это не значит, что я должна поддерживать киевский патриархат, однополые браки, свободу гейпарадов и приветствия "зиг хаель", считать УПА и бандеру героями. Не могу и не буду! Мой прадед до Берлина дошел - он для меня герой! И Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский! Давайте решать мирно - хотят Киевские власти идти куда-то на запад - пусть идут, но не тянут за собой всех. Я туда не хочу, мне туда не надо! В Европу можно съездить в отпуск и вернуться, но не жить там, где днем с огнем сложно отыскать православный храм. Я Родину мою люблю, а моя Родина - мой дом и православная вера!
09:08 04.06.2014 | Анюта
Да, любить и понимать другого - это понятно. Я люблю Украину, в которой выросла...но этой страны уже нет!!! Да, я люблю Укранину, народные песни, свободно общаюсь как на русском, так и на украинском, душой лечу в Почаев, Киев, Нежин, Полтаву, Одессу, люблю Лавры, Днепр, природу, Крым. Да, обычные люди - везде люди, хотя и со своими заскоками, но люди. Вот только жыву я в Донецке, не учавствовала я в спаливании Киева зимой, не поддерживала я ЕС и США, не звала я к себе войска, так почему же я должна любить правый сектор и военных, которые сами пришли в мой город, мою область. Не считаю я правильным мириться с тем, что мой город бомбят, обстреливают, что по ночам часто просыпаюсь от летающих в небе истребителей, что шарахаюсь уже и прислушиваюсь к каждому феерверку и громкому звуку - а не взрыв ли, не обстрел? Что хватать, куда бежать? Я Здесь выросла, я здесь живу, некуда мне бежать - здесь мой дом! Хочется Киеву и Львову в ЕС - так идите, а нас не трогайте и отпустите, нам Россия милее - там Лавры в облогу не берут, в масках и с автоматами не врываются.
11:05 03.06.2014 | Андрей
"Вы же понимаете, что с той стороны речь идет - ни много, ни мало - о полной зачистке несогласного населения, т.е. всего русского и православного."

Наталья, это как раз и есть та неправда и ложь, которой хотят нас разделить те, кому это выгодно. И в первую очередь - "духи злобы поднебесной".

Мы - один народ. У нас одна вера - христианская, православная. Никто никому ничего не навязывает и не говорит, как жить и каких традиций придерживаться и на каком языке говорить. Все спекуляции и искусственные страхи на этой теме - ложь врага (рогатого в первую очередь).

О. Савва, спасибо огромное за вашу позицию и комментарии. Абсолютно согласен.
10:31 03.06.2014 | Андрей
Спаси Бог! Хорошее напоминание о самых важных вещах...
22:28 02.06.2014 | Анна
В храме взяла епархиальный листок, а там отчет с фото о том как майдану помогали и Украинской армии. И благословения от епископа солдатам. В другом храме батюшке проповедовать запретили, когда он призывал не смотреть лживые украинские СМИ. А потом этот же батюшка на вопрос прихожан "а что дальше будет?" вздохнул и ответил: "будем сдаваться". Понятно что киевскому патриархату. А перед этим было письмо о евроинтеграции, подписанное Митрополитом.
Мы люди немощные... нам страшно и тревожно. И вот еще что... в 1917 году тоже было гражданское противостояние. И тоже готовился раскол. Но Господь укрепил Патриарха Владимира и других мучеников. А мы сдадимся(...?
00:38 02.06.2014 | Клаус
Дорогой о. Савва! Искренне благодарю Вас за статью и участие в ее обсуждении. Внимательно прочитав комментарии, в который раз ощутил,что люди как будто живут в разных странах и не подозревают об этом. Я думаю,среди прихожан монастыря должны быть квалифицированные социальные психологи. Нельзя ли попросить их провести соцопрос под условным названием "Страна,в которой я живу", отражающий связь конфессиональной и этнической самоидентификации респондента с его представлением о положении дел как в стране в целом, так и в географически удаленных друг от друга регионах( восток-запад,допустим).
(Ну, например, как он оценивает навскидку,без предварительного изучения существующих опросов, процентное соотношение считающих украинский/ русский язык своим родным и видящих его бытование как единственного или второго государственного; как представляет ,опять же,в процентах, численность верующих разных конфессий по регионам и.т.д.).А потом сравнить результаты с уже известными обычными опросами на эти же темы и опубликовать в сети.Или,может быть, что-либо подобное уже сделано?
18:47 01.06.2014 | оля
Статья мне понравилась... и после неё надо бы задуматься... но когда я прочитала коментарии... - я была шокирована... именно шокирована вашей реакцией праволавные наши братья во христе... у меня болит сердце за всех гражжан юго-востока Украины... помочь я вам ничем не могу кроме как молитвой... да и она наверное до потолка не долетает... не то что до Бога... но я сейчас не об этом... мне больно от того, что вы верете в то что западные украинцы (не люблю всех ЭТИХ „прозвищ”) воюют против вас... не брат идёт на брата... а НАЙМАНЦЫ (они и в Чечне воевали и в других странах... -„работа” у них такая...) а вы ненавидите всех нас... да я тоже с западной Украины... но националистов здесь приблизительно три города... да и там не все жители националист... и что вы теперь нас всех под одну палку ненавести... как же вы не понимаете... что война идет „ЗАПАД ПРОТИВ ПРАВОСЛАВИЯ” очень выгодно было нас поссорить... а это оказалось легко... потому что культура разная... но ВЕРА, ВЕРА то одна!!!!!!!!!!!! не надо об этом забывать!!!!
12:28 01.06.2014 | Архим. Савва
Коля, ну как же так? Сколько можно вот это все: "рагули", "укропы"? Разве Вы не читали: "кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Ин. 2:11). Как Вы можете думать, что движимые ненавистью предлагаете что-то разумное? Аскетика в том, чтобы себя удалять от греха, а не других людей заставлять от себя удалиться.
11:32 01.06.2014 | Николай
--продолжение---

А насчет соблазнов, вы безусловно правы насчет того, что грех живет внутри нас. Но я помню не только историю про кувшин, но и многие другие сюжеты Отечника. И насколько мои скудные умственные способности позволяют сделать выводы, первый шаг к исцелению от греха - это аскетический карантин, удаление от соблазна. Глупо бороться с блудной страстью в женской бане - ты обречен на поражение. Трудно бороться с гневом на войне. Я так думаю, что если удалить себя от западноукраинских рагулей, то тогда будет удобнее бороться с гневом против них, а когда в твой родной город приезжают всякие там Ирины Фарион, и рассказывают, какой ты неправильный - то бороться с гневом гораздо тяжелее.

Вообще то, что вину за агрессию нацистких преступников с запада пытаются повесить на русских украинцев - это тоже очень обижает, знаете. А, например, вот в геноциде сербов в Косово тоже Сербы виноваты, как вы думаете? Кто виноват в геноциде понтийских греков? А в резне армян турками?
11:32 01.06.2014 | Николай
О. Савва, не думаю, что многие в РФ ненавидят Украину. Я сейчас читаю многих русских публицистов, включая достаточно крайних националистов (это ни в коей мере не означает, что я разделяю их взгляды) - и я нигде не увидел ни намека на призывы, скажем, шарахнуть "Искандером" по Львову. Также, нигде не видел щенячьей радости по поводу убитых на Донбассе нацгвардейцев (которых там уже больше тысячи). Конечно, есть жажда мщения за Одессу, за Славянск, но эта жажда выражается в куда более цивилизованной форме, чем пляски укропов на обугленных телах некомбатантов. Современные русские вполне уважают самоопределение украинцев и желание жить в отдельной стране, но естественно у них болит душа за жителей Донбасса, не разделяющих самоопределение жителей западных областей.
10:50 01.06.2014 | Архим. Савва
Николай, Вы же умный человек, Вы не можете не понимать, что никакие границы не помогут сбежать от злобы, которая живет в сердце. Думаете мало украинцев в Канаде пылают злобой на Россию? Или мало русских в РФ ненавидит Украину? А ведь они отделены от Украины границами. Вспомните историю из патерика, в которой монах злился на братию и решил уйти из общежития и жить отдельно. Там он так разозлился на кувшин, что разбил его. Грех - в сердце, и от него не отгородиться границами.
Вспоминая Оруэлла, я хочу лишь сказать, что меня ужасает то, с каким цинизмом самые святые образы используются для манипуляции людьми, как белое называют черным и черное белым, сколько лжи вокруг, как изменились значения слов вокруг, и как все стало напоминать Океанию с ее министерствами мира и правды, сколько вокруг стало двоемыслия. И как мало человечности.
01:54 01.06.2014 | Николай
О. Савва, да, я действительно ненавижу западноукраинцев, вы правы, что уж лукавить. Я говорил только о том, что в желании дистанцироваться ненависть не проявляется. Ненависть - это когда ты берешь в руки нож, закрываешь глаза, и представляешь как перерезаешь бандеровцу глотку. Это страшно, очень страшно - поэтому лучше дистанцироваться - это спасение от захлестывающей ненависти. Я не хочу ненавидеть, я понимаю, что это плохо, но я рациональный человек и предпочитаю абстрактным призывам конкретные планы по деэскалации ситуации. Вот сегрегация - это такой конкретный план, и я не понимаю почему западенцы и им сочувствующие так против. Напоминает мне мужа-деспота, от которого жена хочет уйти, но он ее приковывает к батарее и насилует, оправдывая тем, что очень любит.

Кстати, в вашем высказывании о том, что "русский мир - это по-оруэлловски" ваша позиция таки очень проявилась.
01:43 01.06.2014 | Наталья
Продолжение


По логике этой статьи, мы не должны проявлять активного противодействия, а по приходе новых реалий в каждый дом лично соглашаться или не соглашаться. Получать свою долю репрессий и отваливать. Фактически, по этой логике и воевать с врагами не надо. Это же нехорошо. Жестокость можно проявить. Невзлюбить врага. Что, интересно, имел в виду Сергий Радонежский, благословляя монахов на войну? Что они должны были любя крушить врага и освобождать от них землю русскую, говоря былинным языком? Как-то трудно себе это представить. Враг - это тот, кто хочет насильно заставить тебя, целый народ, жить по своим законам, понятиям и традициям, которых ты совершенно не разделяешь. Если бы у него хватило ума создать для твоего народа условия, нормальные для жизни, тогда можно было бы жить в одной стране, что все и делали до сих пор, хотя многих уже подташнивало. В противном случае, при полном нежелании одной стороны страны слышать другую и, соответственно, невозможности жить в одной стране, я считаю вполне нормальным эти половины разделить и идти дальше параллельно. Вы же понимаете, что с той стороны речь идет - ни много, ни мало - о полной зачистке несогласного населения, т.е. всего русского и православного. Что делать?
01:00 01.06.2014 | Наталья
Замечательно! Про Руанду и тараканов я уже читала. Я не против западенцев (допустимый термин?), я давно уже говорю - пусть они живут как хотят, чтут кого хотят, празднуют что хотят, но пусть они не заставляют меня делать тоже самое. Я считаю, что меня, т.е. русских, в этой стране достаточно много для того, чтобы предоставить нам право на свои установки. Это вполне по-европейски! В противном случае, я борюсь. По-моему, логично.

Невозможно представить себе человека из итальянской части Швейцарии, который бы заставлял человека из французской части говорить по-итальянски и наоборот. Там даже немцы, которых больше всех, не качают права. Почему у нас надо полстраны ломать через колено, кричать про унитарность и после этого удивляться противодействию?

По-моему, учитывая полное фактическое отсутствие унитарности, еще до всяких разговоров про отделение, у Востока были совершенно цивилизованные и справедливые требования - язык и федерация. Никакого криминала и по сути ничего невозможного, было бы, как говорится, желание. И что делать, если с западной стороны никакого желания понимать? И что делать православному человеку? Становиться под знамена нацистов (что не есть обзываловка, а просто констатация факта, не унижающая людей, а определяющая их социальный статус), попирать каноническую церковь в угоду новой власти! То же самое могли сделать люди после революции. Но многие так не сделали и попали в число новомучеников.
00:58 01.06.2014 | Архим. Савва
Николай, в статье я ни словом не обмолвился о своей позиции в конфликте. У меня сердце болит, когда я вижу как христиане теряют человеческий облик и тонут в пучине ненависти. Я не предлагаю путей решения конфликта, не доказываю кто прав. Я о другом. О том, что надо быть человеком и христианином. Христос блудницу не осудил, а может и исцелил от греха, а Вы злорадно западных украинцев проститутками работать отправляете. А потом рассказываете, что ненависти у Вас нет к жителям франковской области. Не пора ли прозреть?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Отрок.ua в:   
Rambler's Top100