Недавно снова посчастливилось побывать в Свято-Преображенском скиту в селе Нещеров, что под Киевом. Справа у входа в храм есть образ, который мне особенно дорог. Копия чудотворной иконы Богородицы «Киккская» была привезена сюда с Кипра 8 лет назад. Божия Матерь бережно обнимает младенца, Своей щекою касаясь Его щеки. Огонёк свечи колеблется от сквозняка. То вспыхнет ярче, то почти совсем потухнет. В голове проносятся храмы, лики, лица...
Кипр и киприоты
Нам с мужем довелось быть в составе паломнической группы, которая передала икону в Украину. Был конец мая, прекрасное время для поездки на Кипр. Летняя жара ещё не вступила в свои права, солнце не тронуло огнём буйную зелень острова. Луга усыпаны миниатюрными алыми маками. Троодоские горы верхушками касаются неба. Там, в тени вековых деревьев, словно ласточкины гнёзда, прилепились к горам древние монастыри. Киккский — самый известный из них. Нам повезло прожить там десять счастливых дней.
Кипр называют островом святых или островом тысячи церквей. Эта земля освящена подвигами многих угодников Божиих. Христианство на Кипре было проповедано святыми апостолами Павлом, Варнавой и Марком. Первым епископом Кипра был праведный Лазарь, друг Христов. Здесь родились святитель Спиридон Тримифунтский и святой Иоанн Милостивый. А ещё киприоты очень почитают святого великомученика Георгия Победоносца и апостола Андрея Первозванного. Сюда на Кипр равноапостольная царица Елена привезла из Иерусалима частицу Животворящего Креста. Здесь хранятся честные главы праведного Лазаря и святых мучеников Киприана и Иустинии. И ещё много святынь и удивительных мест, о которых можно долго говорить и писать.
Наша поездка на Кипр не была обыкновенным паломничеством. Мы ехали целенаправленно в главную обитель Кипра по приглашению настоятеля. Специально в дар Киккскому монастырю в Киеве была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, и мы должны были её передать.
Как только наши священники сошли с трапа самолёта с иконой Богородицы, работники аэропорта и местные жители стали подходить и прикладываться к образу. Нас это и обрадовало, и удивило. Мы, кажется, тоже живём в христианской стране, но можно ли представить, чтобы в Киеве посреди аэропорта люди, бросив свои дела и чемоданы, спешили поклониться святыне?
Удивительный народ эти греки-киприоты! Иногда кажется, что их жизнь — одна сплошная сиеста. Наверное, люди, рождённые и всю жизнь проводящие у моря, не так суетливы и беспокойны, как жители асфальтных городов. Они созерцательны и благодушны. И если, глядя на разморенных солнцем мужчин, сидящих часами в тени прибрежной кафешки и потягивающих прохладное вино, вы подумаете, что они пьяницы и лентяи — гоните от себя эту мысль. Они просто умеют смаковать жизнь, как вино. Мелкими глоточками, наслаждаясь послевкусием...
Впрочем, их жизнь не так уж безмятежна, как может показаться на первый взгляд. Не столько пресловутый экономический кризис и безработица волнуют умы седовласых мужчин, что-то оживлённо обсуждающих у барной стойки под бокал нежного кипрского вина. Нет, они уже отработали своё и пережили столько, что инфляциями и дефолтами их вряд ли испугаешь. И если подсесть к ним поближе и заговорить, сразу станет понятно, отчего так грустны их вечно прищуренные глаза. Они всё ещё чувствуют себя чужаками на этой южной стороне острова, хотя прошло уже почти сорок лет с тех пор, как им пришлось оставить родной север, свои дома и виноградники, а главное — храмы.
В июле 1974 года на Кипре произошёл военный переворот, греческие «чёрные полковники» подняли мятеж и свергли президента и духовного пастыря республики — архиепископа Макариоса. Под предлогом защиты турецкого населения Кипра на остров высадились оккупационные войска Турции. Не встретив сопротивления, они взяли под свой контроль треть территории острова. Кипр был разделён на южную — греческую — и серверную — турецкую части демаркационной «зелёной линией». Двести тысяч греков было переселено на юг. Опустевшие города и сёла обживали переселенцы из континентальной Турции. Храмы и монастыри были разрушены и осквернены. Уничтожены древние фрески, разграблены и проданы по миру иконы. Иерархи Кипрской Православной Церкви живут и управляют своими епархиями по другую сторону границы.
Но не все киприоты 40 лет назад покинули свой родной север. Около десяти процентов православных остались жить на оккупированной турками территории. Благодаря их заботам и трудам ещё не уничтожены окончательно древние православные святыни.
Праздник Пресвятой Троицы
Мы ехали на Кипр в канун праздника Пресвятой Троицы. В программе поездки так и значилось: «Кипр на Троицу». Киприоты живут и служат по новому, григорианскому календарю, но Пасха Господня и праздник Пятидесятницы у всех православных всегда совпадают.
Накануне наш киксский пастырь отец Агафоник пообещал, что праздновать будем не в монастыре, а в небольшом храме. Там — престольный праздник, и нас очень ждут. Низкий ему поклон, такой Троицы у нас ещё никогда не было.
С вечера все мы исповедовались у наших киевских отцов и утром, нарядные и бодрые, подъехали к какой-то деревушке у самой «зелёной линии», на границе с турецкой частью Кипра. Маленький, ничем не приметный храм утопал в рощах оливковых деревьев. Подойдя ближе, мы всё же заметили одну особенность, странную и страшную одновременно. Белёные стены церкви в некоторых местах были насквозь прошиты пулями. Я не разбираюсь в калибрах и орудиях, но эти рваные дыры размером в пятикопеечную монету ещё долго стояли у меня перед глазами. А сколько ещё храмов, раненых или убитых, вопиет к Небу? На Кипре, в Сербии, в Грузии, а теперь и у нас...
Встречать нас вышли несколько старушек в чёрном одеянии и пара пожилых мужчин. Священника здесь нет с 1974 года, как, впрочем, во всей северной (турецкой) части Кипра. Православную общину, рассеянную по городам и деревням, окормляет всего один пастырь. Служить должны были наши киевские отцы и монахи, приехавшие с нами из Киккского монастыря. Литургии здесь не было почти 40 лет! Эти женщины и мужчины успели состариться в ожидании Причастия. Мне сразу вспомнилась преподобная Мария Египетская. Хотя, наверное, эти люди всё же выезжали в ближайшие действующие храмы по большим праздникам. Но сегодня для них великий день, да и для нас тоже. Господи, спаси и сохрани от запустения Церковь нашу святую! — одна мысль крутится в голове. И таким родным ощущается ближайший к твоему дому храм, столь естественно вписанный в окружающий пейзаж и годами не вызывавший ни чувства восторга, ни благодарности.
Потемневшие от солнца и возраста лица кипрских старушек кажутся безэмоциональными. И только глаза, полные слёз, выдают их волнение и радость. В храме светло и чисто. Деревянный иконостас, к счастью, не повреждён. Седой дядюшка неторопливо зажигает от лампады свечи. Священники уходят в алтарь, а отец Агафоник пытается наскоро организовать хор из более-менее поющих участников нашей группы.
Когда чтецы и певчие найдены, начинается литургия. Наши отцы служат соответственно праздничному чину, естественно, на церковнославянском. Изредка отец Агафоник даёт возгласы по-гречески. Бабушки вначале удивлённо вслушиваются в незнакомую речь, но потом успокоенно рассаживаются по стасидиям. Служба совершается торжественно и благоговейно. И новоиспечённый хор на удивление слаженно поёт. Все чувствуют себя соучастниками особого Таинства. Раненый храм, как евангельский расслабленный, после почти сорока лет неподвижного лежания вдруг ощутил движение жизни. Задышал полной грудью.
Хором поём «Отче наш», скоро Причастие... Но одна мысль не даёт мне покоя. «Как это так, на Троицу — и нет зелени? Пойдём, нарвём!», — подбиваю рядом молящуюся дочь священника. Вокруг храма никакого подходящего зелья нет, одни оливковые деревья. Вот уж правда — «заставь дурака Богу молиться...». Ничтоже сумняшеся, ломаем бедные деревья и несём охапку тоненьких веточек в храм. Наши по-детски радуются: какая-никакая зелень. Кипрские бабульки — а мы и им вручили атрибуты праздника — удивляются ещё больше. Одна в недоумении даже надкусила листочек: олива как олива. «Традиция такая», — успокаивает бабушку мой муж. Та понимающе кивает. И откуда ей знать, что в наших широтах оливы не растут.
После причастия всем вместо просфор раздают кусочки вкусного хлеба с кунжутом. Что ж, у каждого свои традиции. По окончании литургии отец Агафоник приглашает всех во двор храма. Там накрыт стол. Сочные помидоры, ломти свежего хлеба, фета и пиалы с ароматным оливковым маслом. Просто и вкусно.
После трапезы приходит время прощаться. Обнимаемся, словно родные. Мы благодарны киприотам за этот необычный праздник Троицы, хоть и немного стыдно за оливы. Они — за такую долгожданную, пусть и малопонятную службу. Киприоты, сжимая в руках зелёные веточки, ещё долго будут стоять у храма, говорить о своём, вспоминать былое. Им есть что вспомнить.
Кипр апостольский
Почти в каждой православной кипрской семье есть хотя бы один Андрей (Андреас). Таковы дань древней традиции и свидетельство народной любви к святому апостолу.
Этот старинный монастырь посвящён Андрею Первозванному и является Всемирным наследием ЮНЕСКО. На средневековых венецианских картах эта гавань значилась как мыс Андрея Доброго. Толпы паломников спешили поклониться месту, где на берег Кипра сошёл апостол Христов. Согласно преданию, на судне закончились все запасы пресной воды. Корабль причалил к берегу, но местность оказалось безводной. Тогда Андрей Первозванный взмолился ко Господу, и источник забил прямо из-под камня. Умывшись этой водой, прозрел слепой сын капитана.
На Кипре проповедовали апостолы Павел и Варнава. В 45 году они прошли весь остров от Саламина до Пафоса и обратили в христианство, среди прочих, римского проконсула. Особенно почитаем здесь апостол Варнава, первый от семидесяти учеников Христовых, уроженец Кипра. Апостол Павел был обезглавлен в Риме, а его друг и ученик Варнава с проповедью о Воскресшем Христе вернулся на родину. В Саламине в 62 году по Рождестве Христовом в возрасте 76 лет он был побит камнями, приняв мученическую смерть от рук соотечественников.
Ученик и спутник апостола Марк похоронил честные останки по иудейскому обычаю в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Варнавы, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.
В конце V века чудесное обретение нетленных мощей апостола Варнавы позволило маленькой Кипрской Церкви именоваться апостольской. Тогда же она получила право самостоятельного избрания предстоятеля и заняла своё место в ряду древнейших поместных Церквей.
Паломники, останавливаясь на Кипре по пути в Иерусалим, стремились посетить гробницу апостола и молитвенно почтить его память. Над местом его погребения ещё в V веке возвели храм. В XII веке здесь возник монастырь, главный храм которого выстроен на фундаменте той самой древней базилики. А в 1974 году насельников монастыря изгнали из обители. Они, как и большинство православных киприотов, вынуждены были переехать на юг.
Кошкин дом
История этого замечательного места почти сказочная. Рассказ о нём можно было бы начать словами: «У лукоморья дуб зелёный...», вот только вместо дуба здесь — оливы. Зато «коты учёные» — в большом количестве. Монастырь так и называют — «кошачьим»: в обители нашли приют множество усатых-полосатых потомков тех легендарных кошек, которые некогда спасли остров.
Легенда гласит, что в начале IV века на Кипре царила сильная засуха, длившаяся целых 17 лет. За это время на острове расплодилось огромное количество ядовитых змей. На полуострове Акротири солёное озеро просто кишело гадами. Местные жители в страхе покидали свои дома. По преданию, именно в это время мать византийского императора Константина — царица Елена — отправилась в Иерусалим на поиски Креста Господнего. Уже обретя Крест, на пути домой она посетила Кипр. Узнав о змеином нашествии, Елена приказала доставить на остров из Египта и Малой Азии тысячу кошек. На кораблях храброе кошачье воинство покидало родные берега, чтобы навсегда поселиться на Кипре. Присмотр за котами поручили пустынникам, построившим здесь, на Акротири, храм. Вокруг него впоследствии и вырос монастырь. А так как основным занятием местных жителей было рыболовство и мореходство, храм освятили в честь святителя Николая — покровителя моряков. Что до кошек, говорят, с поставленной задачей они справились прекрасно, и уже через несколько лет Кипр был очищен от змей. Кошки стали здесь «культовыми» животными.
Сейчас в Свято-Николаевском монастыре на одну монахиню приходится по десять кошек. Заботливые сёстры сначала кормят своих питомцев, а уж после сами идут к трапезе. А местные рыбаки, по старой традиции, в день праздника святителя Николая весь свой улов отдают монастырским кошкам. Полуостров Акротири весь утопает в оливах, здесь в обители продаётся самое ароматное оливковое масло. А ещё сёстры монастыря пишут иконы. И большие для храмов, и маленькие для паломников — на глиняных дощечках. Хлебосольные матушки нас замечательно принимали. Целый день мы провели в гостях у святителя Николая, покровителя не только мореплавателей, но и всех путешествующих.
Пафос
Дальше наш путь лежал в Пафос, библейский Паф, город в юго-восточной части Кипра. Любителям античности здесь расскажут о том, что Пафос — родина Афродиты. Для христиан же это место связано с именами апостолов Павла и Варнавы, проповедовавших на Кипре. У церкви Панагия Хрисополитисса в Пафосе туристам показывают часть древней колонны, к которой, по преданию, был привязан и бит плетью, свитой из 39 ремней, апостол Павел. По другой версии, во время второго своего посещения Кипра Павел сидел в тюрьме, когда-то находящейся на месте церкви Хрисополиттисса.
В тринадцатой главе Деяний святых апостолов подробно описывается чудо, которое совершил на Кипре апостол Павел. По слову Павла был ослеплён волхв Елим, который не пускал апостола к проконсулу-римлянину Сергию Павлу. Видя в этом наказании явное чудо Божие, правитель Кипра уверовал во Христа. Создав на острове мощную христианскую общину, святые апостолы покинули Кипр.
В нескольких километрах от Пафоса, в горах, есть ещё одно место, посещаемое паломниками и туристами. Это монастырь преподобного Неофита Затворника. В пещере на отвесном горном склоне, где подвизался святой, сохранились его келия и храм.
«Неофит» в переводе с греческого буквально означает «недавно насаждённый». Так принято называть новообращённого, недавно уверовавшего человека. Святой Неофит родился в 1134 году в большой бедной крестьянской семье вблизи местечка Лефкара. Когда ему исполнилось восемнадцать, родители решили женить его, но юноша мечтал посвятить себя Богу. Неофит тайно ушёл из дома и поступил в монастырь. Первым его послушанием было ухаживать за виноградниками. Юноша был неграмотен и мечтал учиться. Самостоятельно он освоил некоторые начала грамоты и даже выучил наизусть всю Псалтирь. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, занимаясь также составлением духовных сочинений. Поскольку образование его не было полным, все его творения были написаны не высоким стилем той эпохи, а на разговорном греческом языке, а точнее — кипрском диалекте. Большая часть его сочинений — девять из шестнадцати книг — были обнаружены в библиотеках за пределами острова. Они и составили сборник под названием «Творения преподобного Неофита Затворника», не так давно изданный заботами насельников основанного им монастыря.
Больше десяти лет преподобный Неофит пробыл в затворе. Скончался святой около 1214 года. В 1756 году были найдены его нетленные мощи, которые были перенесены в главный храм монастыря.
Гробница Лазаря
Кипр навсегда связан с именем праведного Лазаря, друга Господня. В городе Ла`рнака хранятся честная глава и гробница святого. Лазарь, на четвёртый день по смерти воскрешённый Иисусом, был живым свидетелем истинности христианской веры. А от свидетелей, как известно, спешат избавиться. Вот и фарисеи спешили. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин. 12, 10–11). Брат Марфы и Марии был вынужден покинуть Палестину и скрываться от преследований на Кипре. Здесь на острове праведный Лазарь прожил более тридцати лет. Святые апостолы Павел и Варнава рукоположили его в епископы города Китиона — так во времена Лазаря назывался город Ларнака. В сане епископа святой Лазарь прожил ещё 18 лет и умер в 63 году — во второй раз.
В конце IX века здесь была найдена мраморная гробница с надписью «Лазарь четверодневный, друг Христов». Так древний город Китион обрёл нетленные мощи своего покровителя и новое имя — Ла`рнака, от греческого λάρναξ — гроб, урна. Узнав о находке, византийский император Лев VI Мудрый приказал перевезти мощи святого Лазаря в Константинополь. Но дальновидные киприоты не вполне выполнили царский наказ. Честная глава друга Господня никогда не покидала остров. Там она хранится и поныне.
Прямо под иконостасом есть маленькая, высеченная в скале церковка. В ней находятся две гробницы. В одной из них когда-то и был погребён Лазарь. Известны случаи, когда люди, страдающие неизлечимой болезнью, ложились в гробницу Лазаря и по вере получали исцеление.
Согласно преданию, праведного Лазаря навещала на Кипре Сама Пресвятая Богородица. Она передала ему собственноручно сшитый омофор. Спустя десять веков Богородица посетила Кипр ещё раз — Своей чудотворной иконой.
Чудотворный образ
Вам доводилось когда-нибудь побывать выше облаков? За исключением тех случаев, когда вы летите на самолёте? На одной из вершин горного массива Троодос есть такое место, где можно смотреть на облака сверху вниз. Это место называется «Трон Богородицы». В старину здесь действительно стоял деревянный трон, на который ставили Киккскую икону, моля Богородицу ниспослать дождь. В 1935 году место деревянного трона заняла бетонная кувуклия. Недавно её заменили другой, более эстетичной и величественной. Рядом находится могила первого президента республики Кипр — архиепископа Макариоса III (1913–1977). Тринадцатилетним мальчиком он пришёл в Киккский монастырь и рядом с обителью, на вершине Трони, впоследствии завещал похоронить себя. «Отсюда я буду видеть весь Кипр», — говорил архипастырь. И правда, вид отсюда открывается удивительный. Паломники, приезжающие в Киккский монастырь, обязательно три километра пешком поднимаются сюда, чтобы помолиться Божьей Матери и отслужить литию на могиле предстоятеля-президента.
История иконы уходит в далёкое, почти сказочное прошлое древней Византии. Однажды около 900 лет назад в лесах Троодоса во время охоты заблудился византийский наместник Кипра — Мануил Вутомитис. В поисках дороги он наткнулся на келью монаха Исайи, подвизавшегося в горах. На вопрос «как найти дорогу?» старец ничего не ответил. Разгневанный правитель ударил отшельника. Когда же он всё-таки выбрался на дорогу и вернулся в Никосию, то неожиданно заболел страшной болезнью. Тогда Мануил понял, что виноват перед старцем, и стал молить Бога о выздоровлении, обещая повиниться перед Исаией. Мольбы наместника были услышаны, и он исцелился. Подвижник простил вельможу, но велел ему отправиться в Константинополь к императору Алексею Комнину и привезти на Кипр чудотворную икону Божией Матери, хранящуюся в его покоях. Добавив, что такова воля Самой Царицы Небесной.
Император, услышав рассказ своего наместника, не захотел расставаться с чудотворным образом и велел написать точную копию иконы, чтобы отправить её на Кипр. Тогда тяжело заболела дочь императора. И тот понял, что Пресвятая Богородица желает, чтоб Её чудотворная икона пребывала на Кипре. Император согласился отдать икону, но с одним условием — чтобы Лик Матери Божией на иконе всегда пребывал закрытым.
По сей день икона почти полностью занавешена бархатным покровом, только нижняя часть её открыта для лобызания верующих. Лик Божией Матери никогда не открывают. Считается, что икона имеет портретное сходство с Самой Богородицей, ведь, по преданию, образ был написан при Её жизни святым евангелистом Лукой. Киевский путешественник и публицист Василий Григорович-Барский, посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия и то только после того, как сначала перенесут её на вершину Трони, где поют молебен, причём лика Богородицы они не видят, поскольку тот обращён к небу.
Здесь, в месте изначального пребывания иконы, по приказу и на средства императора Алексея Комнина был построен главный монастырь Кипра — Киккский. Икона пережила четыре пожара, каждый раз полностью уничтожавшие монастырские постройки. Она и сегодня остаётся покровительницей не только Киккского монастыря, но и всего Кипра, хранимого предстательством Самой Пресвятой Девы, некогда ступившей на эту благодатную землю.
Десять удивительных дней, насыщенных событиями и встречами, мы провели на Кипре. Всё это время наша группа жила в Киккском монастыре и оттуда, в сопровождении архимандрита Агафоника, паломничала по монастырям и храмам. Все мы замечательно сдружились и общаемся до сих пор. Эта поездка что-то изменила в мироощущении и в жизни каждого из нас. Вскоре после посещения Кипра сразу несколько бездетных женщин стали мамами. Один мужчина стал священником, а другой — ушёл в монастырь. Кто-то сочтёт это простым совпадением, ничего общего не имеющим с чудом.
Но разве не бóльшим чудом было исцеление расслабленного или воскрешение Лазаря? Что изменилось с тех пор? Трезвомыслящих циников хватало и тогда, и теперь. Но во все времена были и чудаки, способные не раздумывая довериться Господу и в ответ услышать: «Вера твоя спасла тебя».